Значение правильного организованного периода адаптации
для психоэмоционального состояния ребенка
Адаптация ребенка в детском саду является важным периодом в его жизни. В этот период ему предстоит приспосабливаться к новым для него условиям. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми ,незнакомыми сверстниками могут стать для ребенка серьезной психической травмой, повлиять на его эмоциональное состояние. Малыш может воспринять это как отчуждение ,лишение родительской любви, внимания, защиты.
Поэтому очень важно правильно организовать период адаптации, сделать его плавным, мягким, безболезненным.
Много здесь зависит от педагога, берущего на себя ответственность за помощь родителям и детям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детсад малыша, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях детского учреждения.
В период адаптации ведем наблюдение за вновь поступившими детьми, наблюдаем за «новенькими» в разные отрезки времени и в разных ситуациях, обращая внимание на индивидуальные особенности детей. Одни дети подвижные, отдают предпочтение шумным играм, любят побегать, порезвиться, другие- медлительны, больше играют в спокойные игры. Третьи- боязливы, сторонятся своих сверстников и к воспитателю относятся на первых порах с опаской. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают своё отношение к окружающему, быстро переходят из одного состояния к другому. В первые дни поступления стараемся не ограничивать таких детей в действиях, обращаться с ними ровно, спокойно, не допуская перевозбуждения их нервной системы.
Дети, отличающиеся спокойным, медлительным, даже инертным поведением, отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Таким детям стараемся помочь осваиваться в новой обстановке, при этом , не раздражаясь их медлительности, настойчиво и спокойно побуждаем их к действиям с предметами и игрушками, терпеливо закрепляем приобретённые навыки и формируем новые. Игнорирование индивидуальных особенностей ребенка в период адаптации может привести к осложнениям в его поведении. Так например, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слёзы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
В группе ведётся тетрадь показателей нервно-психического развития на каждого ребёнка адаптационные листы, где отмечается поведения ребенка в группе, аппетит, сон, эмоциональное состояние, его деятельности, навыки, взаимодействие с взрослыми и детьми, оценивается степень адаптации.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
1.Лёгкая адаптация. К 20 дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми сам идёт на контакт. Заболеваемость не более 1 раза сроком не более 10 дней без осложнений.
2.Адаптация средней тяжести. Поведенческие реакции восстанавливаются 30 дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие несколько замедляется. Заболеваемость до 2 раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или немного снизился.
3.Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной
длительностью и тяжестью всех проявлений (от 2 до 6 месяцев).
В своей работе стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и стараемся не допускать проявление тяжёлой адаптации.
Период адаптации-не только тяжёлое время для малыша, но и для его родителей. Поэтому большое место уделяем совместной работе с родителями, взаимодействию с семьёй.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило в более лёгкой форме, чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступивших детей, проводим большую работу с родителями. В первые дни пребывания ребёнка в детском саду практикуем присутствие родителей вместе с ребёнком в группе, что помогает малышу быстрее и легче освоиться в новых условиях, при выполнении различных режимных моментов.
Проводим с родителями анкетирования, беседы, уделяя внимание таким вопросам как: кто ухаживает за ребёнком, соблюдается ли режим дня, чем предпочитает заниматься, какие игрушки любит, как называют ребёнка дома, как его легче развеселить и успокоить, какие сформированы навыки самообслуживания, культурно- гигиенические навыки, что любит и не любит из пищи.
Знакомим родителей с режимом дня в группе, объясняем о необходимости его соблюдения дома.
Во время адаптации детей к условиям воспитания в детском саду, считаем необходимым соблюдать следующие правила:
1. Необходимо учитывать ограничение потребности в еде, питье, туалете, сне. Если режим в семье не соблюдался, помочь ребёнку преодолеть эти трудности.
2. Приучать ребёнка ко всему новому постепенно. Если у ребёнка есть какие-то привычки (сосёт соску, засыпает при укачивании , и т. д.) , в первые дни по мере необходимости их сохранять.
3. Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка (родители и воспитатели).
4. Требования, предъявляемые к ребёнку, должны быть посильны и выполнимы. При необходимости помочь ребёнку (одеть, покормить и т. д.).
