Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальные проблемы организации здоровьесберегающего
образовательного процесса стимулирующего учебную
активность и познавательную деятельность обучающихся»

Жакун Марина Геннадьевна
В статье рассматривается особенности организации здоровьесберегающего образовательного процесса для детей с ОВЗ. Рассматриваются вопросы важности использования этих технологий для мотивирования обучающихся на решение образовательных задач.
Идея моей статьи возникла не случайно. Анализируя занятия и уроки коллег, я увидела, что актуальность и необходимость создания здоровьесберегающей среды признают все педагоги, но у них нет достаточного понимания, КАК это делать. Здоровьесберегающие технологии - не только динамические паузы, физкультурные минутки и организация игр на переменах, но и полноценный образовательный элемент урока/занятия. Особенно для обучающихся с ОВЗ.
Сейчас тема здоровьесбережения очень востребована обществом: существует государственный заказ и общественный запрос на решения проблемы здоровьесбережения в системе образования.
Уникальность опыта Санкт-Петербурга заключается в построенной системе взаимодействия образовательных учреждений всех уровне образования. Научно-методическое сопровождение осуществляется через городское методическое объединение, районные методические объединения «Здоровье в школе». Курирует их работу и реализацию районных программ «Здоровье» кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО. Разработана «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», которая предусматривает «распространение здоровьсберегающих технологий обучения, технологий «Школа здоровья» на все образовательные учреждения.
Почему же сейчас очень актуальна проблемы здоровьесбережения в образовании?
По данным «Городского консультативно-диагностического центра для детей «Ювента» выявлена патология здоровья у почти 16% юношей и 18% девушек. В ранговой структуре причин хронической заболеваемости среди подростков   ведущими являются:
Городское исследование СПб АППО по направлению «Здоровье в школе» выявило общий низкий уровень здоровья учащихся; ухудшение его при переходе по ступеням обучения; доминирование "школьнозависимых" болезней; повышение острой заболеваемости в период адаптации к учебному году и в третьей четверти; наличие группы учащихся с высоким уровнем психоэмоционального напряжения и низкой школьной мотивацией
Давайте рассмотрим, что же такое «Педагогическая концепция здоровья»?
Концепция - это набор основных идей, составляющих понятие. Педагогических концепций здоровья существует несколько. Я предлагаю рассмотреть трактовку Третьяковой Наталии Владимировны — кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и методики физической культуры Российского государственного профессионально-педагогического университета: «деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся должна быть спроецирована на основной вид предоставляемых услуг – образовательные услуги. Ребенок должен развиваться как личность, должен присвоить себе ценности ЗОЖ и реализовывать их самостоятельно или с помощью взрослых».
Здоровье человека на 20% определяется наследственностью, на 20% - средой проживания, на 10% - уровнем медицины и на 50% - тем образом жизни, который он ведет. Здоровый образ жизни включает в себя ряд формирующих факторов, одним из которых является УЧЕБА
Таким образом школа может значительно повлиять на формирование ЗОЖ.
Есть еще один интересный показатель. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала новый показатель, который образно был назван «индексом счастья». Он рассчитывается по 11 индикаторам. На формирование 6 (более половины) из них школа может и должна оказывать влияние.
  1. жилищные условия
  2. доходы
  3. занятость
  4. образование
  5. экология
  6. здоровье
  7. эффективность управления
  8. общественная жизнь
  9. безопасность
  10. удовлетворенность условиями жизни
  11. баланс между рабочим временем и досугом.
Кто же в школе является проводником всех этих идей, реализатором здоровьесберегающих технологий? Конечно современный, высокопрофессиональный, активный учитель, педагог. Вот его портрет: владеет интерактивными методами обучения и технологией модерации, владеет икт, владеет технологией проектирования урока, умеет управлять мотивацией, занимает активную жизненную позицию, открыт к инновациям, постоянно учится, самостоятельный, партнер для своих учеников и коллег, целеустремленный (по данным Международного института развития). И я хотела бы выделить умение управлять мотивацией. На недавнем педагогическом форуме в выступлении Козловой Людмилы Вячеславовны, заместителя председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике, решением проблемы формирования ЗОЖ назван закон о «Стимулировании мотивации к здоровому образу жизни». Более того, в профессиональном стандарте выделены отдельно такие трудовые действия педагога как:
- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
- формирование мотивации к обучению
«Здоровьесозидающая деятельность педагога – природосообразный индивидуальный стиль субъектной деятельности на основе смысловой саморегуляции, ведущий к обеспечению собственного здоровья педагога и здоровья обучающихся…» (М.Г. Колесникова, «Саморегуляция как основа здоровьесозидающей).
