Статья
Современные образовательные технологии
Шаталов Антон Владимирович
Технологии не заменят учителей. Но учителя,
которые используют технологии, возможно,
заменят тех, кто не использует.
Рэй Клиффорд
Еще сравнительно недавно говорили, что «учитель – это источник всех знаний, а ученик должен получить знания из этого источника». В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) находится системно-деятельностный подход, гарантирующий:
которые используют технологии, возможно,
заменят тех, кто не использует.
Рэй Клиффорд
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (личностный подход).
Основным требованием становится выполнение государственного образовательного стандарта и основной образовательной программы по уровням: урок должен соответствовать запросам государства, должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире; на уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение учиться, работать в коллективе. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования и формировать базовые компетентности современного человека:
– информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
– коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
– самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
– самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Но как нам, учителям, к этим результатам прийти?
Уверен, что одним из путей, которые сегодня помогают учителям выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ, становятся современные образовательные технологии.
Обратимся к словарю терминов и увидим, что слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Петербургский опыт мастеров общего образования СПб АППО (Муштавинская И.В., Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н.) говорит о следующем перечне технологий, которые соответствуют подростковому возрасту и являются приоритетными в основной школе:
– технология организации самостоятельной деятельности школьников;
– технология организации исследовательской деятельности школьников;
– технология организации проектной деятельности школьников;
– технология проблемного обучения;
– технологии развития критического мышления;
– технологии диалогового взаимодействия;
– технология «Педагогическая мастерская»;
– технология кейсов.
Этот список можно продолжать, к тому же все технологии между собой тесно связаны.
Любой даже самый опытный педагог хоть раз задавался вопросом, как найти такую технологию, чтобы обучить и получить качественные результаты на своем уроке?
Лично мне всегда непросто подбирать наиболее эффективные технологии для обучения английскому языку, нужно учитывать сложности:
- разные индивидуальные стили познания моих учеников («Всем ли ученикам подойдет эта технология?»);
- незнание точных методических аспектов использования технологии, временные затраты на изучение приемов, этапов, стратегий («Где изучить и как правильно применить технологию?»);
- трудоёмкость самоанализа оценки использования технологии («Где найти силы для самоанализа и оценить эффективность использования технологии?»).
Однако, даже если педагог заимствует технологию в свою работу невозможно ее применить без творчества. На мой взгляд, творчество – самая успешная педагогическая технология учителя. Весь спектр технологий может раскрываться в руках творческого педагога, готового искать новые подходы к обучению и воспитанию и с интересом их осваивать.