Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Компьютерная зависимость как психологическая проблема современной семьи

Кудряшова Нонна Альбертовна,
воспитатель ГПД в ГБОУ СОШ № 133

Актуальность темы

Проблема компьютерной зависимости в наше время является одной из самых актуальных, так как трудно найти человека, у которого нет компьютера и который не проводит часть своего времени, работая за ним или просто сидя в Интернете. Нередко уже с раннего возраста дети имеют доступ к компьютеру: смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры. При поступлении детей в школу многим из них родители покупают планшетный компьютер или телефон с выходом в Интернет. Многие современные домашние задания, задаваемые в школе, связаны с поиском информации в Интернете, довольно большую часть заданий необходимо выполнять в электронном виде (доклады, презентации, рефераты и т.д.). Наконец, дети используют Интернет как средство общения со сверстниками.

 

На первый взгляд безопасное времяпрепровождение ребёнка около компьютера может со временем перерасти в компьютерную зависимость, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической. Особенную угрозу компьютер представляет для детей, обделённых вниманием родителей, их контролем за поведением ребёнка. А таких детей в современное время немало. Примером могут служить семьи, в которых один или оба родителя постоянно заняты работой или домашними делами и, чтобы ребёнок не скучал, предлагают ему поиграть или посидеть в Интернете.

 

Компьютерную зависимость у детей можно отнести к психологическим проблемам современной семьи, потому что именно родители и другие родственники в первую очередь способны положительно повлиять на ребёнка, предотвратить возникновение у него компьютеромании или помочь ему избавиться от неё.

 

Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, А. Е. Войскунский, В. А. Бурова, А. Ю. Егоров, С. В. Лободина, А. Н. Ивлева, К. Янг и др. Были проведены эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязи идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста (А. Е. Жичкина), психологических детерминант компьютерной игровой зависимости (О. В. Литвиненко), взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков (Ю. Н. Мураткина). Данная проблема продолжает изучаться и сейчас. В связи с тем, что она появилась не так давно, ещё не все её аспекты раскрыты в исследованиях.

Понятие компьютерной зависимости

 

Невозможно представить жизнь современного человека без компьютера. В связи с этим дети, как правило, рано начинают приобщаться к нему. Недолгая работа за ним безопасна и иногда даже полезна для детей: некоторые игры развивают их интеллектуальные и творческие способности, на разнообразных увлекательных сайтах дети способны найти много новой интересной информации, а за просмотром добрых мультфильмов ребята могут просто с удовольствием провести время, отдохнуть от домашних дел или учёбы.

 

Однако чрезмерное увлечение компьютером может привести к различным трудностям и опасностям. Оно может негативно сказаться на здоровье. Известны случаи, когда из-за продолжительной работы за компьютером у людей возникают соматические расстройства (общее недомогание, ослабление иммунитета, болезни, связанные с сидячим образом жизни, например, геморрой или запоры). Чрезмерное длительное электромагнитное излучение может вызывать онкологические заболевания. При неправильной посадке за компьютером страдает опорно-двигательный аппарат: искривляется осанка и позвоночник, возможны заболевания вследствие неправильной постановки кисти, со временем может развиться остеохондроз. Всем известно то, что компьютер представляет угрозу и для глаз в связи с их перенапряжением, переутомлением при работе без перерыва. По статистике, у 25 % детей после 25 минут работы за компьютером временно падает зрение. Ребёнок близоруких родителей неблагоприятно реагирует на компьютер уже через 10 минут. [4]

 

У людей, которые не соблюдают режим пользования компьютером, могут наблюдаться астено-невротические реакции: снижается внимание и сосредоточенность, появляются нарушения сна и памяти, болит голова, повышается утомляемость, раздражительность, возбудимость. Также огромную опасность для психики человека и тем более ребёнка представляет компьютерная зависимость (компьютеромания).

