Некоторые аспекты внутришкольного контроля
Градобоева Ирина Михайловна,
заместитель директора по УВР,
учитель химии ГБОУ СОШ №692
Калининского района Санкт-Петербурга
Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом в организации внутришкольного контроля. Внутришкольный контроль - проблема актуальная, так как он является одной из важнейших управленческих функций. Эффективность управления учебным и воспитательным процессом во многом зависит от того, в какой мере известно реальное состояние дел в школе. Внутришкольный контроль не только является частью системы управления, но и сам представляет систему, следовательно, его организация должна быть подчинена всем требованиям системного подхода, прежде всего, должна быть четко структурирована и оформлена.
Когда я была назначена на должность заместителя директора по УВР, на меня сразу обрушилась масса документации. Много времени уходило на составление каждого отчёта, справки. Трудно было отследить динамику того или иного процесса на протяжении учебного года. Я поняла необходимость рационализировать и структурировать свою работу. Для проверки журналов, дневников, тетрадей, личных дел, составила таблицы, по которым достаточно легко можно проследить работу каждого учителя в течение года и составить справки. В какой-то момент в школе резко возросло число неуспевающих учащихся. Провели педагогический совет, разработали план работы с такими учениками и карту-отчёт учителя по неуспешным учащимся. Количество двоек в четверти снизилось почти вдвое, так какпри заполнении отчёта учитель анализирует свою работу по каждому ученику и видит, с кем он недоработал.
Одной из основных функций внутришкольного контроля является оказание методической помощи учителям. Для оптимизации их деятельности были разработаны карты с критериями по оценке деятельности учителя -предметника, учителя - классного руководителя, учителя – заведующего кабинетом. Это помогло снять психологическое напряжение учителя, ожидающего проверку, так как каждый знает, что будут проверять, когда и с какой целью.
Ниже приведу пример карты – отчёта учителя и шаблон справки по проверке личных дел учащихся. Буду рада, если кому-то данный материал оказался полезен для работы.
Отчет учителя - предметника
по работе с неуспевающим учащимся.
Фамилия, имя учащегося___________________________ Класс_____
Предмет, по которому учащийся не успевает______________
Учитель__________________________________________________
Неуспеваемость/неаттестация
четверть/ полугодие |
Текущие оценки |
Оценки за проверочные, контрольные, диагностические работы |
Пропуски занятий |
|
по болезни |
безуважительной причины |
|||
|
|
|
|
|
Причины неуспеваемости (укажите из приведенных в таблице, дополните при необходимости после таблицы):
Педагогические |
Психологические |
||
низкая интенсивность учебной деятельности |
|
несформированность мотивов учебной деятельности |
|
низкая эффективность учебной деятельности |
|
недисциплинированность |
|
пропуски занятий |
|
нарушение в эмоционально-волевой сфере |
|
отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя |
|
большие пробелы в знаниях |
|
недостаток внимания к учебной деятельности ребенка со стороны родителей |
|
большие пробелы в учебных умениях и навыках |
|
|
|
низкий уровень познавательных способностей |
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мероприятия по преодолению неуспешности
Посещение учащимся дополнительных занятий (организованы или нет, регулярность проведения, посещение занятий учащимся):____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата посещения |
Отрабатываемые темы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа учителя с классным руководителем (проводились ли беседы, регулярность, обсуждаемые вопросы) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа учителя с родителями
Дата |
Принятые меры |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Административно-профилактические мероприятия (приглашение учащегося на малый педсовет, на Совет по профилактике правонарушений, обращение за помощью к администрации и т.д.)
Даты |
Причина |
|
|
|
|
|
|
План работы учителя по преодолению неуспеваемости
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _____________ Подпись учителя___________________
ГБОУ СОШ № _______
2013-2014 учебный год
СПРАВКА
по результатам проверки личных дел учащихся.
Цель: проверка состояния заполнения личных дел.
Сроки:_____________________
Объект контроля: личные дела учащихся
Вид контроля: тематический
Форма контроля: предварительный
Метод контроля: проверка личных дел, беседа с учителями
Исполнители контроля: заместитель директора по УВР ____________________________
Содержание контроля: в ходе контроля были проверены личные дела учащихся 31 класса. Что проверялось:
1. Оформление титульного листа.
2. Правильность и точность заполнения общих сведений об учащихся.
3. Наличие заявления от родителей, ксерокопий свидетельства о рождении (паспорта), справки о регистрации.
4. Правильность и аккуратность выставления оценок, сведений о пропусках уроков.
5. Наличие печатей.
6. Наличие списка учащихся класса в папке.
Результаты:
В соответствии с планом внутришкольного контроля были проверены личные дела учащихся 1-11 классов.В результате проверки были выявлены следующие нарушения:
Соответствие личных дел списочному составу |
Наличие необходимых документов |
Правильность оформления личного дела |
Выставление годовых оценок |
Запись о переводе в следующий класс |
Наличие ежегодной печати |
Нарушен алфавитный порядок:
|
Документы все |
Допустили исправления:
|
Не выставлены
|
Нет записи:
|
Нет печати:
|
Рекомендации:При работе с документами проявлять большую внимательность и ответственность следующим классным руководителям:
Заместитель директора по УВР__________________