Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проектирование модели информационно-методического обеспечения управления развитием школы
(на примере ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга)

 

Кожемякина Марина Михайловна,
директор ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

 

Тенденции и перспективы развития общества, его экономики и социально-политической системы выдвинули новые требования к работникам всех уровней и квалификаций. Качество подготовки педагогов напрямую зависит от учебно-методического уровня и профессиональной компетентности педагогического персонала. Для реализации требований нового поколения ФГОС в части формирования конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда необходимо повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников.

 В период интенсивной инновационной деятельности в образовании структура учебно-методической работы школы оказалась неспособной реагировать на быстро меняющееся положение. Выявленные недостатки функционирования учебно-методической деятельности, конкретно – ГБОУ средней школы № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, были связаны как с устаревшими подходами к управлению образованием, так и со сменой содержания образования, с необходимостью использовать результаты экспериментально-исследовательской деятельности для коррекции образовательного процесса.

Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения - учащихся, их родителей и государства - к проблеме информатизации образовательных учреждений.

При этом в обществе все более явственно формируется отношение к реальной информатизации школы не только как к одному из инструментов ее совершенствования, но и как к одному из действительно значимых показателей конкурентоспособности конкретного учреждения на рынке образовательных услуг.

Эти обстоятельства, дополняемые все более возрастающим объемом информации, обработка и анализ которой без применения компьютерных технологий становятся все более трудоемкими и менее эффективными (расписание занятий в условиях перехода на профильное обучение, тарифицирование в условиях нормативного финансирования, учет участия учащихся и их результатов в ЕГЭ и многое другое), не менее явно показывают, что время «выжидательного» отношения к информатизации школы подходит к концу.

Другой особенностью сегодняшнего дня информатизации образования является то, что в результате многолетних непрерывных экспериментов разной направленности и интенсивности в этой области, достигнуто определенное единство в видении основной цели разработки и внедрения ИКТ в деятельность школы. Для большинства профессионально ориентированных специалистов, вовлеченных в решение данных проблем, эта цель сегодня, так или иначе, ассоциируется с решением одной основополагающей задачи – построением единого информационного пространства образовательного учреждения.

Все это поставило  перед руководителем образовательного  учреждения новые, достаточно сложные задачи:

• формирование своего собственного отношения и «внутренней» убежденности, а также определение мотивации и путей убеждения руководимого коллектива (включая отдельных сотрудников) по вопросу необходимости информатизации школы;

• выбор из многообразия определений единого информационного пространства и путей его построения модели, оптимальной для конкретного (своего) образовательного учреждения, и подготовка на ее основе проекта внедрения ИКТ в образовательное пространство школы;

•  определение критериев оценки программного обеспечения, а также  подбор его (ПО), соответствующего выбранной модели построения информационного пространства как структурной основы общего образовательного пространства школы;

•  организация поэтапной реализации проекта с подведением промежуточных итогов, внесением необходимых корректировок и мониторингом качественных изменений в работе школы.

    В ГБОУ № 147  в 2010 году  администрация и педагогический коллектив школы разработали  программу развития школы, в которой особую роль отвели проблемам информатизации школы и необходимости изменения методической работы школы.

    Была проанализирована материально-техническая база (оснащение компьютерами):

1997 год – появление в школе первого компьютера

2001 год – открытие  первого  компьютерного  класса (8 комплектов)

2005 год – дооснащение первого компьютерного класса (11 комплектов)

2007 год – открытие  второго  компьютерного  класса (10 комплектов)

2003-2010 годы - оснащение компьютерами администрации: директор, секретарь, заместители директора, бухгалтерия, библиотека, социальный педагог

2007 год – установление  и работа  базы «Параграф»

2009-2011 годы – приобретение  компьютеров в кабинеты математики, физики, биологии, английского языка; соединение кабинетов информатики, библиотеки локальной сетью

2010-2011 годы – подключение к сайту «Петербургское образование», введение «Электронного журнала» и «Электронного дневника»

2011 год – введение электронного портфолио педагогов

2008-2011 годы - оснащение мультимедийными установками 8 классов, появление интерактивных досок в кабинетах информатики и  физики, общее количество компьютеров 43

2012-2013 годы – оснащение всех рабочих мест учителей ноутбуками, для ведения «Электронного журнала», количество интерактивных досок выросло до 6, мультимедийные установки – 15.

