Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сопровождение молодых педагогов

Куцева Светлана Николаевна
В ГБОУ школе № 655 Приморского района Санкт-Петербурга ней  выстроена система школьной поддержки  молодых  педагогов “СТАРТ”, которая создана  с учетом профессиональных потребностей молодых учителей и  нацелена на развитие их профессионально-педагогической компетентности.
С –скаффолдинг
Скаффолдинг(«scaffolding»; в переводе с англ. «строительные леса») – система сопровождения молодых педагогов на этапе личностной и профессиональной адаптации. Педагогическое мастерство учителя формируется не тогда, когда изучаются книги по дидактике, хотя это тоже важно. А преимущественно педагоги учатся, имея возможность познакомиться с опытом коллег. Коллективное обучение позволяет совершенствовать мастерство каждого и тем самым повышать общие образовательные результаты.
Выстраивание скаффолдинга проводится на основании результатов исследования по методике  К.М.Ушакова “Социальный капитал образовательной организации”. Понятие социального капитала тесно связано с понятием структуры организации. Реальная структура организации представляется нам как социальная сеть: это люди и профессиональные связи между ними. Мы измерили уровень профессионального взаимодействия и доверия в коллективе школы и выстраиваем управление процессом накопления социального капитала на основе конкретных данных, а не личных впечатлений и представлений.
Сформированный рейтинг профессионального мастерства сотрудников позволяет выявить учителей, обладающим высоким профессиональным и личным актуальным рейтингом. Именно эти педагоги становятся кураторами. Молодые специалисты объединяются в пары. За каждой такой парой закрепляется куратор, который организовывает обсуждение между учителями, обеспечивая сопровождение работы триады. В основе работы триады – взаимное посещение уроков. На каждом уроке осуществляется наблюдение за определенным аспектом урока. Фокус внимания при этом направлен на учеников и то, что и как они делают. После каждой пары взаимно посещенных уроков происходит встреча педагогов, на которой под руководством куратора осуществляется рефлексивное оценивание наблюдаемого аспекта урока, поиск возможностей для улучшения.
Суть подхода к участникам триады в рамках методики скаффолдинга выражена в «субъект – субъектных» отношениях. Это развитие идеи Л.С. Выготского, что обучение происходит в первую очередь не на когнитивном, а на социальном и межличностном уровне. Это партнерство, основанное на взаимном доверии между участниками процесса обучения; позволяет обеспечить выход на следующие  принципы взаимодействия:
- интерсубъективность – совместная ответственность и куратора, и молодого учителя,
- непрерывность диагностики – диагностика ради адаптивной поддержки,
- диалогичность или симметричность коммуникации – совместное обсуждение профессиональных проблем,
- уменьшение поддержки и передача ответственности.
Следующий этап мы определяем как «Переход», что предполагает изменение позиции молодого педагога на основе рефлексии своей деятельности по методике «Моя профессиональная Я-концепция». В последствие молодой педагог сам становится тьютором для другого молодого специалиста.Идет интенсивная  работа молодых педагогов в профессиональных сообществах обучения, обучение друг у друга.
Сами молодые педагоги дают открытые уроки с применением новых технологий, современных форм и методов работы с последующим самоанализом, а также делятся опытом работы со своими молодыми коллегами.В школе создана атмосфера поддержки изменений, постоянное наблюдение за своей практикой, внимание к тому, как дети учатся в зависимости от действий учителя, поиск эффективных педагогических технологий.
Т - технологии
Для формирования профессионально-педагогической компетентности привлекаются такие ресурсы, как единое информационно-образовательное пространство школы. Оно включает:
-       Официальный сайт образовательного учреждения;
-       Инструменты, позволяющие обеспечивать электронный документооборот (электронная учительская, система мгновенного оповещения, возможность одновременной совместной работы над документами, конференцсвязь и т.д.);
-       Корпоративный портал для педагогов (электронная «Педагогическая мастерская», в которойможно ознакомиться с современными образовательными технологиями, материалами педагогических советов и др.);
-       Дистанционный обучающий портал для учащихся «Мир моих интересов» (использование при обучении, проведении промежуточной аттестации и т.д.);
-       Информационные зоны (стенды, выставки, электронные инфозоны);
-       Страницы образовательного учреждения на всех популярных социальных сетях.