5. Необходимо создать установку у ребёнка на все предстоящие режимы процессы: «Сейчас Машенька будет кушать» (молчаливое действие обычно пугает его и он не знает, зачем и куда его ведут, что с ним хотят делать).
6. Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений.
7. Нельзя заставлять ребёнка длительно ожидать чего-либо. Например, посадив ребёнка за стол, надо сразу подать ему пищу; раздев надо сразу предложить лечь в постель.
8.Со дня поступления в детское учреждение важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах. Всё, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно.
9. В формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учитывать уровень их развития и в зависимости от этого дифференцировать приёмы и методы педагогического воздействия. Сначала надо научить ребёнка определённым действиям, используя для этого показ, совместные действия с ребёнком, упражнение в действии, неоднократное его повторение.
10. При формировании режима и культурно-гигиенических навыков соблюдать такие принципы, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребёнку, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Работая с малышами, стараемся создавать и поддерживать в группе благоприятную атмосферу, вызывать у детей положительные эмоции. Часто используем тактильный контакт (взять на ручки, приласкать, погладить по головке), предложить любимую игрушку, используем различные потешки , уговорушки, пестушки. Эти элементы устного народного творчества помогают достаточно легко установить контакт с ребёнком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывают радость, уверенность, хорошее настроение у ребёнка. Именно через элементы фольклора доносится до ребёнка вся своя нежность, забота, любовь, вера в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребёнка. Ведь дети в первые дни посещения детского сада скучают по дому, неохотно общаются друг с другом и взрослыми, плохо кушают, много плачут. Здесь полезны уговорушки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком:
Взять игрушку белочку.
«Не плачь, не плачь, детка
Прискачет к тебе белка
Принесёт орешки для Машиной потешки
Если будешь плакать- дадим худой лапоть.»
« Что ты плачешь «ы» да «ы»
Слёзы поскорей утри
Будем мы с тобой играть
Песни петь и танцевать.»
И так далее.
Также используем потешки при выполнении всех режимных моментов:
При умывании: «Водичка-водичка»
«Ой, лады-лады-лады»
Во время еды: «Идёт коза рогатая»
«Час обеда подошел»
При одевании
На прогулку: «Вот они сапожки»
При расчёсывании: «Расти коса до пояса»
При укладывании спать: различные колыбельные.
На прогулке: «Солнышко, солнышко»
В зависимости « Дождик, дождик полно лить»
От погоды «Ветер дует нам в лицо»
При закаливании: Зашагали ножки топ-топ-топ»
Во время адаптационного периода помогают наладить контакт с ребенком и облегчить период привыкания различные пальчиковые игры:
« Дружная семейка»
« Раз два три четыре пять, вышли пальчики гулять»
А также игры, сглаживающие адаптационный период:
«Расскажи, мне, как тебя зовут»
«Посмотри, как много игрушек вокруг» и т.д.
Полная картотека всех потешек и игр имеется в группе. Все эти используемые приёмы помогают организовать адаптационный период для ребёнка так, чтобы он прошел для него как можно легче, безболезненно. Чтобы ребёнок с удовольствием шел в группу, комфортно себя чувствовал, чтобы у него с посещением детского сада оставались только положительные эмоции, преобладало хорошее настроение.
Из опыта своей работы с детьми раннего возраста отмечались такие трудности как: неподготовленность детей к условиям детского сада. Труднее адаптация давалась таким детям, у которых на момент поступления в детский сад не были сформированы культурно-гигиенические навыки(умение пользоваться горшком, самостоятельно есть ложкой, пить из чашки), отсутствие опыта общения с другими детьми, отставание в речи, неумение выразить свою просьбу. С этими детьми проводится большая индивидуальная работа: индивидуальные игры и занятия на положительном эмоциональном фоне, личный наглядный пример при выполнении режимных моментов. Проводились беседы с родителями этих детей, давались различные советы по облегчению адаптационного периода. Ответы на волнующие вопросы.
В результате работы у детей быстрее формируются культурно-гигиенические навыки, дети становятся самостоятельней и аккуратней при выполнении гигиенических процедур, внимательней и активней на занятиях. Происходят заметные изменения в активной речи. Они охотнее вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, играют сообща. С удовольствием идут в группу, чувствуют себя там уверенно и комфортно.