Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте в группах по гендерному признаку

Шахматова П.В.,
педагог-психолог МОСШ №13, г. Нижневартовска.

       Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если ребенок находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что способствует возникновению тревожности как ответной реакции  на стрессовую ситуацию. Школьная тревожность – одна из острых проблем, с которыми сталкивается младший школьник в учебной деятельности. Особое внимание она привлекает, потому что выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Именно поэтому на современном этапе развития психологической науки актуальным вопросом является процессы эмоционального развития школьников.

В современной отечественной и зарубежной  психолого-педагогической литературе приводятся различные трактовки понятия «тревожности». В нашем исследовании мы придерживаемся следующего определения: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».[1]

Рассматривая динамику развития школьной тревожности в младшем школьном возрасте необходимо отметить: больше беспокойство по поводу школьной жизни испытывают первоклассники. Школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей, его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило после завершения адаптационного периода уровень тревожности нормализуется. Ко второму классу ребенок полностью ориентируется в системе учебной деятельности. В целом ко второму-третьему классу тревожность ниже, чем в первый год обучения. В тоже время, личностное развитие приводит к тому, что спектр потенциальных причин школьной тревожности расширяется. К их числу по данным исследований И.В. Дубровиной[2] можно отнести: школьные неприятности (замечания, наказания, неудовлетворительные отметки), домашние неприятности (переживание родителей школьных успехов ребенка), неблагоприятное общение со сверстниками.

Проблема полов всегда интересовала исследователей. Понимание различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, юношами и девушками позволяет осуществлять дифференцированный подход к их обучению и воспитанию, а потому приобретает особую актуальность в школьном обучении. Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становиться равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки), мальчиков – насилие во всех его аспектах (Кочубей Б.И., Новикова  Е. В., 1988г)[3].

 Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения (Дусавицкий А.К.,1996г)[4]. Может выполнять в поведении и развитии личности младшего школьника мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. У детей с низким уровнем тревожности  ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки и одобрения. Мотив избегания неудачи присущ как тревожным младшим школьникам, так и не имеющим ярко выраженной тревожности.

Поэтому вопросы, касающиеся эмоционального развития младших школьников, в контексте проявления тревожности  приобретают большое значение. Таким образом, исследование особенностей тревожности младших школьников разного пола является актуальным и с точки зрения теории и с точки зрения практики обучения и развития школьников.

Цель работысостояла в изучении особенностей проявления тревожности мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Объект исследования: тревожность и её проявление во взаимосвязи с мотивацией у младших школьников разного пола.

Предмет исследования: различия в уровне тревожности мальчиков и девочек младшего школьного возраста.  

 Гипотеза: Следует предположить, что особенности проявления факторов тревожности во взаимосвязи с мотивацией в младшем школьном возрасте имеют определенные гендерные различия.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести психодиагностическое исследование тревожности  младших школьников и мотивации учащихся
  2. Выделить группы учащихся по гендерному признаку с высоким уровнем тревожности.  Проанализировать сформированность мотивации в данных группах.
  3. Провести сравнительный анализ особенностей исследуемых параметров в гендерных группах младших школьников, при помощи параметрических критериев математического анализа.
        Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования: 1) метод теоретического анализа; 2) эмпирические методы: метод диагностики школьной тревожности Филипса, изучение мотивации успеха и боязни неудач (А.А. Реан) [5]; 3) методы обработки и анализа данных: аналитическое сравнение; методы описательной статистики; двухвыборочный t-критерий Стьюдента коэффициент корреляции исследуемых показателей по Спирмену[6].

    В исследовании приняли участие 107 младших школьников, 4 классов, из них 53 девочки и 54 мальчика.Этот период является  кризисным, и   многие дети чувствуют  тревогу и находятся в ситуации риска, поскольку им необходимо будет быстро адаптироваться к сложным условиям  школьной жизни на новом этапе их обучения при физиологической незрелости организма.   Полученные в ходе работы результаты могут представлять интерес для психолога, работающего с конкретным классом выравнивания, и педагога, обучающего этих школьников. Они помогут в оценке психологических трудностей детей и при составлении рекомендаций их дальнейшего обучения и развития.

