Проектирование модели информационно-методического обеспечения управления развитием школы
(на примере ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга)
Кожемякина Марина Михайловна,
директор ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Тенденции и перспективы развития общества, его экономики и социально-политической системы выдвинули новые требования к работникам всех уровней и квалификаций. Качество подготовки педагогов напрямую зависит от учебно-методического уровня и профессиональной компетентности педагогического персонала. Для реализации требований нового поколения ФГОС в части формирования конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда необходимо повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников.
В период интенсивной инновационной деятельности в образовании структура учебно-методической работы школы оказалась неспособной реагировать на быстро меняющееся положение. Выявленные недостатки функционирования учебно-методической деятельности, конкретно – ГБОУ средней школы № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, были связаны как с устаревшими подходами к управлению образованием, так и со сменой содержания образования, с необходимостью использовать результаты экспериментально-исследовательской деятельности для коррекции образовательного процесса.
Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения - учащихся, их родителей и государства - к проблеме информатизации образовательных учреждений.
При этом в обществе все более явственно формируется отношение к реальной информатизации школы не только как к одному из инструментов ее совершенствования, но и как к одному из действительно значимых показателей конкурентоспособности конкретного учреждения на рынке образовательных услуг.
Эти обстоятельства, дополняемые все более возрастающим объемом информации, обработка и анализ которой без применения компьютерных технологий становятся все более трудоемкими и менее эффективными (расписание занятий в условиях перехода на профильное обучение, тарифицирование в условиях нормативного финансирования, учет участия учащихся и их результатов в ЕГЭ и многое другое), не менее явно показывают, что время «выжидательного» отношения к информатизации школы подходит к концу.
Другой особенностью сегодняшнего дня информатизации образования является то, что в результате многолетних непрерывных экспериментов разной направленности и интенсивности в этой области, достигнуто определенное единство в видении основной цели разработки и внедрения ИКТ в деятельность школы. Для большинства профессионально ориентированных специалистов, вовлеченных в решение данных проблем, эта цель сегодня, так или иначе, ассоциируется с решением одной основополагающей задачи – построением единого информационного пространства образовательного учреждения.
Все это поставило перед руководителем образовательного учреждения новые, достаточно сложные задачи:
• формирование своего собственного отношения и «внутренней» убежденности, а также определение мотивации и путей убеждения руководимого коллектива (включая отдельных сотрудников) по вопросу необходимости информатизации школы;
• выбор из многообразия определений единого информационного пространства и путей его построения модели, оптимальной для конкретного (своего) образовательного учреждения, и подготовка на ее основе проекта внедрения ИКТ в образовательное пространство школы;
• определение критериев оценки программного обеспечения, а также подбор его (ПО), соответствующего выбранной модели построения информационного пространства как структурной основы общего образовательного пространства школы;
• организация поэтапной реализации проекта с подведением промежуточных итогов, внесением необходимых корректировок и мониторингом качественных изменений в работе школы.
В ГБОУ № 147 в 2010 году администрация и педагогический коллектив школы разработали программу развития школы, в которой особую роль отвели проблемам информатизации школы и необходимости изменения методической работы школы.
Была проанализирована материально-техническая база (оснащение компьютерами):
1997 год – появление в школе первого компьютера
2001 год – открытие первого компьютерного класса (8 комплектов)
2005 год – дооснащение первого компьютерного класса (11 комплектов)
2007 год – открытие второго компьютерного класса (10 комплектов)
2003-2010 годы - оснащение компьютерами администрации: директор, секретарь, заместители директора, бухгалтерия, библиотека, социальный педагог
2007 год – установление и работа базы «Параграф»
2009-2011 годы – приобретение компьютеров в кабинеты математики, физики, биологии, английского языка; соединение кабинетов информатики, библиотеки локальной сетью
2010-2011 годы – подключение к сайту «Петербургское образование», введение «Электронного журнала» и «Электронного дневника»
2011 год – введение электронного портфолио педагогов
2008-2011 годы - оснащение мультимедийными установками 8 классов, появление интерактивных досок в кабинетах информатики и физики, общее количество компьютеров 43
2012-2013 годы – оснащение всех рабочих мест учителей ноутбуками, для ведения «Электронного журнала», количество интерактивных досок выросло до 6, мультимедийные установки – 15.