 

Что же такое компьютерная зависимость? М. С. Иванов даёт следующее определение: компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящим к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. [10] Зависимый человек погружается в мир иллюзий, у него возникает психологическая зависимость от виртуальной реальности. Нередко виртуальный мир кажется человеку более реальным, чем тот, который его окружает. Многие компьютероманы время от времени испытывают к компьютеру личные чувства (гнев, печаль, обиду и т.д.). Они способны оторваться от компьютера только для удовлетворения своих физиологических потребностей. Длительное отсутствие компьютера вызывает у зависимого человека «ломку», сходную с «ломкой» наркомана. Её симптомами являются беспокойство, рассеянное внимание, повышенная возбудимость и раздражительность, суета, чувство неполноценности. В результате компьютерной зависимости человек разумный превращается в человека информационного.

 

Компьютерную зависимость можно подразделить на игровую компьютерную зависимость и Интернет-зависимость.

 

Жестокие компьютерные игры опасны для сознания детей, т.к. вводят в него жёсткие стереотипы поведения. У детей утрачиваются правильные социальные ориентиры, нравственные ценности, они становятся циничными и чёрствыми. Отношение к героям компьютерных игр переносится на реальных людей, и они могут совершенно равнодушно отреагировать на смерть кого-то из близких. Сцены насилия в играх провоцируют агрессивное поведение детей в жизни. Игры приучают ребёнка не проявлять эмоций в реальных жизненных ситуациях, т.к. в процессе игры активизируются познавательные функции мозга (память, внимание, речь, восприятие и т.д.), а эмоции отсутствуют. Подростки, увлечённые жестокими играми, часто оказываются способными совершить убийство или самоубийство. Американская ассоциация психологов установила, что даже у детей, проводящих за компьютерной игрой менее 10 минут в день, меняется мироощущение, они становятся менее дружелюбны, спорят с учителями и сверстниками, решают разногласия силовыми методами. Погружаясь в игру, ребёнок не замечает ничего вокруг. Попытки оторвать его от экрана приводят к скандалам и истерикам. Даже ожидание игры сопровождается дополнительным гормонов надпочечников, в т.ч. гормонов стресса. Иногда видеоигры могут довести до эпилептического припадка. Известен и случай, когда 28-летний молодой человек из Южной Кореи скончался от сердечного приступа после пятидесяти часов непрерывной игры в интернет-кафе.

 

Компьютерные игры делают мышление человека примитивным в связи с жёсткой программной заданностью, формируют эгоизм в связи с ориентированностью на «я» играющего, разрушают социальные связи и контакты с родственниками и сверстниками, порождают уныние, апатию, отчаяние при столкновении с действительностью, отрывают от полезных занятий, физически ослабляют организм. Компьютерные игры вытесняют из жизни ребёнка подвижные игры, гораздо более важные для его психического развития и личностного становления.

 

Понятие «Интернет-зависимость» впервые дал Айвен Голдберг в 1996 году: Интернет-зависимость — это непреодолимое влечение к использованию Интернета, характеризующееся пагубным воздействием на бытовую, учебную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности. [4] Интернет-зависимыми является около 10 % пользователей Интернета во всём мире, 4-6 % в России. Наиболее часто Интернет-зависимость возникает у учащихся 9-11 классов. Это связано с особенностями психического развития подростков: частой сменой настроения, депрессией, неусидчивостью и слабой концентрацией внимания, раздражительностью, импульсивностью, тревогой, агрессией и проблемным поведением.

 

 

Симптомы компьютерной зависимости

 

Как отличить хобби ребёнка от начинающейся зависимости? М. Орзак, К. Янг, А. Е. Войскунский и другие авторы выделили наиболее распространённые признаки компьютеромании.