Исследование позволило выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность. В данном исследовании  определялись 8 факторов школьной тревожности:1. общая тревожность;2. переживание социального стресса; 3. фрустрация потребностей; 4. страх самовыражения 5. страх проверки знаний;6. страх несоответствия ожиданий 7. низкая физиологическая сопротивляемость; 8. проблемы в отношениях с учителями. Результаты исследования тревожности представлены в таблице 1.

Таблица 1. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте

№ п.п.

Факторы тревожности

Девочки (%)

Мальчики (%)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

  1.  

общая тревожность

28

38

34

33,3

45,7

21

  1.  

социальный стресс

41,5

39,5

19

46,2

24,2

29,6

  1.  

фрустрация потребностей

54,7

34,3

11

55,6

27,7

16,7

  1.  

страх самовыражения

47,1

23,7

29,2

48,1

33,3

18,6

  1.  

ситуации проверки знаний

71,7

18,7

9,6

42,6

46,2

11,2

  1.  

несоответствие ожиданиям

45,2

29,2

25,6

44,4

24,2

31,4

  1.  

низкая сопротивляемость стрессу

19

41,5

39,5

16,6

53,8

29,6

  1.  

отношения с учителем

30,1

45,2

24,7

27,7

39

33,3

 

Выстраивая исследуемые факторы тревожности в иерархическом порядке по высокому показателю, по мере убывания, уменьшения процента выраженности по гендерному признаку (результаты таблицы 1) можно выделить, что девочкам свойственно проявление тревожности по следующим параметрам: 1) ситуация проверки знаний – выявлено у 71,7% школьниц; 2) фрустрация потребностей в достижении успеха – 54,7%; 3) страх самовыражения – у 47,1% школьниц; 4) страх несоответствия ожиданиям окружающих – 45,2%; 5) переживание  социального стресса – 41,5%; 6) отношения с учителем – 30,1%; 7) общий уровень тревожности – 28%; 8) низкий уровень сопротивляемости стрессу – 19%.

Анализ результатов полученных в ходе исследования в группе мальчиков показал иную картину проявления школьной тревожности. Таким образом, в иерархическом порядке факторы тревожности у мальчиков представлены следующим образом: 1) фрустрация потребностей в достижении успеха – 55,6%;  2) страх самовыражения – у 48,1% школьника; 3) переживание  социального стресса – 46,2 %;  4) страх несоответствия ожиданиям окружающих – 44,4%; 5) ситуация проверки знаний – выявлено у 42,6 % школьниц; 6) общий  уровень тревожности – 33,3%; 7) отношения с учителем – 27,7%; 8) низкий уровень сопротивляемости стрессу – 16,6%.

Для оценки значимости различия показателей каждого фактора школьной тревожности в двух независимых выборках – группы мальчиков и девочек – был использован метод корреляционного анализа. Согласно гипотезе исследования, особенности проявления факторов тревожности в младшем школьном возрасте имеют определенные гендерные различия. Для подтверждения гипотезы был использован параметрический метод – двухвыборочный t-критерий Стьюдента. Корреляционный анализ данных показал, что по исследуемым факторам школьной тревожности существует статистически достоверное различие по следующим параметрам: ситуации проверки знаний, переживание фрустрации потребностей в ситуации достижения успеха, страх самовыражения и отношения с учителем. Таким образом, анализируя результаты проявления школьной тревожности в гендерных группах необходимо отметить следующие особенности:

1. Проявление тревожности в ситуации проверки знаний у девочек выше чем у мальчиков, подтверждается результатами исследования (у девочек 71,7%, у мальчиков – 42,6%).  Данный фактор тревожности характеризуется: волнением при проверке знаний, сильное волнение при ответе, переживание по поводу перевода в следующий класс, большое волнение перед выполнением и после выполнения задания на фоне неуверенности в правильности выполнения.

2. Переживание социального стресса у мальчиков выше, чем у девочек (у мальчиков-46,2%, у девочек – 41,5%). Беспокойство по поводу окружения, требований к ребенку со стороны родителей и учителей. Чаще всего проявляется в ощущениях внутренней напряженности, выражающихся в переживаниях дискомфорта и настороженности ребенком в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

3. Фрустрация потребностей у мальчиков выше, чем у девочек (у мальчиков-55,6%, у девочек – 54,7%).  Сильные переживания в случае неудачи в учебной деятельности – неправильном ответе, неверном выполнении заданий. Сопровождается состоянием тревоги, беспокойства, ригидности при встрече с трудностями, препятствиями (как, казалось бы, неразрешимыми задачами) в школьной жизни.