Работа по организации профессиональной коммуникации и вовлечению педагогов в процесс повышения квалификации включает в себя корпоративноеобучение по использованию ресурсов образовательного учреждения в учебном процессе. В разделе “IT-компетентность”  молодые специалисты могут познакомиться с принципами работы в едином информационно-образовательном пространстве школы.
А - адаптация
Период адаптации – самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.  Администрация образовательного учреждения стремится поддерживать условия работы, в которых каждый молодой специалист сможет применять и развивать свои профессиональные навыки и способности согласно ценностям и миссии школы.
Основная задача, которую необходимо решить на этом этапе – предупредить разочарование и конфликты, поддержать молодого специалиста, создать эмоционально благоприятную атмосферу, укрепить веру в себя.
Мы определяем следующие направления адаптационной поддержки:
Нормативно-правовая поддержка включает в себя: знакомство молодого специалиста его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ОУ, традициями, материальной базой и т.д.
Информационно-методическая поддержка. Чаще всего молодые специалисты сталкиваются, на наш взгляд, с проблемой  нехватки нужной информации. Для решения этой “проблемы”   единое информационно-образовательное пространство школы предоставляет  ресурс – корпоративный портал, который оказывает всестороннюю информационно-методическую поддержку.  Сайт предоставляет: техническую поддержку, инструкции по ведению электронных документов, видео инструкции по использованию IT - инструментов, нормативные документы, локальные акты.
Психологическая поддержка заключается в проведении школьных психологических консультаций, тестирования молодых специалистов, в создании благоприятного психологического климата администрацией и коллективом школы.
Корпоративное вовлечение реализуется через выезды, конференции, форумы, читательский клуб, где не только молодые специалисты, но и педагоги всех структур (детский сад, начальная школа, основная школа) знакомятся, обсуждают проблемы, строят планы.
Р - развитие
Целенаправленная работа по развитию профессиональных компетенций с молодыми специалистами включает следующие формы:
-             Летняя школа для педагогов. Работает с 25 мая по 10 июня. В этот период организуется корпоративное обучение с применением информационной среды при организации учебной работы; мастер-классы по представлению эффективных апробированных методик и технологий преподавания.
-             Участие в Педагогических марафонах. В течение учебного года проводится два марафона (октябрь, март), в ходе которых молодые педагоги могут посетить открытые уроки более опытных коллег.
-             Участие в работе на практико-ориентированных педагогических советах. Например, проходили педагогические советы по следующей тематике:
ü   “Качество образования как основной показатель работы школы”
ü   “Образовательные коммуникации на уроке”
ü   “Критерии оценивания работы обучающегося в группе”
ü   “Профессиональные сообщества обучения как инструмент создания школы для каждого”.
            Т – творчество
Именно творчество делает профессию педагога неповторимой, позволяющей каждому реализовать свой потенциал и способности, раскрыть себя, выйти на уровень самореализации. Творчество в педагогической деятельности может проявить каждый молодой педагог в нашей школе, участвуя в разных конкурсах:
-       районный и городской конкурсы "Педагогические надежды",
-       Педагогическая олимпиада молодых учителей «Профессиональные перспективы»,
-       Научно-практическая конференция "Грани развития".

27 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге на базе ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт-Петербурга проводился международный семинар в рамках проекта «Развитие системы сопровождения молодых учителей» (Россия, Австрия). Данный проект осуществляется в рамках программы сотрудничества между Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и КультурКонтакт, Австрия (организации при Министерстве образования и культуры Австрии). ГБОУ школа № 655 является одной из 6-ти базовых площадок по реализации данного проекта.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»