Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время
Ляпко Ирина Петровна
Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамичность Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, но меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функции Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования. Что такое метод проектов. Под проектом (от лат. Projectus — выдвинутый вперед) в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понимается:1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план.
Проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных развлекательных и других проектах. Проекты под названием «Метод проблем» уже 80 лет начали активно внедряться и в школьную преподавательскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Подробное освещение метод проектов получил в работах американских педагогов У. Х. Килпатрика и Э.Коллингса, которые пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом. В 1920-е г.г. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования «школы учёбы» в «школу жизни», где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: «Поможем ликвидировать неграмотность», «Вред алкоголя» и т. п. Неудивительно, что уровень образовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполнением ими практической работой. Поэтому универсализация метода проектов была осуждена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.
За рубежом метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность, за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980–1990-х г. г., в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Следует различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную образовательную технологию — «метод проектов». Проект, как было указано выше, это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта. Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Под методом проектом в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов. Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отличается рядом признаков от учебно-исследовательской.
Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта.
Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сущности и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде. Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учёт социальных и культурных условий, т.е. учёт позиций других участников проекта.
Этапы проектной работы. На начальном этапе важной представляется выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполняемому проекту. Подготовка к работе над проектом включает в себя определение руководителей и т.е. создание инициативной группы школьников; поиск или выбор проблемы среди спектра вопросов, требующих решения; определение темы с точки зрения её необходимости, реальности (т. е. соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулирование цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средств; сбор необходимой для начала проектирования информации; макетирование или моделирование финального продукта; планирование предстоящей деятельности; формирование рабочих групп и определение задания для каждой; разработку критериев контроля. Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всех принимаемых решений на основе согласования их интересов (мозговой штурм, анализ первичных идей, выявление альтернатив, выбор оптимального варианта). Поисковый этап предполагает сбор и анализ информации, полученной на основе наблюдений, данных экспериментов, личного опыта, взаимодействия с компетентными специалистами или сведений, содержащихся в печатных изданиях, архивах. Результаты обсуждаются в микро-группах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите. Успех проекта во многом зависит от оформления его макета или модели. Итогом проектной деятельности являются презентация и защита её финального продукта. Подготовка начинается с разработки сопроводительной документации и письменного отчёта, а также устного выступления представителей микро-групп и координаторов проекта на публичном его обсуждении. Одновременно пакет документов передаётся рецензентам и внешним экспертам для заключения. Остальные учащиеся школы знакомятся с материалами из стендовой информации о проектной работе. Во время устной защиты, по форме, напоминающей процедуру обсуждения научной работы, авторы представляют и обосновывают актуальность, значимость, новизну и логику своего проекта, отвечают на вопросы слушателей и замечания, содержащихся в отзывах оппонентов. Однако работа над проектом не может считаться завершённой без анализа самими учащимися (рефлексии) как стадий его подготовки, так и результатов публичной защиты. Некоторые учебные проекты могут иметь и больше этапов, что определяется в каждом конкретном случае. Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения. Завершая анализ теоретических проблем использования проектной технологии, необходимо отметить и некоторые её негативные стороны. Так учителя и методисты отмечают: неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы над проектом (нарастание напряжения накануне презентации); сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; - увеличение риска неудачного окончания работы учащимися.