Формирование коллектива обучающихся
в Кронштадтском морском кадетском корпусе
Куция Марина Геннадьевна
воспитатель учебной роты роты Кронштадтского морского кадетского корпуса
Особенности формирования детского коллектива в кадетском корпусе.
Сложность и многообразие перемен, происходящих в нашем обществе, наряду с положительными изменениями породили много серьёзных недостатков и их последствия, которые не могли не сказаться на основе общества - семье.
К негативным последствиям можно отнести:
-ломка и смена мировоззрения;
-многократно увеличившееся воздействие негативных уличных факторов
(наркомания, токсикомания, морально-нравственное разложение и т.п.);
- растущее количество неполных семей и т.д.
Обладая определённым запасом всего того положительного, что в нем накоплено, общество пытается в этих условиях поддерживать семью и особенно своё будущее - детей проживающих в семьях и вне их.
Одним из способов решения этих проблем явилось создание в Российской Федерации кадетских корпусов.
Кронштадтский морской кадетский корпус создан с целью практического возрождения исторических традиций кадетских корпусов России и создания до вузовского звена непрерывной системы подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
В настоящее время в кадетский корпус принимаются подростки после окончания ими начальных классов общеобразовательной школы. Комплектация осуществляется из разных регионов России, в соответствии с утверждёнными правилами поступления.
Поступающие подростки представляют собой срез по вертикали всех слоёв общества, со всеми присущими этим слоям положительными и отрицательными чертами.
Главная задача, которая стоит перед кадетским корпусом – это воспитание достойных членов общества.
В данной работе представлен опыт работы педагогов-воспитателей по формированию коллектива учебного взвода в первые годы его становления.
Основными задачами первого этапа по формированию коллектива учебного взвода кадетского корпуса сразу после его набора являются:
-Адаптация подростков к новым жизненным условиям.
-Сплочение коллектива, создание в нём запаса воинских, этических, морально - нравственных норм, с которыми они должны перейти в следующую фазу обучения высшего военного образования.
-Воспитание дисциплинированности, ответственности, отзывчивости, умение вовремя выявить и разрешить конфликтные ситуации, обучение воспитанников способам и методам предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, культура общения этика поведения.
Поступление в Кадетский корпус можно считать для подростка событием, которое коренным образом меняет его взгляды, привычки, формы общения с окружающими.
Воспитанник испытывает определённую растерянность, беззащитность.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы не упустить это время и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку.
В Кадетском корпусе воспитанники сразу попадают в систему воспитательной работы, в которой в той или иной степени задействованы все, начиная от директора корпуса и всего учебно-воспитательного аппарата и кончая службами обеспечения и обслуживания.
С первых дней педагоги-воспитатели последовательно и подробно знакомят кадет с расположением кадетского корпуса, его помещениями, их предназначением, обращая при этом особое внимание на меры безопасности. Объясняют куда, в какое время можно ходить, к кому обращаться в тех или иных ситуациях. При проведении этих мероприятий уместно привести несколько примеров, которые бы подкрепляли слова воспитателя о том, что теперь кадетский корпус-это их второй дом.
В эти же первые дни пребывания ребят в корпусе воспитатель чутко отслеживает их душевное состояние, предупреждая тем самым нервные срывы и связанные с ними последствия. В случае возникновения таких ситуаций, как показывает опыт, существенную помощь в их разрешении оказывают доброжелательные индивидуальные беседы, организация связи с родителями для иногородних кадет и другие виды социально-психологической поддержки.
После первичного знакомства, воспитатели планируют, организуют и проводят анкетирование, поскольку именно в начальном периоде подросток может дать наиболее откровенные и исчерпывающие сведения о себе, своей семье, увлечениях, пристрастиях, взглядах на окружающий мир. Тщательное изучение анкет и результаты вступительных экзаменов позволяют выявить следующее:
-определить уровень подготовки кадета;
-автобиографические данные и социальные условия проживания семьи;
-добровольность и осознанность поступления в корпус;
-увлечения и вредные привычки;
-степень контактности;
-уровень дисциплинированности.
Изучение медицинских показаний также пополнит информацию для дальнейшей работы.
По результатам проведённой работы и анкет (срок не должен превышать одного месяца) - воспитатели намечают конкретные мероприятия как коллективного, так и индивидуального характера.
С целью формирования общей осведомлённости:
1. Проведение бесед, направленных на историю создания и развития кадетских корпусов в России. При этом важно отследить судьбы их воспитанников и педагогов.
