Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте в группах по гендерному признаку
Шахматова П.В.,
педагог-психолог МОСШ №13, г. Нижневартовска.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если ребенок находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что способствует возникновению тревожности как ответной реакции на стрессовую ситуацию. Школьная тревожность – одна из острых проблем, с которыми сталкивается младший школьник в учебной деятельности. Особое внимание она привлекает, потому что выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Именно поэтому на современном этапе развития психологической науки актуальным вопросом является процессы эмоционального развития школьников.
В современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе приводятся различные трактовки понятия «тревожности». В нашем исследовании мы придерживаемся следующего определения: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».[1]
Рассматривая динамику развития школьной тревожности в младшем школьном возрасте необходимо отметить: больше беспокойство по поводу школьной жизни испытывают первоклассники. Школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей, его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило после завершения адаптационного периода уровень тревожности нормализуется. Ко второму классу ребенок полностью ориентируется в системе учебной деятельности. В целом ко второму-третьему классу тревожность ниже, чем в первый год обучения. В тоже время, личностное развитие приводит к тому, что спектр потенциальных причин школьной тревожности расширяется. К их числу по данным исследований И.В. Дубровиной[2] можно отнести: школьные неприятности (замечания, наказания, неудовлетворительные отметки), домашние неприятности (переживание родителей школьных успехов ребенка), неблагоприятное общение со сверстниками.
Проблема полов всегда интересовала исследователей. Понимание различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, юношами и девушками позволяет осуществлять дифференцированный подход к их обучению и воспитанию, а потому приобретает особую актуальность в школьном обучении. Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становиться равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки), мальчиков – насилие во всех его аспектах (Кочубей Б.И., Новикова Е. В., 1988г)[3].
Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения (Дусавицкий А.К.,1996г)[4]. Может выполнять в поведении и развитии личности младшего школьника мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. У детей с низким уровнем тревожности ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки и одобрения. Мотив избегания неудачи присущ как тревожным младшим школьникам, так и не имеющим ярко выраженной тревожности.
Поэтому вопросы, касающиеся эмоционального развития младших школьников, в контексте проявления тревожности приобретают большое значение. Таким образом, исследование особенностей тревожности младших школьников разного пола является актуальным и с точки зрения теории и с точки зрения практики обучения и развития школьников.
Цель работысостояла в изучении особенностей проявления тревожности мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект исследования: тревожность и её проявление во взаимосвязи с мотивацией у младших школьников разного пола.
Предмет исследования: различия в уровне тревожности мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Гипотеза: Следует предположить, что особенности проявления факторов тревожности во взаимосвязи с мотивацией в младшем школьном возрасте имеют определенные гендерные различия.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
- Провести психодиагностическое исследование тревожности младших школьников и мотивации учащихся
- Выделить группы учащихся по гендерному признаку с высоким уровнем тревожности. Проанализировать сформированность мотивации в данных группах.
-
Провести сравнительный анализ особенностей исследуемых параметров в гендерных группах младших школьников, при помощи параметрических критериев математического анализа.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования: 1) метод теоретического анализа; 2) эмпирические методы: метод диагностики школьной тревожности Филипса, изучение мотивации успеха и боязни неудач (А.А. Реан) [5]; 3) методы обработки и анализа данных: аналитическое сравнение; методы описательной статистики; двухвыборочный t-критерий Стьюдента коэффициент корреляции исследуемых показателей по Спирмену[6].
В исследовании приняли участие 107 младших школьников, 4 классов, из них 53 девочки и 54 мальчика.Этот период является кризисным, и многие дети чувствуют тревогу и находятся в ситуации риска, поскольку им необходимо будет быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни на новом этапе их обучения при физиологической незрелости организма. Полученные в ходе работы результаты могут представлять интерес для психолога, работающего с конкретным классом выравнивания, и педагога, обучающего этих школьников. Они помогут в оценке психологических трудностей детей и при составлении рекомендаций их дальнейшего обучения и развития.
Исследование позволило выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность. В данном исследовании определялись 8 факторов школьной тревожности:1. общая тревожность;2. переживание социального стресса; 3. фрустрация потребностей; 4. страх самовыражения 5. страх проверки знаний;6. страх несоответствия ожиданий 7. низкая физиологическая сопротивляемость; 8. проблемы в отношениях с учителями. Результаты исследования тревожности представлены в таблице 1.
