Компетенции школьника XXI века
Марква Елена Николаевна
Изменения в мировом экономическом и политическом сообществе, влияющие, в том числе, и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться в течение всей жизни. Учиться находить верные или неверные решения в сложных жизненных ситуациях, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.В последние десятилетия в мировом сообществе широкое признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат метапредметные умения и навыки, имеющие приоритетное значение над узко предметными знаниями и навыками. Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Компетенции школьника XXI века подразумевают сформированность метапредметных умений и навыков, таких как: умение «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов», умение учиться всю жизнь и гибко реагировать на быстроменяющуюся информационную среду. Способность к абстракции, развитию критически и алгоритмически мыслить, аналитически подходить к информации, способность осознавать целостную картину мира, опирающуюся на понимание глубины связей всех явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Сформированные компетенции призваны показать ребенку, как можно вне школы применять школьные знания, логику, здравый смысл и свой жизненный опыт. Важнейшими являются те компетенции, которые помогут ребенку использовать знания для поиска решений в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни – взаимодействие с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации.
Вот некоторые базовые компетентности современного человека, которые можно назвать компетенциями школьника XXI века.
- Ценностно-смысловые компетенции (формирование системного мышления, способности выстраивать ценностные ориентиры в жизни, умение видеть взаимосвязи разных элементов окружающего мира, понимать и ориентироваться в этом окружающем мире, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения, формирование навыка работы в ситуации неопределенности).
- Общекультурные компетенции (формирование знаний в области особенностей национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, умение оценивать роль науки и религии в жизни человека и их влияние на эволюцию социума).
- Учебно-познавательные компетенции (формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, научное объяснение явлений, анализ данных и использование научных доказательств для получения выводов).
- Информационные компетенции (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем и личностного роста).
- Коммуникативные компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать поведение собеседника, умение эффективно выстраивать речевую деятельность и поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущего конкретному этносу).
- Компетенции личностного самосовершенствования (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к своему здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы, рефлексия).
- Социально-трудовые компетенции (формирование межотраслевой коммуникации, социальной активности и функциональной грамотности, умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, ориентироваться на рынке труда, умение структурировать межличностные взаимоотношения, планировать совместную деятельность и эффективно сотрудничать с другими людьми в процессе достижения общего результата, воспитание мотивов трудовой деятельности).
Одним из направлений применения таких умений в предметах естественно-научного цикла является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по географии, биологии, физике и химии (ЕГЭ, ГИА). Это задачи на умение использовать приобретённые знания на уроках естественно-научного цикла в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь предметов естественно-научного цикла с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самих предметов в течение всей жизни человека.
Задания, которые формируют естественно-научную грамотность учащихся очень многих стран оцениваются в международном исследовании с аббревиатурой PISA (по-русски это звучит как «Международная программа по оценке учебных достижений учащихся»), наряду с математической и читательской грамотностью. Фактически в исследованиях PISA изучается и оценивается потенциал молодых людей каждой страны и всего мира, который понадобится для последующего решения уже не учебных задач, а любых проблем, важных для развития их стран и мира в целом.
Естественно-научную грамотность определяют как способность и стремление человека участвовать в обсуждении и даже решении тех проблем, связанных с использованием достижений естественных наук и технологий, которые встают перед человечеством и обществом. Участие в обсуждении проблем или поиске путей их решении невозможно без обладания такими компетенциями, как вышеперечисленные компетенции школьника XXI века.