Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

По дороге к своему Я

(технология развития самосознания подростков в системе школьного образования)

Пикман Ирина Александровна,
педагог-психолог ГБОУ СОШ № 585 СПб

   В каких условиях происходит духовное развитие современного подростка?

   Отчужденность родителей и нестабильность семейного института, приоритет интеллектуального развития над эмоциональным, который прослеживается практически на всех ступенях образования ребенка;  снижение роли реального общения по сравнению с общением виртуальным; размытость моральных ценностей, которая транслируется источниками интернета и средствами массовой информации. Все это определяет необходимость использования специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования свободной  личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме. Внутреннее богатство и свобода, умение уважать и ценить себя и других, навыки эффективной коммуникации и ассертивного общения, открытость и готовность к изменениям – вот те основы, которые ценились во все времена и без которых невозможно развитие нового общества.

    На мой взгляд, школьный психолог не может быть в стороне от этого первоочередного направления работы с подрастающим поколением. Встает вопрос о технологии работы. Я считаю, что тренинговая форма работы как нельзя лучше отвечает поставленным задачам. Именно психологические тренинги позволяют решать следующие вопросы развития  подростков:

  1. Формирование самосознания:

    • изучение своего «Я» и своего места в мире,

    • выработка положительного отношения к себе,

    • формирование умений сознательно пользоваться своими качествами,

    • развитие эмоциональной компетенции

  2. развитие качеств, позволяющих строить успешные отношения с другими:

  3. развитие эмпатии

  4. развитие толерантности

  5. развитие ответственности за построение отношений с окружающими

  6. развитие ассертивности

  7. развитие умения решать конфликты

  8. развитие целеполагания и ответственности

  9. умение определить свои жизненные цели

  10. формулирование целей и планирование шагов к их   достижению.

    Кроме того, такие занятия  целесообразны во временном отношении. За один час соприкоснуться со своей психологической реальностью, услышать и почувствовать свое «Я» имеет возможность не один человек (как в условиях индивидуального консультирования), а сразу 12-15 человек. Кроме того, все учащиеся средней и старшей школы имеют возможность контактировать с психологом школы, что в дальнейшем облегчает для подростка процесс обращения за психологической помощью и развивает психологическую культуру учащихся, что тоже немало важно.

   Таким образом, тренинговые программы для учащихся средней и старшей школы действительно являются мощным средством развития личности и улучшения психо-эмоционального состояния подростков.

    Однако, объективная реальность такова, что далеко не во всех школах уроки психологии включены в образовательную программу. И снова встал вопрос, как строить групповую психологическую работу в современных условиях, как включить ее в структуру школьного образования? Ответ был найден. Я разработала программу, которая состоит из четырех модулей. Каждый модуль выстроен в соответствии с одной из основных задач развития личности подростка. Класс делится на две подгруппы, которые в течение одного учебного года будут заниматься по какому-либо одному модулю (каждый модуль рассчитан на 8 занятий и  по времени совпадает с одной учебной четвертью). Учащиеся сами  выбирают понравившийся им курс, что значительно повышает степень мотивированности  участников. Таким образом, учащиеся 6-9 классов за 4 года проходят все модули программы. Я же получаю возможность в течение учебного года контактировать практически со всеми учащимися средней и старшей школы, наблюдать стиль взаимоотношений участников, особенности социальной роли или трудности того или иного участника, что дает дополнительный материал для работы на индивидуальных консультациях.

   Итак, целью технологии своей работы я вижу развитие личности,  умеющей ценить себя и других.

   Задачи работы соотносятся с модулями программы.

