Современный урок в условиях ФГОС
Белякова Светлана Евгеньевна,
преподаватель СПб ГБПОУ
«Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса.
Деятельностная парадигма стандарта предусматривает уровневый подход к системе планируемых результатов и выделение, наряду с базовым, перспективного уровня, необходимо обучающимся для построения индивидуальной траектории развития.
Цели и задачи конкретного урока должны быть с ориентированы на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов, а именно, на получение:
- систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;
- навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
- навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
- умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
- навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов качества выполнения задания;
- умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
- ИКТ-компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.
Цель урока, включает с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно – воспитательного процесса, а с другой – программу действий преподавателя и обучающихся, направленную на получение желаемого результата. Эффективность урока определяется степенью адекватности результатов и цели. Конечный результат урока складывается из качества работы преподавателя и показателей знаний обучающихся в ходе проведения урока.
Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели, типа урока, возрастных особенностей обучающихся и особенностей группы или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном коллективе и позволяет реализовать педагогический замысел преподавателя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.
При разработке структуры современного урока необходимо учитывать методические требования к уроку, то есть:
- разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения.
- обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся.
- опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.
- безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса (переход от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному).
- включение в содержание урока упражнений творческого характера.
- обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
- знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
- специально спланированная работа по формированию УУД, метапредметных результатов.
- обоснованный выбор средств обучения.
- специально продуманная работа по мотивации учебной деятельности
- создание условий для проявления самостоятельности школьников
- продуманное и целесообразное использование ИКТ
- Дифференциация д/з (разумная)
- знание и использование основных принципов здоровьесбережения
- обеспечение благоприятных гигиенических условий на уроке
- обеспечение благоприятных эстетических условий
- общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности и безусловного уважения к личности школьника
- стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся
- оптимальное сочетание рационального и эмоционального в работе на уроке
- использование в работе режиссуры урока
- использование дискурсивных умений при четком следовании замыслу урока.
Современные образовательные методы, используемые на уроках, определяют характер познавательной деятельности обучающихся, например, исследовательский, проблемно-дискуссионный, метод коллективного решения проблем, основанные на обмене информацией. А также широко используются «активные» и «интерактивные» методы. Появляются потребности в активизации деятельности обучающегося, расширение форм его социальных и культурных практик. В его образовательной деятельности проявляются новые структуры и связи, несвязанные напрямую с обучением:
- самостоятельного конструирования личностных знаний средствами новейших технологий самообразования;
- самостоятельно приобретенного индивидуального опыта (жизненного и экспериментального);
- мотивированной организации собственной образовательной практики
- (практической деятельности в целях образования).
Принципиальная особенность современного образовательного процесса состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития обучающихся в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение им самого себя как субъекта учения.
К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который обеспечивает формирование исследовательской деятельности обучающихся через активные формы и методы преподавания, позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Данная технология подразумевает триаду действий, обучающихся при поддержке и направляющей функции преподавателя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
- Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
- Формулирование цели и задач деятельности.
- Составление плана и программы.
- Выполнение плана.
- Презентация готового продукта.
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить обучающегося самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования обучающегося.
Используемые современные образовательные методы способствуют тому, что обучающийся из пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке теперь становится его главным деятелем. Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода заключается в том, что обучающиеся, по возможности, работают самостоятельно, а преподаватель руководит этим самостоятельным процессом.