Клинико-психолого-педагогическая характеристика
дошкольников с общим недоразвитием речи
Шиловская Мария Игоревна
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Р.Е. Левина.
При общем недоразвитии речи наблюдается: нарушения в произношении, фонемообразовании, скудный запас слов, аграмматизм.
Недоразвитие речи у детей может выступать в разной степени: от полного отсутствия речи и до развернутой речи, но с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
Условно можно выделить четыре уровня общего недоразвития речи, два из которых характеризуют глубокую степень речевого нарушения, а на третьем и четвертом уровнях, у детей остаются только отдельные пробелы в словарном запасе, грамматическом строе и развитие звуков.
Первый уровень речевого развития носит характер полного или почти полного отсутствия словесных возможностей общения, когда речь у нормально развивающегося ребенка в основном сформирована. Дошкольники 5-6 лет, имеют скудный активный словарь, который состоит из звуковых комплексов и звукоподражаний.
Основные положения, характеризующие первый уровень развития речи:
1. Активный словарь состоит из звукоподражаний, лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, не имеющих дифференцированного и устойчивого значения.
2. Пассивный словарь, который шире активного словаря, но понимание речи в нём ограниченно из-за отсутствия ситуации, так как фразовая речь почти полностью отсутствует.
3. Не сформировано умение воспроизводить слоговую и звуковую структуру слова.
На этом уровне дети нуждаются в большой подготовительной речевой работе.
В школьном возрасте дети, находящиеся на уровне лепетной речи или вовсе не говорящие, встречаются сравнительно реже, лишь в тех случаях, когда отрицательно формируются условия общения. Дети к 7-8 годам чаще всего достигают второго уровня речевого развития.
Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что у детей существенно увеличиваются речевые возможности, общение происходит не только посредством жестов, которые сопровождаются лепетными обрывками слов, но и с помощью речевых средств, не зависимо от их искаженности в грамматическом и фонетическом отношении.
Второй уровень речевого развития включает в себя:
1. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых наречий и (преимущественно качественных) прилагательных.
2. Речь, обогащаемую за счет использования отдельных форм словоизменения. У детей это проявляется в попытках изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, но результат этих попыток чаще всего неудачен.
3. Фразы, которые начинают составлять дети.
4. Активный и пассивный словарь, который расширяется за счёт улучшения усвоения речи и возникновения понимания некоторых простых грамматических форм.
5. Звуки и слова, но они, как правило, нарушены в произношение, что отрицательно влияет на овладение детьми звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что речь детей оказывается менее или более развернутой, уже нет грубых фонетических и лексико-грамматических отклонений, но отдельные пробелы в развитии фонетики, грамматики и лексического строя еще остаются.
У детей третьего уровня речевого развития отмечаются следующие недостатки:
1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих признаки, качества, состояния действий и предметов, а также способы действий. В основном количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги.
2. Ошибки в согласовании и управлении, ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов. Почти не пользуются дети способами словообразования.
3. Неумение распространять предложения, используются только простые предложения, и строить сложные предложения (подчиненные и сочиненные).
4. Неточность в произношении звуков и нарушение структуры слов, тем самым это создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
5. Обнаруживается незнание отдельных выражений и слов, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами, что особенно проявляется при чтении художественных и учебных текстов. В чтении и письме возникает множество ошибок специфического характера, стоящих в прямой зависимости от уровня развития речи.
Четвертый уровень речевого развития у детей характеризуется тем, что присутствуют не резко выраженные остаточные проявления фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены отдельные нарушения смысловой речи. Словарный запас наиболее ярко обнаруживается при сравнении с нормой.
Четвертый уровень речевого развития характеризуется следующими недостатками:
1. У детей в речи встречаются некоторые нарушения звуконаполняемости и слоговой структуры слов.
2. Трудности у детей остаются при отборе соответствующих языковых средств и планировании своих высказываний.
3. У этих детей не достаточный уровень лексических средств языка проявляется в употреблении и понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением.
4. На фоне пользования многими сложными словами, которые часто встречаются в речевом общение, отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов. Т.Б. Филичева.
Недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных проявлений.
Одной из причин общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. При этом наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков при сохранном слухе для всех прочих акустических раздражителей.
Общее недоразвитие речи часто возникает при имеющихся речедвигательных нарушениях, связанных органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата.
Дети с общим недоразвитием речи, у которых в качестве исходной причины, лежащей в основе недоразвития речи, выступают, отклонения зрительного восприятия встречаются реже. Отклонение зрительного восприятия наблюдается при оптической агнозии, когда, несмотря на нормальное зрение, дети лишены способности, достаточно четко узнавать предметы, изображения, формы.
В картине речевого недоразвития многое зависит от особенностей личности ребенка: его активности, чувствительности к оценке окружающих, от степени устойчивости его внимания и деятельности.
Таким образом, недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных нарушений.
Следует учесть, что некоторые пробелы в развитии лексики, фонетики и грамматического строя на первый взгляд могут казаться несущественными, однако совокупность их ставит ребенка в чрезвычайно затруднительное положение.
Обобщение, различение и уточнение в сфере предметного мира послужат базой для развития активной речи детей. До того, как неговорящие дети научиться пользоваться речью, они должны пройти подготовку, выражающуюся в развитии пассивного речевого запаса, а именно понимание речи.
Список источников
1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
2.Филичева, Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: автореф. дисс. на . канд. пед. наук: 13.00.03/Филичева Татьяна Борисовна.- М., 1974.
3.Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2004.
4.Филичева,Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Т.Б.Филичева., Н.А.Чевелева.- М.: Просвещение, 2007.