Морской кадетский корпус окончили:
- Ушаков, Нахимов, Сенявин (выдающиеся флотоводцы);
-Лазарев, Крузенштерн, Лисянский, Беллинсгаузен (выдающиеся мореплаватели); - Можайский (один из пионеров мирового самолётостроения);
- Крылов (выдающийся математик и теоретик кораблестроения);
- Римский-Корсаков (выдающийся композитор);
- Боголюбов (выдающийся художник-маринист);
- Даль (учёный-диалектолог, этнограф и писатель, врач);
- Верещагин (художник-баталист);
- Станюкович (писатель-маринист);
- Лебедев (советский поэт-маринист).
2.Экскурсии по местам исторической славы.
3.Спортивно-командные игры на воздухе.
К индивидуальным мероприятиям можно отнести:
1.Согласованные с соответствующими педагогами индивидуальные планы дополнительных занятий.
2.Привлечение для оказания помощи ребят с более высоким уровнем подготовки.
3.Продолжение индивидуальных бесед целевого характера.
4.Особое значение в этом периоде приобретает индивидуальная работа с кадетами, склонными к нарушениям дисциплины.
5.Выяснение причин, побуждающих на совершение тех или иных поступков.
6.Информирование родителей о поведении сына, использование информации, полученной от них.
7.Беседы по обеспечению здорового образа жизни.
В работе с кадетами в этот период должна постоянно проводиться идея о полезности и важности для России той дороги, которую как единственно верную, выбрали люди, ставшие великими: ибо они прославили Россию.
На этом этапе, который определяется рамками первой четверти, одной из важных задач является выявление положительных и отрицательных лидеров в детском коллективе.
Результатом этой работы станет определение кандидатов на должности младших командиров и резервы на их замещение и, как минимум, нейтрализация негативного влияния отрицательных «героев». Хорошие результаты даёт метод гласного анализа негативных поступков неформальных лидеров с прогнозированием тех или иных отрицательных событий, которые могли бы свершиться, если бы коллектив пошёл бы за ними. Для достижения позитивных результатов следует опираться на положительные поступки.
Второй этап формирования коллектива проходит в рамках второй учебной четверти.
Его особенностями являются:
-появившийся у каждого кадета определённый опыт жизни и учёбы в условиях кадетского корпуса;
-проведение первого каникулярного отпуска (встреча с семьёй).
К моменту возвращения кадета из отпуска готовятся письма родителям, в которых отражаются успехи и недостатки в учёбе, отношение к требованиям внутреннего распорядка, состояние дисциплины, состояния здоровья, отношения с товарищами.
Кроме информации в письме, характеризующем вхождение кадета в особый мир
кадетского корпуса в обязательном порядке содержалась просьба к родителям поделиться сведениями, которые они получили от сына в отношении:
-бытовых условий;
-питания;
-усвоения учебной программы;
-взаимоотношений с товарищами своего взвода и кадетами роты.
В первые дни после возвращения из отпуска, важно побеседовать с теми кадетами, которые отличались психологической неустойчивостью, негативными взглядами на порядки и правила, действующие в кадетском корпусе, с нарушителями дисциплины. Целесообразно в начале второй четверти окончательно определиться с младшими командирами и их обязанностями.
Главной задачей этого периода является формирование у кадет поведенческого типа, отвечающего требованиям устава кадетского корпуса.
Второй этап сплочения необходимо закончить собранием, на которое приглашаются преподаватели базовых дисциплин.
На этом собрании дается характеристика взводу и каждому кадету в отдельности, объявляются благодарности и поощрения.
Работа на завершающем этапе сплочения коллектива взвода проводится на протяжении третьей и четвёртой учебных четвертей.
Если воспитатели настойчиво, качественно и системно проводили мероприятия, изложенные в предыдущих разделах, то к началу третьей четверти с большой долей уверенности можно констатировать достижения:
-коллектив (в основном) сформирован и управляем;
-устранено негативное влияние неформальных лидеров;
- учебный процесс принял устойчивые формы;
-сформирован и приступил к работе родительский комитет;
-воспитатель достаточно глубоко изучил кадета, его характер, способности, наклонности, возможности, мотивацию и т.д.
-установлена устойчивая связь с родителями.
Особенностями этого этапа являются:
выход обще познавательных интересов кадет за рамки учебной программы (дополнительное образование);
- расширение познаний географии городов и, соответственно, расширение круга знакомых (с целью повышения кругозора, общей осведомлённости);
- возникновение микро-конфликтов на бытовой почве, как внутри взвода, так и вне его;
- полевой выход в летний учебный лагерь с целью продолжения изучения основ общевоинских дисциплин.
