Товкес Ирина Олеговна
Учитель, гимназия № 192
Санкт-Петербурга
Подростковый период – время, занимающее промежуточное положение между детством и юностью. В этом возрасте дети стремятся приобрести независимость, почувствовать себя самостоятельными. Ребенок очень активно развивается: растет, как физиологически, так и духовно. В этот период формируется поведенческая база человека, картина его мировосприятия, модели реакций на различные эмоциональные раздражители, основные комплексы человека. Именно родители в это непростое время должны быть рядом и поддерживать ребенка, жить жизнью собственных детей, позиционировать себя не в качестве врага и фактора наказания, а в качестве самого близкого друга, старшего наставника, который всегда даст искренний совет, будет опорой и поддержкой в любых начинаниях. И только в таком случае человек станет сильным, заинтересованным, и не побоится свернуть горы за свою идею. Дети должны осознавать, что в любой ситуации им есть на кого рассчитывать, на кого положиться, кому довериться. Такое отношение детей к родителям очень непросто смоделировать. Это требует больших временных и моральных вложений. Нужно не только проводить с ребенком больше времени, но и сделать это время увлекательным интересным для него. Родители должны постоянно развиваться вместе со своими детьми, идти в ногу со временем, от вклада родителя в собственное саморазвитие напрямую зависит то, каким развитым окажется ребенок.
Подросток одну треть жизни проводит в школе, другую спит, остается еще одна треть, которая тратится на отдых, приготовление домашнего задания, общение со сверстниками, посещение дополнительных занятий. Сверстники обычно также являются школьными друзьями. Школа занимает одно из основных мест в жизни ребенка, влияет на формирование поведенческой базы, о которой сказано ранее. Именно в школе у ребенка возникают основные проблемы: конфликты в межличностных отношениях с учителями, сверстниками, плохие оценки, трудности в обучении, влюбленность. Перед подростком возникает множество важных вопросов, ответы на которые он находит в сравнении себя с окружающими. Ответы на многие из вопросов он мог бы найти в своей семье, если бы родители всегда оставались ему союзниками. На основании этого, я считаю, что родители должны быть вовлечены в учебно-воспитательный процесс, и степень их дружбы, понимания с детьми, проявится в количестве и качестве этого вовлечения. Учитель также вносит немалый вклад в формирование личности ребенка. Однако нередко учитель и родители становятся помехой друг другу для достижения цели. Хотя цель перед ними стоит одна – помочь развиться ребенку как личности. Ребенок сталкивает учителя и родителей, создаются конфликты, которые препятствуют достижению цели. Эта проблема взаимоотношений очень остро проявляет себя как раз, в переходный возраст. Взрослеющий ребенок уже умеет манипулировать взрослыми и использует это в своих интересах. Он понимает, осознает возможность выбора и принятия той или иной позиции (позиции учителя или родителя), и выбирает того, чья позиция наиболее благоприятна, тем самым сталкивая родителей с учителем. Корни возникших проблем родители, опьяненные слепой любовью к собственному ребенку, не всегда могут увидеть: нередко они находят их в неправильном поведении педагога. Родители недовольны учителем, на него часто поступают необоснованные жалобы, подтвержденные только словами ребенка, который в свою очередь пытается ситуацию подстроить под себя. Подобного рода конфликты создают немалые помехи воспитательному процессу, и вместо того, чтобы общими усилиями достигать поставленную цель, время тратится на решение создавшихся трудностей, причина которых - непонимание между родителями и учителем, между ребенком и учителем. Общение, постоянное поддержание контакта педагога с родителями поможет минимизировать данную проблему, обеспечив взаимопонимание. Поэтому родителям необходимо активно принимать участие в школьной жизни ребенка.
Так как же заинтересовать родителей, как привлечь их в школу? В своей педагогической практике, я использую следующие методы, позволяющие сформировать и поддерживать интерес родителей к совместной внеурочной деятельности.
1. Знакомство с родителями, я начинаю с анкетирования, которое помогает выявить степень инициативности, психологической грамотности, интересы членов семьи, роль в воспитании ребенка и выполняемые в связи с этим функции, атмосферу в семье ребенка, тип личности родителя, составить общую картину родительского коллектива.
2. На втором этапе я формирую инициативную группу родителей, совместно с которой мы разрабатываем « Кодекс Родителей» В этом кодексе мы прописываем правила поведения и рекомендации родителям в различных проблемных ситуациях. Кодекс со временем изменяется, корректируется в соответствии с возникающим проблемами. В зависимости от особенностей класса кодекс родителей может различаться. Приведу пример нескольких принципов из «Кодекса родителей»:
а) «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда меньше всего её заслуживает» (Э. Бомбек).
б) Когда Вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
в) В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим Вы детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
3. Кодекс ученика. Кодекс ученика разрабатывается инициативной группой детей с помощью педагога. В зависимости от особенностей и предпочтений учащихся у каждого класса свой кодекс. Приведу пример выписок из кодекса своего класса:
а) Выводи формулы из рассуждений, а не преподавателя из себя. (Георгий Александров)
б) Воспринимай, усваивай и пользуйся опытом старших, дорожи вниманием и заботой своих учителей. Им ведомо многое из твоего настоящего и будущего.
в) Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе
г) Уважайте себя, уважайте других, несите ответственность за свои действия.
После создания «Кодекса родителей» и «Кодекса ученика», они выносятся на совместное обсуждение с учениками и родителями, где вносятся коррективы, дополнения. Цель данных мероприятий – достижение сотрудничества между детьми, родителями и учителем. В моменты обсуждения родители слышат мнение не только своего ребенка, но и других детей, что помогает им ощутить особенности подросткового возраста. Ребенок в свою очередь видит не только требования и пожелания собственного родителя, но и других, имеет возможность сравнить, понять, сделать выводы.
4. Организация родительских групп для внеурочной деятельности. Конечно, организацией досуга в большей степени занимается классный руководитель. Участие родителей – дело добровольное. Многие мамы и папы, понимая необходимость своего участия в школьной жизни ребенка, с радостью помогают мне с организацией досуга, за что я им очень признательна. Так как интересы родителей разнообразны, они помогают сделать досуг увлекательным, запоминавшимся. Родители, проявляющие инициативу, разделяются на группы по интересам. Каждая группа придумывает план совместного отдыха (туризм, спорт, культура и искусство, домоводство).
5. Раз в четверть редколлегия класса выпускает листок благодарности, в котором выражаем нашу признательность наиболее инициативным, заинтересованным членам команды (ученикам и родителям), фиксируем значимые мероприятия, в которых принимали участие ученики и родители. Из листков благодарности складывается «Летопись класса».
6. Ежегодно проводится конкурс «Родитель года» В конце учебного года по результатам деятельности, степени инициативности, выбирается родитель года. Он получает грамоту, а самое главное - признание школы. Хочу отметить, что каждому ребенку приятно, что именно его мама или папа «Родитель Года»
Организация данных мероприятий способствует формированию команды: учитель, родители, дети, обеспечению взаимопонимания в ней. Только тогда детям будет комфортно в школе, когда этот коллектив единомышленников будет дружным и сплоченным. Если родители в вашем лице увидят не только учителя, а также чуткого, доброго, отзывчивого заинтересованного человека, готового прийти на помощь детям, то успех гарантирован!