 

 

    Первая задача- развивать качества, позволяющие строить успешные отношения с другими. Этому посвящен первый модуль «Я среди других». В рамках занятий по этому модулю мы рассматриваем такие вопросы как вербальные и невербальные средства общения, умение выражать свои негативные чувства, используя язык я-высказывания, обсуждаем вопросы личных границ человека и особенности разных стилей взаимоотношений, учимся отстаивать свои интересы. Все это направлено на решение таких задач как:

  • развивать коммуникативную грамотность (умение установить контакт, выражать свои негативные чувства)

  • развивать ассертивность коммуникации,

  • развивать сенситивность

  • исследовать  свои возможности и особенности во  взаимодействии с другими людьми

    Вторая задача - развитие навыков успешного разрешения конфликтов. Она решается в результате прохождения второго модуля «Решение конфликтов». На данных тренинговых занятиях

  • развивается ассертивность поведения,

  • исследуются различные стили  поведения в конфликте,

  • развивается  умение отстаивать собственное мнение в споре,

  • ведется обучение правилам переговоров.

    В рамках занятий второго модуля рассматриваются такие темы как: составляющие конфликта, умение ассертивно отстаивать свою точку зрения, стили поведения в конфликте, их конструктивность и деструктивность, правила переговоров.

    Еще одна немаловажная задача, особенно для старшего подросткового возраста,- это формирование самосознания. Именно этой проблеме посвящен третий модуль «Я – это Я. Знаю ли Я себя?»  На этих занятиях участники тренинга получают возможность задуматься о мире собственных чувств, о личных ресурсах, особенностях уникальности каждого и развить уверенность в себе.  Таким образом, данный блок работы позволяет:

  • развивать эмоциональную грамотность (умение принимать свои чувства и эмоции)

  • содействовать формированию адекватной  Я – концепцию,

  • развивать самопринятие  и уверенность в себе,

  • формировать умение обращаться к личным ресурсам.

    Четвертая задача работы становится особенно актуальна для старшего подросткового возраста. Речь идет о развитии навыков целеполагания. Тренинговые занятия по данному направлению работы были объединены в модуль «Как стать успешным? Добиться того, чего хочу». Здесь важно решение следующих задач:

  • развивать умения определять жизненные цели и  планировать шаги к их достижению,

  • развивать уверенность в себе,

  • формировать мотивацию достижений,

  • формировать умение использовать  личные ресурсы.

    В рамках этого модуля мы обращаемся к таким темам как самоодобрение и самопринятие, жизненные цели, учимся конструктивному отношению к своим ошибкам и неудачам и умению выстраивать программу достижения задуманного.

 

    На своих занятиях я использую такие методы  работы как ролевые игры, работу с воображением, техники экспрессивной терапии(рисунки, коллажи), обсуждения.

    Из всего вышесказанного становится видно, что  тренинговые занятия, проводимые в средней и старшей школе, действительно являются мощным средством развития внутреннего Я учащихся. На данных занятиях подросток имеет возможность поделиться своими чувствами и переживаниями, снизив, таким образом, эмоциональное напряжение, проанализировать существующие стереотипы поведения, в психологически безопасных условиях попробовать новые формы. Все это создает условия для признания ценности своего внутреннего мира и внутреннего мира другого человека, что способствует развитию внутренней гармонии.

    Встает вопрос: что думают об этом непосредственные участники тренинга, учащиеся средней школы №585 Санкт-Петербурга, как они оценивают опыт, полученный на наших занятиях. Вот лишь несколько цитат из анкет обратной связи, заполненных по окончании групповой работы:

  • - «я больше узнавала себя, какой меня воспринимают. И мне кажется, что я  стала более уверенной в себе»

  • - «тренинги сплачивают наш класс и помогают понимать друг друга»

  • - «я узнала больше себя. Исходя из этого, я могу еще лучше управлять собой. При этом у меня была возможность высказать свои мысли и чувства»

  • - «мне помогли эти тренинги тем, что я перестал оглядываться назад, а жить дальше и не по старым правилам»

  • - « на тренингах учишься понимать и общаться с обществом. А также и внутренний мир приводишь в порядок»

  • - « я раскрываю себя»

    Подобные отклики показывают, что данная технология соответствует поставленным  целям   и действительно является важной и необходимой. В связи с чем есть и планы на будущее, ведь жизнь не стоит на месте. Есть идея  создать тренинговые группы для родителей, а также  расширить тематический репертуар тренинговых программ для учащихся, откликаясь на те новые задачи, которые ставит перед нами Жизнь.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»