 

Зависимый человек испытывает слишком частое и навязчивое желание проверить электронную почту. Он входит в Интернет даже в процессе не связанной с ним работы. Он может быть привязан к Интернет-играм, к поиску информации, к онлайн-аукционам и электронным покупкам. Целыми днями он находится в предвкушении очередной онлайн-сессии или в воспоминаниях о предыдущей. При работе за компьютером он испытывает чувство эйфории, а при выключении компьютера – беспокойство, усталость, раздражительность, у него снижается настроение и возникает непреодолимое желание вернуться в Сеть или в игру. Для зависимых людей характерна потеря ощущения времени, проведённого за компьютером. Они сокращают время на еду и сон, пренебрегают личной гигиеной, принимают пищу перед включённым монитором. Семейные и учебные обязанности, общественную жизнь и состояние своего здоровья такие люди, как правило, игнорируют, часто они прогуливают учебные занятия или встречи ради возможности быть в Интернете. Из-за долгой работы за компьютером у них могут возникать головные боли, боль в спине, сухость в глазах. Такие люди предпочитают общение с людьми в Интернете вместо реальных встреч с ними. Они используют Интернет для того, чтобы уйти от проблем или заглушить чувство вины, беспомощности, тревоги и подавленности. С прогрессированием зависимости увеличивается количество времени, проводимого за компьютером. Попытки уменьшить это количество обычно оканчиваются неудачно. Человек совершает «тайное» вхождение в Интернет в момент отсутствия членов семьи, испытывая при этом чувство облегчения или вины. Он склонен лгать членам семьи о своей деятельности за компьютером и о количестве времени, проведённом за ним. Он готов мириться с разрушением семьи, потерей круга своего общения. При этом часто зависимый человек отрицает наличие у него компьютерной зависимости и не желает принимать критику своего образа жизни со стороны близких, переоценивая роль компьютера в своей жизни. Иногда он злоупотребляет кофе и другими тонизирующими средствами.

 

Все перечисленные симптомы приводят к дезадаптации, социальной изоляции человека, проблемам в учёбе и во взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками, депрессии.

 

Выделяют несколько стадий формирования компьютерной игровой зависимости:

 

1. Стадия лёгкой увлечённости – поиграв несколько раз в игру, человек «входит во вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звуки и сама возможность имитации реальной жизни или фантастических событий в данной игре. Человек получает удовольствие от игры, но игра носит ситуационный характер, не является значимой ценностью.

 

2. Стадия увлечённости – игра приобретает систематический характер; если доступ к игре или компьютеру затруднён, человек может предпринимать активные действия по преодолению препятствий.

 

3. Стадия зависимости – потребность в игре сдвигается на нижний уровень пирамиды потребностей, изменяется ценностно-смысловая сфера личности. Зависимость может принимать 2 формы: социализированную (поддерживаются контакты с социумом, в основном с такими же игроманами, с которыми зависимый человек любит играть вместе) и индивидуализированную (нарушается взаимодействие человека с окружающим миром, он играет в одиночку, потребность в игре по значимости приравнивается к физиологическим).

 

4. Стадия привязанности – человек «держит дистанцию» с компьютером, но не может избавиться от привязанности к играм. Это самая длительная стадия, которая может длиться всю жизнь.

 

Существуют и стадии формирования Интернет-зависимости:

 

1 стадия – человек испытывает эйфорию и хорошее настроение, сидя за компьютером, не замечает внешний мир и красоту природы, часами бродит по Сети, скрывает от близких, сколько времени проводит на сайтах.

 

2 стадия – при отлучении от компьютера у человека снижается внимание и работоспособность, возникают навязчивые мысли, бессонница, депрессия, нервозность, приступы страха, увеличивается или появляется тяга к кофе, сигаретам, алкоголю, наркотикам, возможны головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях, тремор (дрожание рук).

 

3 стадия – социальная дезадаптация, отсутствие удовольствия от общения в Интернете, но неспособность к самоконтролю, человек перестаёт обращать внимание на окружающих, на свой внешний вид, на гигиену.

 

Для определения наличия и степени выраженности компьютерной зависимости существуют различные опросники, на вопросы которых отвечает сам зависимый человек или его родные и друзья. Одним из самых известных является опросник К. Янг, а также Шкала Интернет-Зависимости Чена.

