Ковалькова Елена Валерьевна,
учитель начальных классов ГОУ СОШ № 137
Калининского района Санкт - Петербурга
Павлова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 652
Выборгского района Санкт – Петербурга
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя, работающие в школах, отмечают, что агрессивных детей с каждым годом все больше, с ними трудно работать, зачастую учителя просто не знают, как сними справиться.
Подобные дети раздражают взрослых, поэтому разговор о них ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «дрянь». Такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома. Однако редко кто из взрослых попытается разобраться в причинах агрессивного поведения ребят.
Существуют различные теории возникновения агрессии, но все они сходны в одном – происхождение агрессии инстинктивно, т.е. врожденно. Удовлетворение ни одного из благ не может устранить агрессивное проявление человека. Самое большое, что можно сделать – это временно предотвратить, сдержать проявление агрессии или ослабить ее интенсивность.
Агрессия или агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб».
Проявление агрессии может наблюдаться в виде:
• аутоагрессии по отношению к объектам окружения или другим людям;
• физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном или символическом плане;
• эпизодических вспышек, имеющих нестойкий характер;
• типичного способа реагирования.
В педагогических целях при выборе способов реагирования на агрессию ребенка может оказаться полезной классификация агрессивных проявлений: во-первых, типичные для характера человека; во-вторых, нетипичные для характера; в-третьих, эпизодические.
В работах В.В.Лебединсккого, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг предложены следующие критерии для определения степени агрессивных проявлений:
• частота и легкость возникновения;
• фиксируемость на агрессии;
• степень напряженности в агрессивных действиях;
• форма агрессии;
• степень осознанности агрессивных действий.
При диагностике дезадаптации и выборе способов оказания психологической помощи агрессивному ребенку необходимо тщательно проанализировать, какую функцию несет агрессивность в каждой конкретной ситуации, каково ее место среди других проявлений активности ребенка и динамика с момента возникновения.
Существуют различные теории возникновения агрессии у ребенка (например, психоаналитическая, эволюционная, социобиологическая и т.д.). Все они сходны в том, что видят происхождение агрессии инстинктивным, то есть врожденным. Известный австралийский психотерапевт В.Оклендер, наблюдая агрессивных детей, пришел к выводу: « Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды. У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию».
В целом влияние школы на развитие ребенка как личности эпизодично, и значительная часть обучения связана с развитием познавательной сферы, а не личности. Но существует определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании - это младший школьный возраст, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых, в данном случае учителей.
Наиболее отчетливо роль учебно-познавательной деятельности в формировании и перестройки личностных структур проявляется в мотивационной сфере.
Формирование в процессе обучения и общения новых мотивов и новых задач деятельности предполагает коренное изменение внутренней позиции ребенка. С возрастом растет устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка.
Включение в учебный процесс означает последовательное решение разнообразных актуальных и перспективных социальных задач: вначале освоение новой социальной позиции школьника, затем позиции члена социальной малой группы, и перспективная задача – определение своего положения в обществе. Таким образом, посредством учебной деятельности решаются задачи достижения разных социальных статусов.
Важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Это отчетливо выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они продолжительное время могут заниматься интересным и любимым делом. В этом просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлекаться на посторонние дела.
В результате социализации ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. В одних случаях развитие навыков контроля за собственной агрессией приводит к ее угасанию, в других – к определенным трансформациям, когда ребенок учится проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение.
Значимость исследований по различным методикам проявления агрессии у младших школьников состоит в том, что полученные результаты могут помочь в психологическом сопровождении ребенка на период его обучения в школе и скорректировать работу учителя с агрессивными детьми и их родителями.
Анализ исследований выявил несколько особенностей проявления агрессии у детей:
• более высокая агрессивность у детей в старшем возрасте, которые регулярно в течение пяти лет посещали детский сад, связана с их эмоциональной деривацией, с отрывом от матери в раннем возрасте, наиболее важном с точки зрения отношений в системе «мать-дитя» и формирования базового чувства безопасности;
• половые различия проявления агрессии детей. В исследовании половых различий агрессивности детей 7-8 лет было установлено, что у мальчиков агрессивные проявления в большей мере связаны с компенсацией чувства неполноценности, а у девочек – с задачей социального приспособления конституциональной агрессивности.
Изучать агрессивное поведение у школьников трудно. Один из способов изучения агрессии заключается в поиске «естественно возникающих» случаев агрессии. Это прямой метод – опрос, который поможет выявить состояние ребенка( преувеличение, ложь, перенесение ответственности); метод анкетирования; тесты для измерения различных аспектов агрессивного поведения; проективные методы; методы с использованием наблюдения.
Еще один вид вербальной информации - оценивание другими - состоит в том, что человека, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него.
Научные исследования убедительно доказывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители – ребенок», эмоциональной деривацией в семье и детской агрессией. Установлено, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного, противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.
Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку. Стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему: мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с нею происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. Таким образом, видно, что дети перенимают манеру отношений взрослых, берут ее за эталон, а когда сами попадают в общество, проявляют агрессию и жестокость.
Передавая социально полезный опыт, родители проявляют и негативные его стороны, являющиеся эмоционально заряженным «руководством к действию». Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Сами же родители всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении. Таким образом, на возникновение агрессии у младших школьников оказывают влияние 2 основных фактора:
• образец отношений между родителями и их поведение;
• характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. Ребенок, надежно привязанный к матери, склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению, не агрессивен. Ребенок, тревожащийся по поводу своей привязанности к матери, отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения.
В ходе исследований была установлена связь между родительским наказанием и детской агрессией. У родителей, которые понимают и принимают ребенка, объясняют, почему нельзя проявлять жестокость по отношению к окружающему миру, дети наименее агрессивны.
Родители более агрессивных детей ведут себя так, как будто любое поведение прилично. Однако, когда ребенок совершает проступок, он строго наказывается.
Строгость родителей, если она последовательна и чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя еще более агрессивно. Кроме того склонный к телесному наказанию родитель, хотя и не намеренно, подает пример агрессивного поведения. Ребенок узнает, что физическая агрессия — средство воздействия на людей и контроля над ними.
На развитие агрессии значительно влияют конфликтные отношения между родителями. По степени важности эти взаимоотношения превышают все другие, так как конфликты способствуют возникновению различных нервно-психических расстройств у детей. Этот факт имеет исключительное значение в формировании у детей уверенности в себе, в своих силах и возможностях. В крайних случаях ребенок не получит правильной картины мира, не сумеет адекватно реагировать на него. Агрессия может стать источником силы и способом добиться своего, получить власть или занять место в обществе, так как родители, занятые собственными проблемами, не смогли показать ребенку других способов поведения в обществе.
Имеются многочисленные попытки классификации агрессивных действий с позиций социальной нормативности поведения ребенка. Считают существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяют «общественно и этически оправданные поступки» и «недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда с неодушевленным предметом». В педагогических целях при выборе способов реагирования на агрессию детей необходимо помнить, во-первых, взрослые должны не требовать от таких детей чего-либо, а просить. Возможно мягкое физическое манипулирование ( взять за руку).
Во-вторых, использовать поощрение за выполнение определенных правил и наказания за их невыполнение. Наказание будет иметь эффект только тогда, когда сам ребенок считает, что заслужил его.
В-третьих, разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Доброжелательный тон взрослого поможет ребенку не проявить агрессии.
Но прежде всего к таким детям важно проявлять терпение, внимание к его нуждам и потребностям, постоянно отрабатывать навыки общения с окружающими.