Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности родительско-детских отношений, способствующие развитию эмоционально-позитивных межличностных отношений в семье

Алиева Алла Алексеевна,
музыкальный руководитель высшей категории
ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия»
Санкт-Петербурга

Изменения, происходящие в обществе за последние годы, касаются самых разных сторон жизни. В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

«В семье ребёнок практически  впервые вступает в интенсивные и каждодневные взаимоотношения со взрослыми,  представляющими для него мир культуры. Семья служит первой непосредственно  воспринимаемой  «моделью» общества, а отношения в ней – основным образцом межличностных отношений» М.А.  Ариарский [1,91].

Семья -  это первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности. Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребёнка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.

За последнее десятилетие вследствие неблагоприятных социально-экономических условий наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих также и детско-родительские отношения.

Множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость и пр.), имеют свои истоки именно в раннем и дошкольном детстве.

Возросло число неблагополучных семей, в которых девиантное  поведение супругов – алкоголизм, агрессия, становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств у детей, напряжённости, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.

Дисгармоничность системы семейного воспитания является достаточно распространённым симптомом дисфункции современной российской семьи, где актуальными показателями дисгармонии семейного стиля воспитания следует считатьвозрастание случаев жестокого обращения с детьми, гипопротекции и противоречивого воспитания.

Изменение демографической ситуации – падение рождаемости и, как следствие, увеличение  количества однодетных семей – приводят к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.

О.В. Карабанова [3 ], проведя исследование, утверждает, что увеличилось число разводов – не менее 1/3 всех семей, заключивших брак, распадаются. Психологическим следствием развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я – концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, а также нарушения общения со сверстниками и в семье.

Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребёнка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.

Изучение современной семьи социологами показало, что индивидуализация жизни родителей, занятых борьбой за улучшение материального положения, сопровождается сокращением времени на общение с ребёнком. Оно занимает лишь третье место в структуре свободного времени после просмотра средств СМИ и общения с друзьями.

Одновременно можно отметить тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (детские сады, школы), а также на специально приглашённый персонал (няни, гувернантки) и тем самым, самоустранения родителей от процесса воспитания ребёнка.

Часто стиль воспитания не является результатом осознанного выбора родителя, а обычно перенимается либо «по наследству» от своих родителей, либо является следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки стиля воспитания своего ребёнка, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности и педагогической культуры.

Эмоциональная насыщенность  и эмоционально - позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия родителей с ребёнком, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для эмоционального, личностного и интеллектуального развития ребёнка.

При достаточной культуре семьи воспитание в ней может быть целенаправленным и индивидуализированным, соответствующим склонностям и задаткам каждого ребёнка. В семье, ребёнок по существу, знакомится со всеми всевозможными типами взаимоотношений, приобретает  опыт сотрудничества  и разрешения конфликтов.   

Для формирования гармоничной личности ребёнка необходима и отцовская и материнская любовь.  Искажение материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводит к нарушениям и искажениям  в развитии ребёнка.

Темперамент ребёнка, родительские установки, особенности мотивационно  - потребностной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской подсистеме семьи.

Основой воспитания должны стать любовь, взаимопонимание, уважение к ребёнку, поощрение его активности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Поощрения и равноправное сотрудничество  со взрослым являются основными способами воспитания в ребёнке Личности. Поощрений  в воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний. Они должны создавать особую атмосферу стимулирования ребёнка к самостоятельности и творчеству, принятия ребёнка и подтверждения его значимости и самоценности как личности.

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребёнка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института.  Психологическая уравновешенность ребёнка зависит главным образом от близости его с родителями.

Безусловное эмоциональное принятие ребёнка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребёнка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребёнка в безопасности, любви, заботе в  отношениях  с родителями.

А.И. Баркан [2 ] утверждает, что характер эмоционального принятия ребёнка родителем выступает как исходный пункт и основа развития детско-родительских отношений. Так, низкий уровень принятия  обусловливает строгость родителя, жёсткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворённости детско-родительскими отношениями. Высокий уровень принятия, напротив, способствует установлению согласия между родителем и ребёнком, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родителя и удовлетворённости внутрисемейными отношениями.  Эмоциональная близость как способность к эмпатии, эмоциональному взаимопониманию и сопереживанию выступает условием и следствием продуктивного сотрудничества в детско-родительских отношениях.

В заключение хотелось бы отметить, что:

  • повышение педагогической грамотности родителей, заинтересованности в поисках контактов и взаимопонимания с ребёнком;

  • взаимодействие и сотрудничество родителей с педагогами, психологами, воспитателями образовательных учреждений;

  • вовлечение родителей в сферу досуга своих детей – вот те задачи, решение которых будет способствовать успешному  формированию всесторонне развитой, гармоничной Личности ребёнка.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте в первую очередь в семье. Опыт этих отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

 

Литература

  1. Ариарский  М.А. Прикладная культурология. -2-е изд., испр. и доп. – СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001.-288с.

  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка.- М.: АСТ – Пресс, 2000.- 423с.

  3. Карабанова  О.А. Психология семейных отношений  и основы семейного консультирования. – М. Гардарики, 2004. – 320с.

  4. Лесгафт П.Ф.  Семейное воспитание ребёнка и его значение. – М.: Педагогика, 1991 – 176с.

  5. Межличностное общение / Сост. и общ. редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001 – 512 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»