 

 

Причины компьютерной зависимости

 

В первую очередь компьютер притягивает ребёнка, потому что это интересно, доступно и просто. К тому же компьютер имеет много общего с телевизором, который смотрят большинство взрослых и тем самым приучают ребёнка к картинке на экране.

 

Основными мотивами компьютерной игры младшего школьника являются желание получить удовольствие, развлечься, избавиться от скуки, достичь чего-то значимого, повысить самооценку и уверенность в себе.

 

Виртуальная жизнь часто является динамичнее и интереснее реальной, в ней можно управлять обстоятельствами и другими людьми, чувствовать себя независимым. В виртуальном мире ребёнок – властелин и хозяин.

 

В виртуальном пространстве ребёнок реализует себя, перевоплощаясь и принимая на себя роль того, кем не может стать в реальной жизни. В игре он наделён сверхкачествами, которыми хотел бы обладать (смелость, сила, ловкость, способности и т.д.). Поэтому виртуальные ролевые игры часто предпочитают люди, желающие избавиться от комплексов, в том числе от комплекса неполноценности. Для детей, испытывающих трудности в общении, целью игры является ощущение себя победителем, преодолевающим любые препятствия. Постепенно они замещают реальность виртуальным миром.

 

В игре ребёнок реализует свои желания и мечты. Понаблюдав за тем, какие игры выбирают дети, можно узнать об их тайных стремлениях.

 

Также в игре ребёнок примеряет на себя образ супергероя. Особенно это увлекает мальчиков. Детей привлекает большое количество жизней героев и возможность вернуться на прежний уровень, если что-то не получилось с первого раза, исправить любую ошибку. Выбор героя указывает на то, что ребёнок в данный момент пытается узнать о себе.

 

Иногда дети воспринимают компьютерные игры как способ «разрядиться», сбросить негативные эмоции, избавиться от стресса. В некоторых случаях игры – это способ отдохнуть от родителей.

 

Ещё одна причина зависимости от компьютерных игр – дефицит внимания со стороны родителей или сверстников. В случае, если родители постоянно заняты, компьютер может стать лучшим другом. При этом жёсткие запреты со стороны родителей приводят только к усилению желания играть.

 

К Интернет-зависимости склонны люди с заниженной самооценкой, которые не удовлетворены собой, не способны строить гармоничные отношения с окружающими. Они предпочитают избегать проблем и ответственности. В Интернете они пытаются обрести уважение, любовь и собственную значимость.

 

А. С. Войскунский, В. А. Бурова, А. Ю. Егоров и другие авторы выделяют такие причины привлекательности Интернета, как возможность анонимного социального общения, возможность реализации представлений и фантазий с обратной связью, широкая возможность поиска нового собеседника и неограниченный доступ к информации.

 

А. Е. Жичкина выделила 2 причины Интернет-зависимости. Одна из них – повышенная чувствительность к ограничениям. Интернет рассматривается такими детьми как возможность избавиться от требований, предъявляемых социальным окружением, быть более раскованным и простым. Вторая причина – потребность в эмоциональной поддержке, которую трудно получить в реальном социальном окружении.

 

Существуют и биологические факторы риска. К факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести различные осложнения матери при беременности: инфекционные заболевания, приём лекарств, курение и др. Риск зависимости имеют дети с разнообразными повреждениями ЦНС. Одним из самых распространённых нарушений ЦНС, которое может приводить к Интернет-зависимости, является СДВГ. Кроме того, Интернет-зависимости подвержены дети с повышенным уровнем тревожности.

 

 

Влияние семьи на возникновение компьютерной зависимости у детей

 

Семья может оказывать огромное влияние на формирование зависимого поведения у детей. Многие исследователи считают семейные факторы формирования зависимого поведения одними из основных.

 

Чаще всего аддиктивное поведение возникает у детей, воспитывающихся в условиях гипоопеки (безнадзорности или жестокого отношения) и противоречивого воспитания, реже — у детей, воспитывающихся по типу доминирующей или потворствующей гиперпротекции.

