Образовательные технологии как средство достижения
метапредметных результатов при изучении предметов
естественнонаучного цикла
Алексеева Наталья Васильевна,
преподаватель химии ГАПОУ
«Колледж туризма и гостиничного
сервиса Санкт-Петербурга»
преподаватель химии ГАПОУ
«Колледж туризма и гостиничного
сервиса Санкт-Петербурга»
Расскажи – и я забуду
Покажи – и я запомню
Дай попробовать – и я пойму
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Новые требования к результатам обучающихся привели к необходимости изменить содержание обучения для достижения высокого качества образования. Это возможно с применением принципа метапредметности.Покажи – и я запомню
Дай попробовать – и я пойму
Метапредметные результаты – это сформированная способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике.
В ФГОС нового поколения чётко определено, что должны отражать метапредметные результаты освоения образовательной программы. В первую очередь речь идёт о самостоятельности. Самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Хочу поделиться опытом, как это можно осуществить на уроках химии, используя образовательную технологию – проектную деятельность. В современном образовании главная задача учителя – не передавать знания ученику, а научить его учиться в результате собственной деятельности. Поэтому большое внимание уделяется учебно-исследовательской и проектной деятельности. Метод проектов, в последнее время широко используется в педагогической практике, становится очень актуальным. Применение этого метода позволяет направить деятельность обучающихся на решение конкретной учебной или воспитательной проблемы, способствует более глубокому усвоению учебного материала. Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных компетенций, т. е. умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности, результатами не может считаться демонстрация знаний, умений и навыков. Нужен продукт. Например, информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Для создания проекта ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее всё необходимое для принятия решения. Результатом проекта обязательно является собственный, созданный учеником, образовательный продукт. Высокомолекулярные соединения - белки были изучены в полном объёме на уроках химии и биологии в программе среднего (полного) общего образования, а также на уроках технологии продукции общественного питания. В тематическом планировании, составленном в соответствии с основной профессиональной образовательной программой по специальности 260807 Технология продукции общественного питания, тема одного из уроков, изменения белков при тепловой обработке сырья и готовых продовольственных продуктов. На этом уроке я использую образовательную технологию – проектную деятельность. Это мини-проект продолжительностью в два урока. Результатом проектной деятельности студентов становится таблица «Изменения, происходящие с белками при кулинарной обработке». Изучив теоретический материал, студенты должны найти примеры, использования в технологии данных процессов, связав их с профессиональными компетенциями. Заполнение таблицы происходит на уроках химии.
Вид изменения | Сущность изменения | Изменения в структуре белковой молекулы | Формирование профессиональных компетенций |
Гидратация | |||
Дегидратация | |||
Денатурация | |||
Деструкция |
Содержание таблицы:
1. Гидратация
1.1 Сущность изменения.
При контакте с белком диполи воды адсорбируются на поверхности белковой молекулы.
1.2. Изменения в структуре белковой молекулы.
Происходит растворение и набухание белков, образуется коллоидный раствор (студень).
1.3. Профессиональные компетенции, использование в технологии.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 4.1, 4.2, 4.3. – организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.
Изготовление омлетов, приготовление полуфабрикатов из мяса и рыбы (котлеты, рубленные бифштексы, фрикадельки, фарш для пельменей), приготовление теста.
2. Дегидратация (обратимая, необратимая)
2.1. Сущность изменения.
Потеря белками связанной воды под влиянием внешних воздействий; обезвоживание при сублимационной сушке (обратимая дегидратация), денатурация (при необратимой дегидратации).
2.2. Изменения в структуре белковой молекулы.
Сохраняется первичная структура белковой молекулы, естественный внешний вид, но уменьшается масса продукта и снижается его пищевая ценность.
2.3. Профессиональные компетенции, использование в технологии.
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 4.1-4.3.
Сушка полуфабрикатов как способ консервирования; замораживание, хранение в замороженном виде и размораживание мяса и рыбы, при тепловой обработке мясопродуктов и рыбы, при выпечке изделий из теста.
3. Денатурация
3.1. Сущность изменения.
Перевод белка в осаждённое состояние с потерей нативных (естественных) свойств при действии внешних факторов. Первичная структура, а следовательно, и химический состав белка не меняется.
3.2. Изменения в структуре белковой молекулы.
Нарушение нативной пространственной структуры. В результате разрушения водородных связей изменяется вторичная, третичная и четвертичная структура белка; важнейшие физико-химические свойства: форма молекул, растворимость, атакуемость ферментами.
3.3. Профессиональные компетенции, использование в технологии.
ПК 3.3. ПК 3.4 – организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции.
ПК 4.1- 4.3
Выпечка мучных, хлебных, кондитерских изделий. Сушка молока, тепловая обработка яиц, макарон; варка крупы, бобовых.
4. Деструкция.
4.1. Сущность изменения.
Денатурированный белок нагревается при высокой температуре продолжительное время для доведения продукта до полной готовности.
4.2. . Изменения в структуре белковой молекулы.
Деполимеризация белковой молекулы с образованием водорастворимых азотистых соединений, отщепление летучих продуктов: аммиака, сероводорода, углекислого газа, фосфина, разрушение внутримолекулярных связей.
4.3. Профессиональные компетенции, использование в технологии.
ПК 4.1 – 4.3.
Использование ферментных препаратов для размягчения жесткого мяса, ослабления клейковины теста, получение гидролизаторов. Производство некоторых видов теста, получение выпечных изделий высокого качества в результате действия ферментов муки – протеаз.
После коллективного обсуждения заполняем таблицу. Для проверки и закрепления результата демонстрирую слайды пошагового заполнения таблицы.
Такой род деятельности пробуждает познавательный интерес и стимулирует позитивное отношение к учебному процессу.
Литература.
1. ФГОС среднего профессионального образования.
2. ФГОС среднего (полного) общего образования (проект).
3. Ковалёв Н.И., Куткина М.Н., Кравцова В.А. Технология приготовления пищи. –М.: Деловая литература. 2008 г.
4. Технология производства продукции общественного питания: Учебник для технологических факультетов. Под общей редакцией Ловачевой Г.Н. и Мглинца А.И. – М.: Экономика. 1981 г.