Результат совершенствования деятельности
нетипового образовательного учреждения
(на примере ОСШИ ГБОУ "Балтийский берег")
Матросова Анна Владимировна
Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль. Главная цель образования в России - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах ребенка, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Для общеобразовательной школы-интерната вопросы совершенствования деятельности имели особое значение,что было вызвано, прежде всего, следующим стратегическим выбором: оставаться школой среднестатистической, или вести себя в атакующей, лидерской манере.
Общеобразовательная школа-интернат по своей организационно-правовой форме является нетиповым образовательным учреждением. Основным предметом деятельности учреждения является реализация программ начального общего, основного общего образования. Организуя процесс обучения и воспитания с учетом индивидуализации, дает возможность привлеченияшкольников, причем, отдавая предпочтение не какой-то одной группе контингента, а гибко расширяя и обновляя спектр образовательных возможностей школы, организуя процесс обучения и воспитания с учетом индивидуализации.
По результатам проведенной оценки эффективности деятельности образовательного учреждения были сформулированы основные направления для развития школы-интерната. Для решения проблемы было проведено перепрофилирование школы-интерната из учреждения с оздоровительной направленностью в школу для одаренных детей путем формирования кадетских классов. Данный вариант совершенствования деятельности школы, несмотря на определенные риски, привел к решению задач, позволяющих повысить:
- профессиональный уровень и профессиональную компетентность педагогических кадров;
- мотивацию педагогических работников для развития профессионального мастерства;
- активизацию творческого потенциала педагогических работников;
- уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления учреждением услуг в сфере образования;
- уровень удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
- долю детей, охваченных программами дополнительного образования;
- уровень удовлетворенности педагогов связи со стабильностью и упорядоченностью педагогической нагрузки;
- количество учащихся на соревнованиях спортивно-патриотической направленности городского уровня и выше.
Предложенный вариант решения проблемы явился наиболее рациональным и менее затратным. Работа над реализацией предложенного процесса формирования кадетских классов привела к решению таких вопросов, как:
- установление школ в Санкт-Петербурге, заинтересованных в обучении детей в кадетских классов;
- согласование с администрацией ДООЛ «Заря» использования спортивных площадок и залов, а также выделения обслуживающего персонала для реализации программы;
- осуществление контроля за качеством предоставленных услуг по обучению, оздоровлению и организацией досуга и проживания кадетов.
В настоящее время с повестки дня снята проблема набора детей в школу; более того – набор осуществляется на конкурсной основе. Также сформирован спортивный класс, активно работают профильные смены. Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование основных направлений для развития школы-интерната является неотъемлемой частью нормального функционирования деятельности нетипового образовательного учреждения, в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.