 

Одна из главных причин формирования зависимого поведения — семейная депривация. Эмоциональная депривация, особенно со стороны матери, нарушает процесс своевременного созревания механизмов личности. У ребёнка понижается самооценка, что приводит к психологическому инфантилизму и бегству от ответственности путём поведения, не соответствующего возрастным требованиям.

 

Негативно влияет на поведение ребёнка и наличие конфликтов в семье. Для семей с большим количеством конфликтов, как правило, характерен неадекватный уровень контроля со стороны родителей. Подростки в таких семьях отказываются выполнять требования взрослых, в том числе правила, ограничивающие время пользования компьютером, и пытаются найти недостающую поддержку и социальное одобрение в Интернете. При этом злоупотребление Интернетом или компьютерными играми может приводить к усилению конфликтов с родителями.

 

Причиной возникновения компьютерной зависимости может быть также личностный инфантилизм подростков, который проявляется в узкости социальных контактов, замкнутости на семье.

 

Часто в семьях Интернет-зависимых подростков наблюдается снижение авторитета отца, дистанция между детьми и отцами и тенденция разделения семьи на две подструктуры: мать — подросток и мать — муж или мать — подросток и муж. Такая особенность связана с тем, что контакт между подростками и отцами обычно хуже, чем контакт между подростками и матерями.

 

Можно выделить несколько стилей воспитания, которые оказывают наиболее сильное влияние на формирование компьютерной зависимости.

 

1. Потворствующая гиперпротекция. Этот стиль воспитания характеризуется отсутствием требований, запретов и санкций, вседозволенностью. Выросший в такой семье ребёнок не умеет ограничивать и сдерживать себя, не верит в необратимость наказания. С детства он привыкает к мысли, что смысл его жизни — в получении удовольствия, в удовлетворении потребностей. Поэтому он не может выйти из деятельности, приносящей ему удовольствие, даже если осознаёт её вред. Попытки родителей ограничить ребёнка в пользовании компьютером в таких семьях тоже будут неудачны, так как они некомпетентны в области ограничений, у них не выработан нужный механизм взаимодействия с ребёнком.

 

2. Доминирующая гиперпротекция. При данном стиле воспитания ребёнок тоже находится в центре внимания родителей, но ему предъявляется огромное количество ограничений и запретов. В результате ребёнок вырастает несамостоятельным и неспособным нести ответственность за свои поступки. Постоянное доминирование матери приводит к полному подчинению или к усилению протестного поведения. Для тех подростков, которые не решаются на открытый протест, компьютер становится спасением, т.к. предоставляет возможность ухода от реальности, получения поддержки, заботы и ощущения значимости собственного мнения.

 

3. Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». [6] В основе этого стиля воспитания лежит осознаваемое или неосознаваемое отождествление ребёнка родителями с неприятными событиями из своей жизни. Ребёнок ощущает себя помехой в жизни родителей, в результате чего у него возникает потребность ухода от реальности, которую предоставляет ему компьютер.

 

4. Гипопротекция. При данном стиле воспитания ребёнок предоставлен самому себе, родители не интересуются его жизнью, не контролируют его и не способны вовремя предотвратить формирование компьютерной зависимости.

 

Таким образом, любая дисгармония в семье может привести к формированию компьютерной зависимости, но механизмы её формирования в каждом случае будут различными.

 

Профилактика и лечение компьютерной зависимости

 

В. В. Абраменкова, С. В. Лободина и другие авторы выделили несколько правил профилактики компьютерной зависимости, которые могут быть полезны для родителей.

 

Рекомендуется ограничить время одного сеанса игры: для детей 6-7 лет оно не должно превышать 10 минут, 8-11 лет — 15-20 минут, для старшеклассников оно может доходить до 30 минут в день. После этого ребёнку необходимо сменить род деятельности: выполнить несколько физических упражнений, убраться в комнате, сходить в магазин и т.д. Нельзя разрешать детям играть перед сном, после еды, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, прогулки или не сделанных уроков.