Деятельность педагогического коллектива была направлена на:
· решение проблемы повышения квалификации педагогических кадров;
· разработку и апробацию модели мониторинга в школе;
· формирование информационной культуры педагогов и руководителей;
· оказание методической помощи педагогам освоении и внедрении информационных и Интернет-технологий при проведении уроков и внеурочной деятельности.
Таким образом, было определено взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса (схема 1):
Взаимодействие между участниками
( Схема 1 образовательного процесса)
Основные направления работы образовательного учреждения:
1. Планирование, организация и оперативное управление учебно-воспитательным процессом как базовым производственным процессом образовательного учреждения.
2. Управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности.
3. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса.
Информационные связи основных групп участников информационного пространства представляют собой информационные потоки, которые делятся на три основные группы, реально отражающие базовые производственные процессы образовательного учреждения, а также ряд самостоятельных дополнительных информационных потоков, отражающих выполнение вспомогательных функций обеспечения деятельности образовательного учреждения. К таким дополнительным информационным потокам можно отнести потоки, отражающие вопросы работы школьной библиотеки, медицинского и социально-педагогического обслуживания, организации школьного питания и другие.
Формируя иерархическую модель взаимодействия основных групп и дополнительных информационных потоков, получили следующую наглядную схему ее отражения (схема 2)
Детальный анализ схемы модели взаимодействия информационных потоков позволяет сделать следующие выводы:
1. Основой для информационных потоков, отражающих основные производственные процессы и процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, является определенная базовая информация. Составной частью базовой информации, и ее наглядным отображением, является так называемая информация общего (коллективного) доступа.
2. Информационные потоки, отражающие основные производственные процессы образовательного учреждения, тесно взаимодействуют между собой, при этом опорой для процессов администрирования и процессов обеспечения содержания служат результаты работ по планированию, организации и управлению учебным процессом.
3. Информационные потоки, отражающие процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, опираются на информацию общего доступа и тесно взаимодействуют с основными информационными потоками, а также между собой.
Формирование информационного пространства школы планируется осуществлять следующим образом:
1. Формируется базовая информация образовательного учреждения, наглядным отображением которой служит информация общего доступа.
2. Информация общего доступа обрабатывается и конкретизируется в системе планирования и управления учебным процессом.
3. Основная часть конкретизированной информации из системы планирования и управления учебным процессом передается в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса, где происходит ее дальнейшая обработка, архивация и хранение.
4. Информация общего доступа и конкретизированная (обработанная) информация из систем администрирования и обеспечения содержания попадает в модули дополнительного обеспечения, где происходит дальнейшая работа с ней.
5. На основе обработанной в системах и модулях информации формируется отчетная документация.
Схема 2
Основой компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения являются:
1. Информационная система планирования, организации и управления учебным процессом. Очевидной реализацией такой системы являются системы разработки Расписания учебных занятий и его оперативного ведения (как вариант – «АРМ (автоматизированное рабочее место) Завуча»). В школе третий год успешно используется программа составления расписания, которая позволяет в короткие сроки подготовить расписание уроков, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям, учитывающее интересы как учащихся, так и преподавателей, позволяющее оперативно осуществлять замены учителей.
2. Информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения. Под подобными системами подразумеваются программы создания и ведения общей информационной базы, включающие пользовательские интерфейсы Администраторов – Руководителей учреждения.
3. Информационная система обеспечения содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами.
В качестве подобных систем выступают как программные оболочки, позволяющие конструировать содержание цифровых образовательных ресурсов любых учебных предметов, так и конкретные предметные разработки, входящие в состав школьной медиатеки.
До окончательного формирования структуры единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса.
В состав информационных модулей должны входить блоки обеспечения деятельности следующих специалистов:
• библиотекарь;
• психолог;
• логопед;
• медицинский работник;
• бухгалтер;
• завхоз.
Перечисленные выше информационные системы и информационные модули дополнительного обеспечения представляют собой конкретные приложения. Каждое из них решает свои специфические задачи. В зависимости от этих решаемых задач функционируют конкретные приложения АРМы – автоматизированные рабочие места пользователей, к которым относятся все участники информационного пространства.