Таблица 1. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
№ п.п. |
Факторы тревожности |
Девочки (%) |
Мальчики (%) |
||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||
|
общая тревожность |
28 |
38 |
34 |
33,3 |
45,7 |
21 |
|
социальный стресс |
41,5 |
39,5 |
19 |
46,2 |
24,2 |
29,6 |
|
фрустрация потребностей |
54,7 |
34,3 |
11 |
55,6 |
27,7 |
16,7 |
|
страх самовыражения |
47,1 |
23,7 |
29,2 |
48,1 |
33,3 |
18,6 |
|
ситуации проверки знаний |
71,7 |
18,7 |
9,6 |
42,6 |
46,2 |
11,2 |
|
несоответствие ожиданиям |
45,2 |
29,2 |
25,6 |
44,4 |
24,2 |
31,4 |
|
низкая сопротивляемость стрессу |
19 |
41,5 |
39,5 |
16,6 |
53,8 |
29,6 |
|
отношения с учителем |
30,1 |
45,2 |
24,7 |
27,7 |
39 |
33,3 |
Выстраивая исследуемые факторы тревожности в иерархическом порядке по высокому показателю, по мере убывания, уменьшения процента выраженности по гендерному признаку (результаты таблицы 1) можно выделить, что девочкам свойственно проявление тревожности по следующим параметрам: 1) ситуация проверки знаний – выявлено у 71,7% школьниц; 2) фрустрация потребностей в достижении успеха – 54,7%; 3) страх самовыражения – у 47,1% школьниц; 4) страх несоответствия ожиданиям окружающих – 45,2%; 5) переживание социального стресса – 41,5%; 6) отношения с учителем – 30,1%; 7) общий уровень тревожности – 28%; 8) низкий уровень сопротивляемости стрессу – 19%.
Анализ результатов полученных в ходе исследования в группе мальчиков показал иную картину проявления школьной тревожности. Таким образом, в иерархическом порядке факторы тревожности у мальчиков представлены следующим образом: 1) фрустрация потребностей в достижении успеха – 55,6%; 2) страх самовыражения – у 48,1% школьника; 3) переживание социального стресса – 46,2 %; 4) страх несоответствия ожиданиям окружающих – 44,4%; 5) ситуация проверки знаний – выявлено у 42,6 % школьниц; 6) общий уровень тревожности – 33,3%; 7) отношения с учителем – 27,7%; 8) низкий уровень сопротивляемости стрессу – 16,6%.
Для оценки значимости различия показателей каждого фактора школьной тревожности в двух независимых выборках – группы мальчиков и девочек – был использован метод корреляционного анализа. Согласно гипотезе исследования, особенности проявления факторов тревожности в младшем школьном возрасте имеют определенные гендерные различия. Для подтверждения гипотезы был использован параметрический метод – двухвыборочный t-критерий Стьюдента. Корреляционный анализ данных показал, что по исследуемым факторам школьной тревожности существует статистически достоверное различие по следующим параметрам: ситуации проверки знаний, переживание фрустрации потребностей в ситуации достижения успеха, страх самовыражения и отношения с учителем. Таким образом, анализируя результаты проявления школьной тревожности в гендерных группах необходимо отметить следующие особенности:
1. Проявление тревожности в ситуации проверки знаний у девочек выше чем у мальчиков, подтверждается результатами исследования (у девочек 71,7%, у мальчиков – 42,6%). Данный фактор тревожности характеризуется: волнением при проверке знаний, сильное волнение при ответе, переживание по поводу перевода в следующий класс, большое волнение перед выполнением и после выполнения задания на фоне неуверенности в правильности выполнения.
2. Переживание социального стресса у мальчиков выше, чем у девочек (у мальчиков-46,2%, у девочек – 41,5%). Беспокойство по поводу окружения, требований к ребенку со стороны родителей и учителей. Чаще всего проявляется в ощущениях внутренней напряженности, выражающихся в переживаниях дискомфорта и настороженности ребенком в ситуациях взаимодействия с другими людьми.
3. Фрустрация потребностей у мальчиков выше, чем у девочек (у мальчиков-55,6%, у девочек – 54,7%). Сильные переживания в случае неудачи в учебной деятельности – неправильном ответе, неверном выполнении заданий. Сопровождается состоянием тревоги, беспокойства, ригидности при встрече с трудностями, препятствиями (как, казалось бы, неразрешимыми задачами) в школьной жизни.
