Особенности родительско-детских отношений, способствующие развитию эмоционально-позитивных межличностных отношений в семье
Алиева Алла Алексеевна,
музыкальный руководитель высшей категории
ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия»
Санкт-Петербурга
Изменения, происходящие в обществе за последние годы, касаются самых разных сторон жизни. В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
«В семье ребёнок практически впервые вступает в интенсивные и каждодневные взаимоотношения со взрослыми, представляющими для него мир культуры. Семья служит первой непосредственно воспринимаемой «моделью» общества, а отношения в ней – основным образцом межличностных отношений» М.А. Ариарский [1,91].
Семья - это первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности. Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребёнка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.
За последнее десятилетие вследствие неблагоприятных социально-экономических условий наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих также и детско-родительские отношения.
Множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость и пр.), имеют свои истоки именно в раннем и дошкольном детстве.
Возросло число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов – алкоголизм, агрессия, становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств у детей, напряжённости, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.
Дисгармоничность системы семейного воспитания является достаточно распространённым симптомом дисфункции современной российской семьи, где актуальными показателями дисгармонии семейного стиля воспитания следует считатьвозрастание случаев жестокого обращения с детьми, гипопротекции и противоречивого воспитания.
Изменение демографической ситуации – падение рождаемости и, как следствие, увеличение количества однодетных семей – приводят к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.
О.В. Карабанова [3 ], проведя исследование, утверждает, что увеличилось число разводов – не менее 1/3 всех семей, заключивших брак, распадаются. Психологическим следствием развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я – концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, а также нарушения общения со сверстниками и в семье.
Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребёнка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.
Изучение современной семьи социологами показало, что индивидуализация жизни родителей, занятых борьбой за улучшение материального положения, сопровождается сокращением времени на общение с ребёнком. Оно занимает лишь третье место в структуре свободного времени после просмотра средств СМИ и общения с друзьями.
Одновременно можно отметить тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (детские сады, школы), а также на специально приглашённый персонал (няни, гувернантки) и тем самым, самоустранения родителей от процесса воспитания ребёнка.
Часто стиль воспитания не является результатом осознанного выбора родителя, а обычно перенимается либо «по наследству» от своих родителей, либо является следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки стиля воспитания своего ребёнка, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности и педагогической культуры.
Эмоциональная насыщенность и эмоционально - позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия родителей с ребёнком, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для эмоционального, личностного и интеллектуального развития ребёнка.
При достаточной культуре семьи воспитание в ней может быть целенаправленным и индивидуализированным, соответствующим склонностям и задаткам каждого ребёнка. В семье, ребёнок по существу, знакомится со всеми всевозможными типами взаимоотношений, приобретает опыт сотрудничества и разрешения конфликтов.
Для формирования гармоничной личности ребёнка необходима и отцовская и материнская любовь. Искажение материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводит к нарушениям и искажениям в развитии ребёнка.
Темперамент ребёнка, родительские установки, особенности мотивационно - потребностной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской подсистеме семьи.
Основой воспитания должны стать любовь, взаимопонимание, уважение к ребёнку, поощрение его активности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Поощрения и равноправное сотрудничество со взрослым являются основными способами воспитания в ребёнке Личности. Поощрений в воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний. Они должны создавать особую атмосферу стимулирования ребёнка к самостоятельности и творчеству, принятия ребёнка и подтверждения его значимости и самоценности как личности.
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребёнка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Психологическая уравновешенность ребёнка зависит главным образом от близости его с родителями.
Безусловное эмоциональное принятие ребёнка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребёнка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребёнка в безопасности, любви, заботе в отношениях с родителями.
А.И. Баркан [2 ] утверждает, что характер эмоционального принятия ребёнка родителем выступает как исходный пункт и основа развития детско-родительских отношений. Так, низкий уровень принятия обусловливает строгость родителя, жёсткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворённости детско-родительскими отношениями. Высокий уровень принятия, напротив, способствует установлению согласия между родителем и ребёнком, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родителя и удовлетворённости внутрисемейными отношениями. Эмоциональная близость как способность к эмпатии, эмоциональному взаимопониманию и сопереживанию выступает условием и следствием продуктивного сотрудничества в детско-родительских отношениях.
В заключение хотелось бы отметить, что:
-
повышение педагогической грамотности родителей, заинтересованности в поисках контактов и взаимопонимания с ребёнком;
-
взаимодействие и сотрудничество родителей с педагогами, психологами, воспитателями образовательных учреждений;
-
вовлечение родителей в сферу досуга своих детей – вот те задачи, решение которых будет способствовать успешному формированию всесторонне развитой, гармоничной Личности ребёнка.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте в первую очередь в семье. Опыт этих отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Литература
-
Ариарский М.А. Прикладная культурология. -2-е изд., испр. и доп. – СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001.-288с.
-
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка.- М.: АСТ – Пресс, 2000.- 423с.
-
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М. Гардарики, 2004. – 320с.
-
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. – М.: Педагогика, 1991 – 176с.
-
Межличностное общение / Сост. и общ. редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001 – 512 с.