4. Отношения с учителем – девочки переживают больше чем мальчики, что объясняется особенностями возрастного развития младших школьников. Для девочек наиболее значима оценка другими людьми, в том числе и взрослыми, учителями. В случае невнимания или замечаний со стороны педагога девочками переживается сильнее мальчиками. По результатам таблицы №1 данный показатель у девочек составил 30,1%, в группе мальчиков – 27,7%.

По остальным параметрам следования тревожности корреляционной зависимости не выявлено, следует отметить что: самовыражение и несоответствие ожиданием является возрастной нормой проявления тревожности в данном периоде психологического развития.

Исследование мотивации учащихся проводилось при помощи методики изучение мотивации успеха и боязни неудач (А.А. Реан) результаты которого представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Особенности проявления мотивации

 

 

Девочки (%)

Мальчики (%)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Достижение успеха

64,1

26,4

9,5

37

29,6

33,7

Избегания наказания

22,6

45,2

32,2

35,1

38

26,9

 

Анализируя общие результаты таблицы 2 необходимо отметить следующие:

  • В группе девочек мотивация достижения успеха выше, чем в группе мальчиков практически в два раза, выявлена 64,1% у девочек, 37% - у мальчиков. Данный показатель коррялирует (коэффициент корреляции исследуемых показателей по Спирмену px=0.38) с высоким показателем тревожности в ситуации проверки знаний.
  • Распределение высокого уровня мотивации достижения успеха и избегания неудач в группе мальчиков неоднозначно. Сравнивая с группой девочек мотив избегания неудач выше – 35,1% (у девочек – 22,6%).

Анализируя полученные показатели школьной тревожности с результатами мотивации младших школьников при помощи коэффициента корреляции исследуемых показателей по Спирмену нами были сделаны следующие выводы:

  • Мотивация достижения успеха в группе девочек коррелирует  (px=0.16) с такими показателями тревожности как: общая тревожность, страх самовыражения, ситуация проверки знаний. Таким образом, для девочек с высоким уровнем мотивации достижения успеха свойственно проявление беспокойство и тревоги в ситуациях проверки знаний, ответов у доски, что способствует повышению общего уровня тревожности.
  • Высокий уровень мотивации избегания неудач в группе девочек коррялирует  (px=0.19) с такими показателями тревожности как: общая тревожность, переживание социального стресса, несоответствие ожиданиям окружающих, отношения с учителем.
  • Мотивация достижения успеха в группе мальчиков коррялирует  (px=0.16) с такими показателями тревожности как: переживание фрустрации потребностей, страх несоответствия ожиданиям, проблемы в отношении с учителем.  Таким образом, для мальчиков с высоким уровнем мотивации достижения успеха свойственно проявление беспокойство и тревоги в ситуациях неудач в учебной деятельности.
  • При проведении корреляционного анализа высокого уровня мотивации избегания неудач и факторов тревожности в группе мальчиков, как и в группе девочек нами были выделены следующие показатели: общая тревожность, переживание социального стресса, несоответствие ожиданиям окружающих, отношения с учителем.

       Таким образом, мы можем утверждать, что мотивация избегания неудач и достижения успеха не полностью  сопоставляется с факторами школьной тревожности, что свидетельствует о том, что тревожность является наиболее индивидуальной, внутриличностной характеристикой психологического развития младшего школьника.

Подводя итог, необходимо отметить, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Действительно существуют гендерные различия факторов тревожности в младшем школьном возрасте. Однако, результаты исследования мотивации достижения успеха и избегания неудач во взаимосвязи с факторами тревожности по гендерному признаку взаимосвязаны (взаимозависимы) частично.

 

 

 

 



[1] Большой психологический словарь. – СПб..2007. – С.553.

[2] Микляева А.В., ,Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.,  2004. – С. 46.

[3] Микляева А.В., ,Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.,  2004. – С. 46.

[4] Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.,2007 – С. 71.

[5]Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб., 2006. – С. 323, С. 508.  

[6]Благинин А.А., Торчило В.В. Математические методы в психологии и педагогике. – СПб., 2006. – 84с.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»