Технологии интеграции в современной школе
Подзолкина Людмила Сергеевна,
учитель информатики ГБОУ ШИ
«Олимпийский резерв» Санкт-Петербурга
"Всё, чтонаходитсявовзаимнойсвязи,
должнопреподаватьсявтакойжесвязи"
Ян Амос Коменский.
С целью глобального изменения всей системы образования и, как следствие, изменение положения современного выпускника в обществе, были введены образовательные технологии по ФГОС .
Что должен уметь современный выпускник:
• самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы
• ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях
• грамотно работать с информацией
• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности
Признаки педагогической технологии:
• чёткая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания
• упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению
• комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля
•гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения
• своеобразие темы, степень ее изученности
• уровень способностей учащихся данного класса, их познавательная активность
• содержание учебного материала
• определение оптимального набора приемов, методов и средств обучения
• соотношение предлагаемого в учебнике содержания материала с "минимаксом" (необходимые и достаточные знания и умения)
Что дает применение современных образовательных технологий :
ученик
повышается качество знаний, умений и навыков
• растет познавательная активность
• повышается мотивация учения
• положительно меняется поведение и воспитанность
учитель
осуществляет внедрение технологий – повышает мастерство
• проводит мастер-класс, дает открытые уроки
• публикует, участвует в семинарах
• повышает свою самооценку
Одной из важнейших проблем в образовании является заметное снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих учебников для общеобразовательных школ. Одним из решений этих проблем является внедрение технологии интеграции. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
Задачи интеграции:
• формировать целостно-личностное отношение ученика к жизни
• развивать общую культуру школьника, приобщая к ценностям художественной культуры
• помогать понять своеобразие и единство «языка» разных видов искусства (сопоставление и анализ)
• развивать эмоциональную сферу ученика
• развивать познавательные способности учащихся (восприятие, память, мышление, воображение)
• формировать единую картину мира
Принципы интегрированного обучения:
• синтезированность знаний - целостное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления
• углубленность изучения - более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления
Концепция интеграции:
• принцип взаимодополняемости
• деятельностный подход
• информационный подход
• развивающее обучение
• системный подход
Преимущества технологии интеграции:
• мир познается в единстве - зачастую предметы школьного цикла не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты
• развитие потенциала учащихся - побуждают к активному познанию мира; развитию логики; формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы
• возможности для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников
• источник нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
• форма проведения нестандартна - использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне;
• снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды
Результаты внедрения технологии интеграции в современной школе:
• способствует развитию научного стиля мышления учащихся
• даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
• формирует комплексный подход, единый с точки зрения наук взгляд на проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире повышает качество знаний учащихся
• повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественнонаучных дисциплин