Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эмоциональный климат семьи

Иванова Ирина Владимировна,
воспитатель средней группы ОДОД ГБОУ № 27
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи. И в основном формирование эмоционального климата семьи зависит от женщины. Она создает атмосферу радости, доброжелательности и оптимизма либо тоски и уныния, безрадостности и печали.

 Залогом благополучия семьи считаются такие женские качества, которые издревле обозначаются как женственность: нежность, мягкость и доброта, душевная тонкость, отзывчивость, способность вызывать и испытывать сильные чувства.

За последние годы роль эстетического содержания семьи, положительных эмоциональных факторов окружающей жизни несомненно увеличилась. Высокая общая культура современного человека делает весьма требовательным к условиям труда, жизни, быта. Эстетика пронизывает буквально все стороны жизни: внешний облик, манеры общения и поведения, культуру жилища. Оставаться интересным, привлекательным, всегда желанным друг для друга - моральная обязанность каждого члена семьи. 

Эмоциональная культура семьи

Эмоциональное воспитание – тонкий и хрупкий процесс. Инструментом воспитания являются эмоции самого родителя, их характер, глубина и особенно искренность. Эмоциональное воздействие может быть совершенным только в том случае, если «эмоции поверяются разумом» и если учитываются особенности эмоционального строя ребенка. К последнему относя прежде всего избыточность детских эмоций, их нестойкость, быструю смену. Родителю нужно учитывать изменение эмоций по мере взросления ребенка, необходимость поддержания положительного эмоционального тонуса. 

Создание благополучной семейной обстановки – главная задача практически каждой семьи. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.

Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для достижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Известно, что только тогда и живешь счастливо, когда пользуешься любовью, признательностью, доверием и расположением членов семьи.

Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно, что любовь требует каждодневного подтверждения.

Семейные традиции

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей; другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием.

Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.

В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Совместно обсуждаются планы отдаленного ближайшего будущего.

Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями. 

Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта. 

Педагогическое окружение и успех воспитания.

На воспитанника влияют все условия окружающей жизни. Они и составляют так называемое воспитательное влияние среды; под этим подразумевается прежде всего домашнее, природное и широкое общественное окружение.

Кроме матери и отца, в воспитании ребенка принимают участие, как правило, бабушки и дедушки. Каждому из них хочется быть причастным к судьбе внука или внучки. 

Семья может временно принять характер так называемой «объединённой» семьи. Если приходит на помощь бабушка. И это очень хорошо. В «объединенной» семье есть все условия для полноценного гармонического развития: дети находятся на попечении родных и близких, это снимает много забот и беспокойств у работающих мам. 

Хорошо, если молодые родители следят за тем, чтобы между внуками, бабушками и дедушками отношения носили характер уважения человеческого достоинства, гуманного отношения к больным и слабым людям, поддерживались в духе постоянного оптимизма и доброжелательности.

Дети всегда замечают, как окружающие и, прежде всего, собственные родители, относятся к человеческим ценностям: умеют ли воспользоваться опытом и оценить мудрость пожилого человека, считаются ли с его мнением, оберегают ли достоинство и престиж. 

Семейные конфликты

Даже у мужа и жены возникают конфликты и недоразумения. Как писал Ирвин Шоу: «Нет браков без изъянов». Действительно любящие и уважающие друг друга супруги стараются научиться жить друг с другом, учатся предупреждать недоразумения и ссоры. Если же конфликт надвигается и становится неизбежным, то одна из сторон старается не вступать в него. Если конфликт все-таки назрел, надо уметь найти выход из него не только с наименьшими потерями, но и не унизив «противника». 

С появлением детей поводов для конфликтов становится больше. С рождением ребенка роль каждого члена семьи изменяется, а нередко и усложняется. Многие оказываются совершенно неподготовленными к своему участию в новых взаимоотношениях. Чтобы этот процесс, по возможности, безболезненно проходил для каждого, необходимо понять свою роль. 

Конечно, «основными воспитателями» остаются родители ребенка, а не бабушка или дедушка. 

Молодых родителей часто считают неопытными (действительно это так, а откуда было взяться опыту?), а поэтому (!) неспособными решить так, как надо, выполнить так, а не иначе. И очень часто тесть или теща, свекор или свекровь настаивают на своем. 

Важно помнить, что семья – не место для конфликтов, семья – сфера дипломатии. Рассорившиеся супруги, как правило, остаются каждый при своем мнении, конфликтная ситуация сохраняется. Для детей же разрыв отношений между родителями всегда непонятен, глубоко травматичен. 

Правильный выход один – сотрудничество во имя ребенка. Родители обязаны идти на уступки, на самоотречение, на любые морально-психологические трудности и искать пути сотрудничества в воспитании ребенка даже в условиях полного распада семьи. На то мы и родители.

    

 

 

       

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»