Концепция развития Суворовского военного училища
Голубничий Александр Владимирович
Система Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ, созданных по образу старых кадетских корпусов, появилась в Советском Союзе в 1943 году. Первоначальной идеей было обучение детей, потерявших родителей на полях сражений. Позже система военных училищ предоставляла престижное образование не только детям из семей военных. Она продолжает развиваться, при этом предназначение, количество, программы и сроки обучения в разных училищах были и остаются различными. Суворовская школа, вобравшая в себя лучшие традиции кадетского образования с его 300-летней историей, всегда была направлена на воспитание в будущих офицерах высокого морального духа, доблести и самопожертвования.Основным документом, регламентирующем деятельность Суворовского училища, является Приказ Минобороны РФ от 16 мая 2012 г. N 1199 «Об утверждении Типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».
В современных условиях необходимо обновление деятельности училища на концептуальной основе, что потребует изменения миссии училища, целей и задач, его деятельности, разработки Программы развития училища на принципиально новой основе.
Деятельность училища рассматривается как первый этап профессиональной военной школы. Профессиональная военная школа должна готовить военных профессионалов, которые способны эффективноспособных воевать.
Она должна готовить воспитанников как:
- военных профессионалов способных и умеющих воевать эффективно, стратегически и тактически грамотно;
- менеджеров высокого уровня, государственно социализированных и ответственных;
- безусловных и просвещенных патриотов России;
- духовно-нравственных и во всех отношениях здоровых людей.
Выпускники училища (кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин) должны:
- получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);
- обучаться кодексам поведения (житейским правилам службы и воинского общежития) в их идеальной этической трактовке, в том числе и «правилам и обычаям войны» как вооруженной борьбы, обучаться умению жить и служить как подобает российскому офицеру;
- воспитывать волю, организаторские и лидерские качества, овладевать технологиями управления людьми;
- получить (на примере нашей национальной истории) полное представление о месте и роли армии в государстве и обществе, и о роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;
- получать полное представление о цивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации, работах ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого) и конечно, иметь самое полное представление о боевом опыте и современном состоянии зарубежной и национальной военной мысли.
Миссия училища: создание условий для формирования интеллектуальной и творческой военной элиты России.
Цель деятельности училища: создание условий для индивидуального развития каждого суворовца как будущего офицера, способного принимать ответственные решения в ситуации выбора, защищающего гражданское общество в правовом государстве, обладающего чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны, являющего собой образец чести и достоинства, сохраняющего традиции русского офицерства и интегрированного в мировую и отечественную культуру и науку.
Задачи:
- Отбор воспитанников училища не на основе социальной поддержки, а на основе возможностей и особенностей самого будущего воспитанника, его индивидуальности, понимания ответственности перед страной и готовности защищать ее (целевая программа «Честь и достоинство»).
- Создание условий для обеспечения высочайшего качества общеобразовательной подготовки будущего офицера и привлечения для реализации учебной программы лучших учителей школ, лицеев, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, сотрудников научно-исследовательских организаций, учреждений культуры, новейших средств обучения, образовательных ресурсов нового поколения (целевая программа «Интеллект и развитие»).
- Создание условий для специальной (военной) подготовки будущего офицера на основе преподавания особых дисциплин и привлечения для реализации этой части программы специалистов и успешных кадровых военных, офицеров запаса, имеющих богатый служебный и жизненный опыт (целевая программа «Не числом, а умением»).
- Создание условий для обеспечения дополнительного образования будущих офицеров: введение углубленного изучения иностранных языков, изучения дополнительных иностранных языков, мировой художественной культуры, этикета, бальных танцев, верховой езды, дипломатии и истории, имиджелогии (целевая программа «Пажеский корпус»).
- Создание условий для сохранения здоровья и спортивной подготовки будущих офицеров на основе технологий здоровье сбережения и здоровье созидания, использования современных тренажеров, скалодромов, пейнтбольных полей, спортивного ориентирования, и других видов спорта (целевая программа «Здоровье и спорт»).
- Создание условий для освоения воспитанниками психологии и педагогики, имиджелогии, изучения особенностей управления людьми, в частности, коллективом военных и военной психологии, педагогики и менеджмента (целевая программа «Военный менеджмент»);
- Создание условий для изучения истории армии и военного дела, особенностей атрибутов и поведения воспитанника и далее - офицера, этического кодекса российского военного, роли личности военных в истории России и других стран (целевая программа «Профессия – военный»).