Особенности работы службы индивидуального сопровождения
школы с учащимися, прошедших ТПМПК
Лосева Виктория Васильевна
Аббревиатура ТПМПК расшифровывается как «территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия». Впервые с этим понятием родители обычно знакомятся в детском саду: процедуру необходимо пройти детям, которые претендуют на бесплатную логопедическую помощь.ТПМПК-важнейшая структура , призванная формировать правильное отношение социума к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями.
Комиссия проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на его способности к обучению. К ним относятся такие состояния, как, например, разного рода задержки или нарушения интеллектуального либо психического развития. Основная задача специалистов — определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе или ему будет ли ему комфортнее в коррекционном учебном заведении.
Кому понадобится ТПМПК?
Основная задача ТПМПК — выяснить, нужны ли конкретным детям особые образовательные условия, и если да, то какие именно. А также разобраться, стоит ли присваивать ребенку образовательный статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья».
Отдельно стоит сказать, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.
Поводы для обращения в ТПМПК для родителей:
недостаток двигательного развития;
неуклюжесть;
недостаточно развитая тонкая моторика рук;
позднее появление речи;
отсутствие ролевой игры;
трудности в освоении письма, чтения или счета.
Дети до 18 лет приходят на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Социальные проблемы:
Проблемы, связанные с положением ребенка в семье.
Проблемы, связанные с дезадаптцией ребенка в социальной среде
Проблемы , связанные с девиантным и делинквентным поведением
Проблемы , связанные с конфликтами и нездоровым морально-психологическим климатом .
В состав такой комиссии обязательно входят психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог, а при необходимости подключаются и другие специалисты.
Цель деятельности Социально-психологической службы в школе: содействие благоприятных условий, максимально обеспечивающих личное развитие (физическое, нравственное, социальное)
Задачи социально- психологической службы : диагностика и выявление таких детей с классными руководителями,
1.Профилактическая работа с детьми, родителями и педагогами.
2.Оказание адресной консультативной и коррекционой помощи всем участникам образовательного процесса
3.Контроль соблюдения рекомендаций семьей и образовательной организации.
На ТПМПК родителям необходимо подать документы.
- В школе, нужно будет взять на него характеристики у классного руководителя, логопеда, учителей русского языка и математики.
- Как правило, перед визитом в ТПМПК необходимо посетить врачей в поликлинике. Как правило, это невролог, логопед и психиатр, ортопед ,но могут потребоваться также и консультации других специалистов: отоларинголога и офтальмолога, например.
Весь процесс длится от силы 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.
Эксперты ТПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения учесть.
После обследования и тестов члены комиссии удаляются, чтобы посовещаться и подготовить заключение. В это время, как правило, социальный работник опрашивает родителей.
Когда заключение готово, родители его подписывают, и в этот момент они могут задать вопросы, уточнить, где и как они могут получить услуги, которые рекомендованы их ребенку.
Готовить ребенка к прохождению ТПМПК не нужно.
Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и волнуются.
Существует миф, что начиная с 5-го класса ученикам неохотно присваивают статус ОВЗ
Однако это вовсе не прихоть комиссии: возможно, для этого попросту не хватает документов, обследований, заключений. Или родители говорят о проблемах, которые возможно скорректировать с помощью логопеда и психолога (и статус ОВЗ для этого присваивать вовсе не обязательно). Комиссия в этом случае просто выдаст рекомендации о том, в каких особых образовательных условиях нуждается ребенок.
После того как родители с ребенком прошли ТПМПК, заключение комиссии нужно отнести в школу и написать заявление с просьбой предоставить услуги, которые рекомендовала комиссия.
Если ребенок получил заключение в детском саду, а к первому классу проблемы остались, придется пройти ТПМПК вновь.
Специальные условия, которые обычно рекомендует ТПМПК, можно разделить на три группы:
материально-технические: компьютеры для детей, скажем, с ДЦП
обучения детей с интеллектуальными особенностями, слабослышащих и с плохим зрением. Для ребенка могут прописать специальную адаптивную программу;
кадровые: для учащихся ,которые могут выполнять упражнения лишь с помощью ПК;
учебно-методические: специальные методы и учебные пособия тьюторы для детей с РАС, ДЦП, сурдопедагоги для слабослышащих, тифлопедагоги для невидящих и коррекционные педагоги для детей с особенностями интеллектуального либо психического развития, логопеды, психологи и дефектологи для детей с дислексией и дисграфией.
В общем цель ТПМПК можно сформулировать так: сделать легче жизнь детей, которым для успешного и комфортного обучения не обойтись без специальных условий.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и создании для него условий получения образования. Школа проводит психолого-педагогический консилиум (на котором, кстати, имеют право присутствовать и родители ребенка), конкретизирует рекомендации ТПМПК и составляет индивидуальный образовательный маршрут.
СИС (служба индивидуального сопровождения) составляет ИПС (индивидуальный план сопровождения) на каждого ребенка, составляется адаптированная программа с учетом индивидуальных особенностей ребенка, график занятий и создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.
Если у ребенка имеются проблемы с речью , письмом, чтением, дизграфия, дислексия соответственно занимается логопед, если психологические затруднения- психолог, социальные проблемы-соц. педагог. Но, работают в общей связке.
Заключение ТПМПК помогает на экзаменах.
Заключение ПМПК дает самые разные преференции на экзаменах. От материально-технических особенностей места, где его проводят — пандусы, специально обустроенные кабинеты, необходимое оборудование, скажем азбука Брайля, — до методических: для детей, у которых есть заключение комиссии, предусмотрено увеличение времени экзамена. Также им могут предложить сдать вместо ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 их облегченные версии, ГВЭ-9 и ГВЭ-11.
Аббревиатура ГВЭ расшифровывается как «государственный выпускной экзамен». Нужно отметить , что в вузах результаты ГВЭ-11 по закону не засчитывают, но обязаны организовать для абитуриента вступительные испытания, форму и сложность которых определяет само учебное заведение.
В 11-м классе на ГВЭ по математике всего 10 заданий (вместо 19 ЕГЭ), а по русскому языку вместо 27 заданий (тестовая часть и сочинение) предусмотрены либо сочинение, либо изложение с творческой частью, либо диктант (для детей с РАС).
Есть важный нюанс: чтобы ребенок получил возможность сдавать облегченную форму экзамена, стоит пройти ТПМПК как можно раньше.
Если же привести учащегося на ТПМПК первый раз в 9-м классе, надеяться на спецусловия на госэкзаменах не стоит: комиссия таких рекомендаций не даст. Даже стопка заключений нейропсихологов, психиатров и неврологов скорее всего не переубедит экспертов.
Важный момент, каждый год проходить ТМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).
Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП (к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ТПМПК не направляет.
Необходимо пройти ТПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.