Важно, что деятельность педагога должна привести к обеспечению не только здоровьесбережению обучающихся, но и собственного здоровья педагога.
Понимая все это, школа выбирает сценарий своей дальнейшей деятельности в этом направлении. Педагогический коллектив должен принять цели здоровьесберегающего образования и активно их реализовывать. И тут важна уже мотивация педагогов.
Реализуя поставленные цели, педагог должен изменить отношение обучающего к знаниям. Они должны быть не просто культурным, образовательным багажом, но должны стать ИНСТРУМЕНТОМ реализации и развития личности ребенка.
Чтобы это произошло, необходимо направить действия педагога на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучающихся.  А это очень хорошо реализуется через здоровьесберегающие технологии. Для обучающихся с ОВЗ особенно важно использовать разнообразные здоровьесберегающие технологии на всех этапах урока/занятия.
Сейчас очень часто говорят об образовательных экосистемах. Так выглядит одна из моделей. Обратите внимание, что запускает этот «волчок». Ценности, которые мотивируют на образование запускают весь процесс.
Вторая схема показывает роль мотивации в процессе обучения. Она связывает между собой все звенья образовательной цепочки.
Сущность обучения в тесной связи и взаимодействии «развития мотивации», «создания условий для саморазвития и самообучения через присвоение способов деятельности», «развития интеллектуальных умений (деятельность, мышление, мыслительные операции, интуиция» или, если короче, «мотив – принятие – результат».
 Если посмотреть на конус обучения Эдгара Дейла, то наглядно видно, что усваивается и используются те знания, что изучались с активным вовлечением обучающихся. А это не что иное, как использование здоровьесберегающих приемы, т.к. они по сути и являются различными видами активности детей.
Разработчики новых образовательных стандартов выделяют четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей. Если обратиться к схеме каждого из них, то мы увидим, что первым этапом в каждом будет - мотивационный. Эффективно решить поставленные педагогом задачи можно только пробудив интерес обучающихся. А с нашими детьми порой именно здоровьесберегающие технологии и приемы являются единственным способом привлечь внимание ребенка к выполнению заданий.
Для того, чтобы правильно выстроить урок, педагог должен поставить цель перед собой и перед обучающимися. Эти цели должны быть согласованными. Для детей цель должна быть конкретной, понятной и диагностируемой. Без этого невозможно заинтересовать, мотивировать учеников. Умение согласования целей учителя и ученика является одним из критериев педагогического мастерства.
Цели и задачи урока должны быть:
  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.
Для того, чтобы выбрать здоровьесберегающие образовательные технологии для реализации целей на уроках/занятиях хочу порекомендовать книгу Германа Константиновича Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» в 2 томах.
В ней есть отдельный раздел, но и в других разделах есть описания здоровьесберегающих технологий образования и воспитательных технологий.
В заключении я хочу показать модель включения здоровьесберегающего компонента в организацию обучения для мотивации познавательной активности обучающихся в нашей школе.
На данный момент мы находимся на этапе включения здоровьесберегающих технологий в ООП, рабочие программы, программу развития, реализации этих программ. Т.к. в декабре 2015 г. принята новая Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, а с 1 сентября 2016 г. школа реализует ФГОС ОВЗ. Разрабатывались новые локальные акты, которые теперь в работе. 
В своей статье мне хотелось связать два базовых компонента деятельности педагога: здоровьесбережение и мотивация применительно к современным вызовам общества и условиям обучения по ФГОС. И показать важность использования именно здоровьесберегающих технологий для обучающихся с ОВЗ.
 
Литература:
  1. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, утвержден ФЗ от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ.
  2.  «Образование 3.0: большая перемена», А. Кондаков, член-корр. РАО, М, 2016;
  3. «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся», проекта Ассоциации по международным вопросам при поддержке программы TRANS Министерства иностранных дел Чешской Республики, 2013
  4. Материалы к лекции-презентации           «Дидактический конструктор». Конструктор задач, Л.С. Илюшин, 2014;
  5. «Энциклопедия образовательных технологий», Г.К Селевко, М, Народное образование, 2005;
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»