Любое из конкретных приложений работает с определенным набором информации - базой данных. Для того чтобы воспользоваться обобщенными данными этих баз, получить возможность анализировать процессы, происходящие на конкретных участках деятельности, и принимать обоснованные управленческие решения, необходимо эти данные свести воедино. Поэтому процесс формирования единого информационного пространства включает в себя также решение задачи интеграции баз данных информационных систем и модулей и компоновки на их основе единой базы данных.
На данном этапе создана база данных учеников по классам и сотрудников, которые дорабатываются, модернизируются для создания более полной картины о результатах пребывания ребенка в школе.
Компоновка единой базы данных – компьютерного отображения соответствующего информационного поля и организация постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса через информационные системы и модули – и есть решение задачи построения компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения.
Формирование подобной базы требует решения достаточно сложных задач, связанных в первую очередь с необходимостью ее определения, структурирования, мотивации конкретных исполнителей, установления иерархии и объема пользовательских прав, организации взаимосвязи с другими структурными звеньями (информационными системами и дополнительными информационными блоками) общего информационного пространства.
Поскольку задача формирования общей базы данных достаточно сложна, имеет большое значение, а основными пользователями хранящейся в ней информации являются администраторы, то за ее реализацию отвечает одна из основных информационных систем, а именно – система администрирования деятельности образовательного учреждения.
Для того чтобы реализовать представленную модель единого информационного пространства, недостаточно того, что сегодня директор, секретарь, заместители директора, социально-психологическая служба, бухгалтерия, библиотека имеют компьютеры и активно используют их в своей работе.
Необходимо:
- все компьютеры связать в локальную сеть,
- определить компьютеры общего пользования, где в любой момент учитель, ученик или родитель могли бы получить доступ к общей информации,
- для родителей необходимо предоставить доступ к информации через Интернет, для чего необходимо обновить в Интернет школьный сайт,
- также создать творческую группу, которая бы занималась обновлением информации на сайте (в настоящее время с сайтом работает один сотрудник, получая информацию от администрации школы и педагогов).
Далее предстоит решить очень важную задачу обеспечения формирования информационного пространства – отбор полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, которые:
· обеспечивали бы значительное сокращение времени и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;
· поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей – сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря и диспетчера, классных руководителей и преподавателей-предметников;
· обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами;
· поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей;
· обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием;
· были бы совместимы с программными продуктами, которые уже используются в образовательном учреждении.
Современные информационные технологии дают колоссальные возможности именно в сфере образования, поскольку могут очень эффективно применяться в процессе передачи знаний.
Информационное пространство новой школы создает современную информационно- образовательную среду как компонент современной педагогической системы и одновременно информационно-образовательное пространство региона, страны, мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
2. Батищев А.В. Концепция инновационного развития открытой образовательной системы на основе формирования и развития единого образовательного информационного пространства России // Наука и образование.-2006. – С.87-96.
3. Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся [Текст] / М. И. Зверева // Педагогика. – 2005. – № 8.
4. Лазарева Л. И. Феномен информационной культуры педагога в контексте современных подходов к образованию.- [Текст] / Л. И. Лазарева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – №3. – С. 114 – 119.
5. Матрос Д.Ш., Баранова Ю.Ю., Мананникова Н.Г. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологи// Завуч.-2007.- № 7.-С.36-41
6. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.- Москва.-2005
7. Огольцова, Н. Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий / Н. Н. Огольцова, В. А. Стародубцев // Информатика и образование. – 2007. – № 7. – С. 104-106.
8. Огольцова, Н. Н. Формирование информационной культуры учителя – одна из проблем информатизации образования // Информатика и образование.- 2004. - С. 62-64.
9. Саенко А.Г. Новые информационные технологии и содержание обучения//Информатика и образование.-2007.- № 1.-С.18-24.
10. Саенко А.Г. Формирование информационной среды образовательного учреждения //Информатика и образование.- 2006.-№3.-С.45-65
11. Костенко, Б.Е. Левицкий К.И. Интеллектуальные интегрированные электронные среды областей знаний (базовые компоненты)// Естественные науки.-2009. -№1.-С.54-60
12. Хомерики О.Г. Информационное обеспечение инновационной деятельности в образовании //Народное образование . – 2007. - № 3. – С. 22-27.
13. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М: Смысл.- 2006.-с. 364