Результативным в условиях внедрения и последующего применения, новых ФГОС НПО является использование интерактивных и развивающих педагогических технологий. Основные преимущества обновления ФГОС НПО состоят для работодателей в том, что появляется возможность влиять на содержание и характер профессионального образования, а также возможность контролировать результат. По окончании обучения выпускник должен владеть набором «готовностей» к выполнению определенных функций.
В части экономического образования должен уметь применять экономически обоснованные виды работ и приемы организации труда при обслуживании работы руководителя организации и знать, в первую очередь, основы экономики отрасли организации, в которую конкретный выпускник по профессии секретарь попадет.
Компетенция характеризуется, прежде всего, готовностью применять умение и знание в условиях уже не учебных, но производственных ситуаций. А для этого необходимо учащихся максимально приближать и готовить к подобным ситуациям, удачно применять в процессе обучения разнообразные деловые и ролевые игры, выполнение заданий в творческих (бригадах) так, чтобы каждый учащийся почувствовал свою личную значимость и ответственность в получении общего результата, когда над ним работает весь коллектив.
Например, если рассматривается система управления организацией, то при подведении финансового результата очень важно чтобы не только бухгалтер правильно оформил всё, что касается его деятельности, но и секретарь сделал то же самое. Применение всевозможных игровых ситуаций позволяет для начала учащемуся получить представление о производственной практики.
В свою очередь на производственной практике накапливается продуктивный опыт. Всё вместе: умение, знания, продуктивный опыт дают возможность сформировать компетенции для последующей профессиональной деятельности.
Педагогам учреждений начального профессионального образования необходимо помнить, что учащиеся должны получить общие компетенции и профессиональные компетенции, т.е. те требования, которые к выпускнику «предъявляет» его непосредственно специальность. Давайте представим простейший пример-ситуацию: руководитель предприятия среднего звена, а секретарь у него экономически совершенно безграмотен. Да, от него не требуется уметь в деталях составлять бухгалтерский баланс, но знать, как он выглядит, из чего состоит и кем должен быть подписан с целью передать этот баланс в налоговую инспекцию (как отчет), наверное, необходимо.
Формирование компетенций
Этапы формирования профессиональных компетенций | Педагогические технологии для реализации этапов формирования профессиональных компетенций |
Получение базовых знаний | Информационно-развивающие технологии |
Использование деловых игр, организованно-деятельных игр |
Развивающие технологии Практико-ориентированное обучение Личностно-ориентированное обучение Работа в сотрудничестве, малыми группами |
Оценка качества обучения учащихся при помощи портфолио | Технология портфолио |
Что необходимо педагогам в условиях внедрения ФГОС нового поколения?
- Оперативно реагировать на изменение в технологиях
- Устанавливать и развивать взаимовыгодные отношения с потенциальными работодателями учащихся
- Контролировать (а еще лучше регулировать) процесс трудоустройства учащихся (выпускников)
- Применять механизмы внешнего оценивания
В обновленных ФГОС описаны компетенции в рамках основных видов деятельности. Все эти компетенции необходимы сформировать у учащихся, а проверка готовности к выполнению основных видов деятельности очень удачно получается как раз при применении разнообразных развивающих технологий, примером которых деловые, организационно - деятельностные игры, учебные фирмы. Сами учащиеся в процессе подобных занятий не просто слушают преподавателя, а полностью участвуют:
- Скажи мне - и я забуду
- Покажи мне - и я запомню
- Дай делать - и я научусь
Чем больше у учащихся будет возможностей проявить себя в деловых, ролевых играх, тем проще и понятнее будут выпускнику разнообразные производственные ситуации, когда он уже будет работать, тем выше оценка квалификации выпускника. Кроме того, так как обновленные ФГОС предполагают достаточное количество времени для самостоятельной работы учащихся, это даёт преподавателю поработать творчески, например, составить задание в виде кроссвордов, сканвордов (занимательная экономика секретарей).
ЗАКЛЮЧНИЕ
Компетентностный подход востребован постольку, поскольку современное образование требует существенной модернизации, не осуществление этого процесса рискует оказаться очередной компанией среди многолетних попыток безуспешного реформирования образования на основании внедрения современнейших педагогических идей и концепций.
Значимость проблемы формирования профессиональных компетенций определяется тем, что по сути дела, сформулирована современная модель компетентностного подхода как с точки зрения используемых идей и представлений, так и с точки зрения актуализации альтернативных подходов, внутренних противоречий и проблем.
Формирование профессиональных компетенций предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин( в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).