 

Нужно контролировать содержание игр детей: не допускать, чтобы они содержали насилие, жестокость, сексуальную распущенность, были нравственно-отрицательными. Иногда можно переключить внимание зависимого человека с вредного на полезное или этически нейтральное, например, компьютерную игру в карты или «стрелялку» заменить компьютерной игрой в шахматы, более полезной для развития интеллекта ребёнка.

 

С самого начала общения ребёнка с компьютером следует следить, чтобы компьютер вызывал в первую очередь не потребительский, а научно-познавательный и практический интерес. В таком случае компьютер может стать основой для будущей профессии ребёнка (например, он может стать программистом).

 

Не стоит жёстко запрещать ребёнку играть в компьютерные игры, наказывать его, лишать других удовольствий. Такие запреты, наоборот, приводят к усиленной жажде играть, понижают авторитет родителей, доверие ребёнка к ним, а иногда могут подтолкнуть подростка к бегству из дома. Вместо запретов можно просто ограничить время занятий компьютерными играми, говоря: «Сначала сделаешь что-то, а потом можешь играть».

 

Детей нужно с детства приучать к подвижным играм (лапта, прятки, классики и т.д.).

 

Для профилактики интернетомании надо приучить ребёнка чётко ставить себе цель работы в Интернете и не отклоняться от неё, не бродить по сайтам развлекательного характера, не раскрывать посторонние рекламные картинки.

 

Можно ввести на компьютере пароль, не позволяющий ребёнку пользоваться Интернетом или играть в компьютерные игры без разрешения взрослых.

 

Первокласснику лучше не покупать компьютер, т.к. он и так переживает сложный период адаптации к школе.

 

Никогда нельзя использовать компьютер для того, чтобы «отвязаться» от ребёнка (предлагать поиграть, когда родители заняты). Нельзя игнорировать ребёнка. Школьникам необходимо уделять хотя бы 15-20 минут времени в день для тесного общения.

 

Нельзя применять крайности в воспитании ребёнка, наказывать его без повода. Не надо излишне опекать его, решать за него все проблемы. Ни в коем случае нельзя обзывать ребёнка, ссориться и скандалить при нём, оскорблять его самого и его круг общения. Отношения с ним должны строиться на принципах честности и умении признавать ошибки.

 

Необходимо поддерживать ребёнка в преодолении жизненных трудностей, обучать его способам регулирования кризисных ситуаций и общению со сверстниками. Нужно любить его, общаться с ним, быть его другом и помощником, учиться видеть его чувства, даже когда он их скрывает, постараться сделать так, чтобы он мог довериться родителям в любой ситуации. Стоит научить его выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Также важно научить ребёнка говорить «нет» и отвечать за свои поступки.

 

В общении с ребёнком важно настроиться на него, меньше говорить и больше слушать ребёнка, пытаясь втянуть его в разговор. Не надо критиковать его и давать советы, если он об этом не просит.

 

Для налаживания отношений с ребёнком можно придумать какой-нибудь полезный добрый ритуал, показывать ребёнку пример своим поведением, делая зарядку и упражнения для глаз после работы за компьютером, совершать совместные путешествия, найти общее интересное дело, позволить ребёнку научить вас тому, что он умеет делать лучше вас, найти единомышленников из своей семьи. Полезно будет вместе вспоминать события из прошлого, связанные с ребёнком, совместно сочинять рассказ или сказку (можно даже на компьютере), играть вместе в шашки, шахматы, лото, самостоятельно придуманные игры, рисовать вместе карты-схемы, собирать пазлы.

 

Нужно предоставить ребёнку ответственность за какое-нибудь домашнее дело, чтобы он ощущал себя частью семьи.

 

Надо чаще хвалить ребёнка, даже за небольшие успехи. Если же он потерпел какую-то неудачу или совершил ошибку, и родители рассержены на него, нужно оценивать именно поступок, а не личность ребёнка.

 

Замечания желательно делать в позитивном ключе. Если хочется сказать что-то грубое, стоит сделать паузу, собраться с мыслями, подобрать нужные в данной ситуации фразы, примерить их на себя (понравилось бы вам, если бы вам их сказали) и выбрать самую подходящую.