4. Отношения с учителем – девочки переживают больше чем мальчики, что объясняется особенностями возрастного развития младших школьников. Для девочек наиболее значима оценка другими людьми, в том числе и взрослыми, учителями. В случае невнимания или замечаний со стороны педагога девочками переживается сильнее мальчиками. По результатам таблицы №1 данный показатель у девочек составил 30,1%, в группе мальчиков – 27,7%.
По остальным параметрам следования тревожности корреляционной зависимости не выявлено, следует отметить что: самовыражение и несоответствие ожиданием является возрастной нормой проявления тревожности в данном периоде психологического развития.
Исследование мотивации учащихся проводилось при помощи методики изучение мотивации успеха и боязни неудач (А.А. Реан) результаты которого представлены в таблице 2.
Таблица 2. Особенности проявления мотивации
|
Девочки (%) |
Мальчики (%) |
||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Достижение успеха |
64,1 |
26,4 |
9,5 |
37 |
29,6 |
33,7 |
Избегания наказания |
22,6 |
45,2 |
32,2 |
35,1 |
38 |
26,9 |
Анализируя общие результаты таблицы 2 необходимо отметить следующие:
- В группе девочек мотивация достижения успеха выше, чем в группе мальчиков практически в два раза, выявлена 64,1% у девочек, 37% - у мальчиков. Данный показатель коррялирует (коэффициент корреляции исследуемых показателей по Спирмену px=0.38) с высоким показателем тревожности в ситуации проверки знаний.
- Распределение высокого уровня мотивации достижения успеха и избегания неудач в группе мальчиков неоднозначно. Сравнивая с группой девочек мотив избегания неудач выше – 35,1% (у девочек – 22,6%).
Анализируя полученные показатели школьной тревожности с результатами мотивации младших школьников при помощи коэффициента корреляции исследуемых показателей по Спирмену нами были сделаны следующие выводы:
- Мотивация достижения успеха в группе девочек коррелирует (px=0.16) с такими показателями тревожности как: общая тревожность, страх самовыражения, ситуация проверки знаний. Таким образом, для девочек с высоким уровнем мотивации достижения успеха свойственно проявление беспокойство и тревоги в ситуациях проверки знаний, ответов у доски, что способствует повышению общего уровня тревожности.
- Высокий уровень мотивации избегания неудач в группе девочек коррялирует (px=0.19) с такими показателями тревожности как: общая тревожность, переживание социального стресса, несоответствие ожиданиям окружающих, отношения с учителем.
- Мотивация достижения успеха в группе мальчиков коррялирует (px=0.16) с такими показателями тревожности как: переживание фрустрации потребностей, страх несоответствия ожиданиям, проблемы в отношении с учителем. Таким образом, для мальчиков с высоким уровнем мотивации достижения успеха свойственно проявление беспокойство и тревоги в ситуациях неудач в учебной деятельности.
- При проведении корреляционного анализа высокого уровня мотивации избегания неудач и факторов тревожности в группе мальчиков, как и в группе девочек нами были выделены следующие показатели: общая тревожность, переживание социального стресса, несоответствие ожиданиям окружающих, отношения с учителем.
Таким образом, мы можем утверждать, что мотивация избегания неудач и достижения успеха не полностью сопоставляется с факторами школьной тревожности, что свидетельствует о том, что тревожность является наиболее индивидуальной, внутриличностной характеристикой психологического развития младшего школьника.
Подводя итог, необходимо отметить, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Действительно существуют гендерные различия факторов тревожности в младшем школьном возрасте. Однако, результаты исследования мотивации достижения успеха и избегания неудач во взаимосвязи с факторами тревожности по гендерному признаку взаимосвязаны (взаимозависимы) частично.
[1] Большой психологический словарь. – СПб..2007. – С.553.
[2] Микляева А.В., ,Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб., 2004. – С. 46.
[3] Микляева А.В., ,Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб., 2004. – С. 46.
[4] Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.,2007 – С. 71.
[5]Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб., 2006. – С. 323, С. 508.
[6]Благинин А.А., Торчило В.В. Математические методы в психологии и педагогике. – СПб., 2006. – 84с.