    Деятельность педагогического коллектива была направлена на:

·                 решение проблемы повышения квалификации педагогических кадров;

·                 разработку и апробацию модели мониторинга в школе;

·                формирование информационной культуры педагогов и руководителей;

·                оказание  методической  помощи  педагогам  освоении и внедрении информационных и Интернет-технологий при проведении уроков и внеурочной деятельности.

Таким образом, было определено взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса (схема 1):

Взаимодействие между участниками          

                                                              ( Схема 1 образовательного процесса)

Основные направления работы образовательного учреждения:

 1. Планирование, организация и оперативное управление учебно-воспитательным процессом как базовым производственным процессом образовательного учреждения.

2. Управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности.

3. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса.

Информационные связи основных групп участников информационного пространства представляют собой информационные потоки, которые делятся на три основные группы, реально отражающие базовые производственные процессы образовательного учреждения, а также ряд самостоятельных дополнительных информационных потоков, отражающих выполнение вспомогательных функций обеспечения деятельности образовательного учреждения. К таким дополнительным информационным потокам можно отнести потоки, отражающие вопросы работы школьной библиотеки, медицинского и социально-педагогического обслуживания, организации школьного питания и другие.

Формируя иерархическую модель взаимодействия основных групп и дополнительных информационных потоков, получили следующую наглядную схему ее отражения (схема 2)

Детальный анализ схемы модели взаимодействия информационных потоков позволяет сделать следующие выводы:

1. Основой для информационных потоков, отражающих основные производственные процессы и процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, является определенная базовая информация. Составной частью базовой информации, и ее наглядным отображением, является так называемая информация общего (коллективного) доступа.

2. Информационные потоки, отражающие основные производственные процессы образовательного учреждения, тесно взаимодействуют между собой, при этом опорой для процессов администрирования и процессов обеспечения содержания служат результаты работ по планированию, организации и управлению учебным процессом.

3. Информационные потоки, отражающие процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, опираются на информацию общего доступа и тесно взаимодействуют с основными информационными потоками, а также между собой.

    Формирование информационного пространства школы планируется осуществлять  следующим образом:

1. Формируется базовая информация образовательного учреждения, наглядным отображением которой служит информация общего доступа.

2. Информация общего доступа обрабатывается и конкретизируется в системе планирования и управления учебным процессом.

3. Основная часть конкретизированной информации из системы планирования и управления учебным процессом передается в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса, где происходит ее дальнейшая обработка, архивация и хранение.

4. Информация общего доступа и конкретизированная (обработанная) информация из систем администрирования и обеспечения содержания попадает в модули дополнительного обеспечения, где происходит дальнейшая работа с ней.

5. На  основе обработанной в системах и модулях информации формируется отчетная документация.

Схема 2

         Основой компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения являются:

1. Информационная система планирования, организации и управления учебным процессом. Очевидной реализацией такой системы являются системы разработки Расписания учебных занятий и его оперативного ведения (как вариант – «АРМ (автоматизированное рабочее место) Завуча»). В школе третий год успешно используется программа составления расписания, которая позволяет в короткие сроки подготовить расписание уроков, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям, учитывающее интересы как учащихся, так и преподавателей, позволяющее оперативно осуществлять замены учителей.

2. Информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения.  Под подобными системами подразумеваются программы создания и ведения общей информационной базы, включающие пользовательские интерфейсы Администраторов – Руководителей учреждения.

3. Информационная система обеспечения содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами.

В качестве подобных систем выступают как программные оболочки, позволяющие конструировать содержание цифровых образовательных ресурсов любых учебных предметов, так и конкретные предметные разработки, входящие в состав школьной медиатеки.

До окончательного формирования структуры единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса.

В состав информационных модулей  должны входить блоки обеспечения деятельности следующих специалистов:

• библиотекарь;

• психолог;

• логопед;

• медицинский работник;

• бухгалтер;

• завхоз.

Перечисленные выше информационные системы и информационные модули дополнительного обеспечения представляют собой конкретные приложения. Каждое из них решает свои специфические задачи. В зависимости от этих решаемых задач функционируют конкретные приложения   АРМы – автоматизированные рабочие места пользователей, к которым относятся все участники информационного пространства.