 

Никогда не нужно бояться показывать свои чувства, говорить о своих переживаниях, связанных с зависимостью ребёнка.

 

Если ребёнок не хочет признаваться в том, что устал и плохо себя чувствует именно из-за долгой работы за компьютером, а не от плохой погоды или других причин, З. и Н. Некрасовы советуют сфотографировать или снять на видео его во время игры, чтобы он мог посмотреть на себя со стороны, увидеть, как от игры у него накапливается напряжение, сколько времени он за ней проводит. Главное — делать это с юмором.

 

Ещё один совет от этих авторов основан на характерной для подросткового возраста озабоченности своим внешним видом и здоровьем. Нужно подобрать несколько фактов, связанных с отрицательным влиянием компьютера на здоровье, и рассказать о них ребёнку. Например, мальчику можно сообщить, что под влиянием электромагнитного излучения мужские гены меняют свою структуру. Сообщать желательно постараться так, чтобы факты воспринимались не как угроза, а как информация о том, как можно себя обезопасить. Рассказывать их следует без собственных комментариев, ничего не навязывая, чтобы подросток сам заинтересовался информацией, а не подумал, что ему пытаются что-то навязать.

 

Одно из главных правил, о котором должны помнить родители – новую компьютерную политику нужно проводить постепенно, постоянно и последовательно.

 

Если у ребёнка уже возникла тяжёлая форма компьютерной зависимости, следует обратиться за помощью к специалисту — психотерапевту, клиническому психологу, школьному психологу. Одним из средств избавления от компьютеромании является семейная терапия и групповые психокоррекционные занятия, направленные на социальную адаптацию, повышение самооценки, усиление контроля над эмоциями, обучение навыкам общения и навыкам управления временем, развитие телесности. Психологи и психотерапевты постепенно изменяют мыслительные установки и поведенческие стереотипы зависимых людей.

 

Популярны многоступенчатые программы по типу 12-шаговой системы, которые используются при лечении алкоголизма и наркомании.

 

Иногда можно снять зависимость при помощи активного досуга (турпоходов, спорта, отдыха на природе), чтения увлекательной литературы, знакомства с интересными людьми.

 

При лечении компьютерной зависимости очень важны усилия и настрой на преодоление привычки со стороны самого зависимого человека.

 

Как уже говорилось в начале, проблема компьютерной зависимости является одной из самых актуальных в современное время и при этом не до конца изученной. Поэтому следует исследовать её и дальше, открывая новые причины её возникновения и устанавливая новые способы её преодоления.

Литература

1. Абраменкова В. Ребёнок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр. – М.: Лепта Книга, 2009. – 112 с. – (В помощь родителям)

 

2. Васильева И. Л. Психолого-педагогическое сопровождение интернет-зависимых в юношеском возрасте / И. Л. Васильева; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2010. – 72 с.

 

3. Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в интернете пользователей юношеского возраста: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. психол. наук. – М., 2001.

 

4. Зорин К. В. «Одержимые». ЗАВИСИМОСТЬ: компьютерная, игровая, никотиновая... – М.: Русский Хронографъ, 2008. – 256 с.

5. Ивлева А. Н. Профилактика компьютерной зависимости в подростковом возрасте (социально-психологические аспекты): учебно-методическое пособие / А. Н. Ивлева, З. А. Аксютина, под общ. ред. С. А. Маврина. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. – 94 с.

 

6. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В. Л. Малыгин [и др.]. – М.: Арсенал образования, 2010. – 136 с.: ил.

7. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред. - сост. А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 279 с.

 

8. Как справиться с компьютерной зависимостью / С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалёва, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с.

9. Литвиненко О. В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности её психопрофилактики: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. психол. наук. – СПб., 2008.

 

10. Мураткина Ю. Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. психол. наук. – Сургут, 2010.

 

11. Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним потом делать. – М.: ООО Издательство «София», 2008. – 256 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»