Итоги работы и особенности третьего этапа совершенно не говорят о том, что теперь планомерная и настойчивая работа с коллективом должна быть продолжена.
Третий этап требует определённой перестройки предыдущей системы с целью перераспределения нагрузки на младших командиров, родительский комитет и введение очередных методов, способов и приёмов работы, преследующих цель закрепления достигнутых результатов.
К основным из них можно отнести:
1.Образование Совета младших командиров.
Этот совет рассматривает вопросы досуга, мелких дисциплинарных проступков подчинённых, бытовые и другие проблемы, готовит предложения педагогу-воспитателю. Здесь важно с пониманием выслушать ребят, детально обсудить с ними их предложения, и постараться принять решения, которые позволили бы ребятам почувствовать свою сопричастность к важным делам, которые организуют и проводят в жизнь старшие. Это одновременно работает и на повышение авторитета младшего командира среди подчинённых и товарищей по учёбе.
Целесообразно совместно со старшим воспитателем отработать и внедрить в практику:
-еженедельное подведение итогов во взводе,
-выступления младших командиров о состоянии дел в подчинённом ему подразделении и принимаемых мерах по устранению имеющихся недостатков.
2.Формирование редакционной коллегии и регулярный выпуск стеной газеты и боевых листков.
Любые средства информации это мощное оружие в умелых руках, и оно позволяет добиваться поставленных задач с наименьшими затратами. Выпуск газеты, как правило, приурочивается к знаменательным датам, но должен проходить не реже одного раза в месяц. После проведения тех или иных мероприятий или определённых событий, произошедших в коллективе, целесообразно выпустить фотогазету или сатирическую газету.Встреча с интересными людьми, спортивные соревнования, участие в торжественных мероприятиях, большое количество неудовлетворительных отметок, неудовлетворительный внутренний порядок кадет — всё это также можно отразить в Боевом листке.
3. С целью максимально полного задействования ребят в общественно - полезной работе:
- регулярное поздравление именинников;
-выступления под рубрикой "Моя семья и Защита Отечества" (строится на чисто добровольной основе, под контролем воспитателя).
4. Одной из важнейших составных частей работы педагога-воспитателя в третьем периоде и в последующее время является привитие кадетам интереса к систематическому чтению художественной и научно-популярной литературы, но не той - мало художественной и циничной, которая наводнила прилавки книжных магазинов, а литературы, дающей заряд духовности, нравственной чистоты, любви к своей Родине и гордости за неё. Как правило, начинается эта работа с чтения вслух отрывков из тех или иных художественных произведений с целью побуждения у кадет желания прочесть книгу или журнал самостоятельно.
5. Ведение «Экрана успеваемости», который вывешивается в классе, и в который переносятся отметки из классного журнала. Сопереживание и помощь коллектива кадетам, у которых трудности в обучении.
6. Проведение индивидуальной работы, значение которой по-прежнему очень высоко, и на основе сложившихся доверительных отношений между педагогом-воспитателем и воспитанниками, предупреждение микро-конфликтов, характерных для коллектива подростков.
Заканчивается третий период традиционным общим собранием взвода в конце учебного года с приглашением ведущих педагогов и членов родительского комитета. Очень важно, чтобы в преддверии продолжительного летнего отпуска оно несло в основном положительный эмоциональный заряд, настраивая ребят на культурно-нравственное его проведение и своевременное возвращение в кадетский корпус.
Заключительным мероприятием, которое организует и проводит педагог-воспитатель, является пред отпускной инструктаж по мерам безопасности и действиям кадета в сложных ситуациях. При этом кадеты получают индивидуальные рекомендации на продолжение самосовершенствования по тем или иным направлениям.
В изложенной работе сделана попытка обобщить проблемы, с которыми сталкивается педагог-воспитатель, в первый год работы с детьми после набора, в формировании коллектива кадет и предложены пути их решения, апробированные в практической работе в Кронштадтском морском кадетском корпусе.
Самый главный вывод заключается в том, что в воспитательной работе и её психологических аспектах, направленных на формирование коллектива, не должно быть мелочей и штампов. Каждый воспитанник - это целый мир, вмешиваться в который, дозволено лишь доброму, чуткому, сопереживающему человеку, которым и должен быть педагог-воспитатель.