Любое из конкретных приложений работает с определенным набором информации  -  базой данных.  Для того чтобы воспользоваться обобщенными данными этих баз, получить возможность анализировать процессы, происходящие на конкретных участках деятельности, и принимать обоснованные управленческие решения, необходимо эти данные свести воедино. Поэтому процесс формирования единого информационного пространства включает в себя также решение задачи интеграции баз данных информационных систем и модулей и компоновки на их основе единой базы данных.

              На данном этапе создана база  данных учеников по классам и сотрудников, которые дорабатываются,  модернизируются для создания более полной картины о результатах пребывания ребенка в школе.

Компоновка единой базы данных – компьютерного отображения соответствующего информационного поля и организация постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса через информационные системы и модули – и есть  решение задачи построения компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения.

Формирование подобной базы требует решения достаточно сложных задач, связанных в первую очередь с необходимостью ее определения, структурирования, мотивации конкретных исполнителей, установления иерархии и объема пользовательских прав, организации взаимосвязи с другими структурными звеньями (информационными системами и дополнительными информационными блоками) общего информационного пространства.

Поскольку задача формирования общей базы данных достаточно сложна, имеет большое значение, а основными пользователями хранящейся в ней информации являются администраторы, то за ее реализацию отвечает одна из основных информационных систем, а именно – система администрирования деятельности образовательного учреждения.

 Для того  чтобы реализовать представленную модель единого информационного пространства, недостаточно того, что сегодня директор, секретарь, заместители директора, социально-психологическая  служба, бухгалтерия, библиотека имеют компьютеры и активно используют их в своей работе.

 Необходимо:

- все компьютеры связать в локальную сеть,

- определить компьютеры общего пользования, где в любой момент учитель, ученик или родитель могли бы получить доступ к общей информации,

- для родителей необходимо предоставить доступ к информации через Интернет,  для чего необходимо обновить  в Интернет школьный сайт,

- также создать творческую группу, которая бы занималась обновлением информации на сайте (в настоящее время с сайтом работает один сотрудник, получая информацию от администрации школы и педагогов).

Далее предстоит решить очень важную задачу обеспечения формирования информационного пространства – отбор полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, которые:

·      обеспечивали бы значительное сокращение времени и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;

·      поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей – сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря и диспетчера, классных руководителей и преподавателей-предметников;

·      обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами;

·      поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей;

·      обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием;

·      были бы совместимы с программными продуктами, которые уже используются в образовательном учреждении.

Современные информационные технологии дают колоссальные возможности именно в сфере образования, поскольку могут очень эффективно применяться в процессе передачи знаний.

Информационное пространство новой школы создает современную информационно- образовательную среду как компонент современной педагогической системы и одновременно информационно-образовательное пространство региона, страны, мира.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Проект Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

2.     Батищев А.В. Концепция инновационного развития открытой образовательной системы на основе формирования и развития единого образовательного информационного пространства России // Наука и образование.-2006. – С.87-96.

3.     Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся [Текст] / М. И. Зверева // Педагогика. – 2005. – № 8.

4.     Лазарева Л. И. Феномен информационной культуры педагога в контексте современных подходов к образованию.- [Текст] / Л. И. Лазарева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – №3. – С. 114 – 119.

5.     Матрос Д.Ш., Баранова Ю.Ю., Мананникова Н.Г.  Построение процесса обучения на основе новых информационных технологи// Завуч.-2007.- № 7.-С.36-41

6.     Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.  Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.- Москва.-2005

7.     Огольцова, Н. Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий / Н. Н. Огольцова, В. А. Стародубцев // Информатика и образование. – 2007. – № 7. – С. 104-106.

8.     Огольцова, Н. Н. Формирование информационной культуры учителя – одна из проблем информатизации образования // Информатика и образование.- 2004. - С. 62-64.

9.     Саенко А.Г. Новые информационные технологии и содержание обучения//Информатика и образование.-2007.- № 1.-С.18-24.  

10.   Саенко А.Г. Формирование информационной среды образовательного учреждения //Информатика и образование.- 2006.-№3.-С.45-65

11.  Костенко, Б.Е. Левицкий К.И. Интеллектуальные интегрированные электронные среды областей знаний (базовые компоненты)// Естественные науки.-2009. -№1.-С.54-60

12.  Хомерики О.Г. Информационное обеспечение инновационной деятельности в образовании //Народное образование . – 2007. - № 3. – С. 22-27.

13.  Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М: Смысл.- 2006.-с. 364

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»