Формирование медиаграмотности учащихся.
Выступление на конференции.
Максимова Галина Геннадьевна
учитель ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики Калининского района Санкт-Петербурга
Слайд №1
Средства массовой информации(СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве)
Слайд №2
Медиасредства окружают нас повсеместно: это- радио, телевидение, компьютер, пресса, уличные информационные щиты, дисплеи и иные конструкции, носители информации в транспорте, общественных местах, мобильные средства связи и так далее.
К СМИ, в частности, относятся:
1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;
2) электронные (радио, телевидение, Интернет, видео – и аудиозаписи, кинематограф;
3) Информационные агентства.
Слады № 3-6
Основными функциями СМИявляются:
1) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;
2) идеологическая (социально - ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
3) культурно-образовательная, заключающаяся в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
4) рекламно - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д.);
5) рекреативная ( для развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).
Слайд № 7
Человек XXIвека живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.
Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет, невозможно. Безусловно, ребенок начинает замечать все медиа гораздо раньше, чем достигает школьного возраста. Опыта родителей порой недостаточно, чтобы направить общение ребенка с медиа в нужное русло, они зачастую уделяют недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание не сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (*средства массовой информации).
Зачастую именно родители провоцируют возникновение своего рода зависимости ребенка от виртуального мира, созданного телевидением, компьютером и другими источниками. Отвлекают с их помощью ребенка, чтобы отдохнуть, сделать домашние дела или чтобы не отвечать на бесконечные «почему?» В результате даже первоклассник свободно цитирует рекламные фразы, знает героев всех телесериалов, знаком с мобильным телефоном и компьютером порой лучше, чем его мама и папа.
В некоторых семьях экран становится главным «воспитателем ребенка», который заменяет бабушкины сказки, разговоры с родителями.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-6 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4 часов в день, что намного превосходит время их общения со взрослыми. Безобидное, на первый взгляд, занятие вполне устраивает не только детей, но и их родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает, и, в то же время, получает впечатления, узнает что-то новое, и, как считают некоторые родители, развивается. Покупая малышу новые видеокассеты или компьютерные игры, родители как бы заботятся о нем и стремятся занять его чем-то интересным.
Однако это, на первый взгляд безобидное занятие, может повлечь за собой непредвиденные последствия, не только для здоровья ребенка (речь идет о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке), но и для его психического развития.
Слайд № 8 Минздрав предупреждает….
Определимся с тем, каким образом влияют медиасредства на здоровье школьника. Рассматривая здоровье как совокупность физического, психического и духовного состояний, можно обнаружить, что воздействию подвергается каждая его составляющая.
Слайд № 9 Физическое здоровье.
Медики утверждают, что ребенок младшего школьного возраста без ущерба для здоровья может смотреть телевизор от 1 до 3 часов в день, а сидеть за компьютером и того меньше – от 10 до 30 минут. Последствия многочасовых телевизионных просмотров или регулярных компьютерных сеансов общеизвестны: это и снижение зрения, и развивающиеся неврозы, и отставание в психическом и физическом развитии. К сожалению, не всегда мы, родители, в состоянии отвлечь ребенка от таких увлекательных занятий, как компьютерные игры или просмотр мультфильмов, найти необходимые убедительные аргументы. В результате рано или поздно мы сталкиваемся с серьезными проблемами, причем, не только касающимися состояния здоровья ребенка, но и возникшей зависимости, например, игровой.
Только в 2003 г. компьютерных игр в России было куплено на 150-200 млн. долларов, и рынок продаж постояннорастет. Рост популярности медиаигр ведет к значительным изменениям досуга современных школьников. С распространением видеотехники и ростом количества персональных компьютеров стали возрастать возможности школьников удовлетворить свои культурные потребности в домашних условиях. Например, различного рода компьютерные или телевизионные игры занимают одно из первых мест по популярности у российских школьников. Такие игры очень динамичны, занимательны и доступны для детей. Кроме того, они обладают таким удивительным свойством как интерактивность. В ходе, например, компьютерной игры юный игрок может сам изменять ее темп, степень трудности, место действия, выбирать понравившегося героя. То есть во время игры у ребенка создается впечатление некой всесильности: находясь в виртуальном мире, он является его хозяином, который в состоянии вершить и изменять судьбы героев. Подобная ситуация происходит и в интерактивных телевизионных играх. Проголосовав за любимого героя, юный зритель может изменить ход игры, оставить игрока продолжать дальше борьбу за призовое место.
Чаще всего угроза со стороны масс-медиа неявная, скрытая. Воздействие СМИ на физическое здоровье может проявляться опосредованно - через пропаганду сомнительных действий, привычек, рекламу вредных продуктов. Так, например, активное внедрение в массовую культуру мобильной связи как идеологии жизни молодого поколения приводит к тому, что школьники не расстаются с телефонами, используют их как портативные развлекательные центры, что опять может привести к ухудшению здоровья, не говоря о воздействии радиоизлучений, которое до сих пор должным образом не изучено. Еще одним ярким примером служит реклама фастфуда. Еда из Макдоналдс, чипсы, сухарики и другие привлекательные для ребенка снеки позиционируются в рекламе как «съел – и порядок», а на самом деле существенно вредят желудку, создают в обменной системе организма скорее «беспорядок».
Слайд № 10 Психическое здоровье
О том, как медиасредства влияют на психическое здоровье, сказано довольно много. Остановимся лишь на основных «претензиях».
Во-первых, неограниченное общение со средствами массовой информации вызывает у школьника информационный стресс: сознание школьника, и без того переполненное учебной информацией, не справляется с ежегодно увеличивающимися объемами внешкольных знаний. Последствия могут быть различными, вплоть до соматических нарушений.
Во-вторых, наблюдается отставание в развитии речи. В последние годы родители и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. А ведь овладение речью в раннем возрасте происходит при непосредственном общении ребенка со взрослыми, когда малыш не только слушает слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем участвует в нем не только с помощью слуха и артикуляции, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Однако разговорная речь – это лишь вершина айсберга. Речь – это не только средство общения, но и средство развития мышления, воображения, и т.д.
В последнее время у детей все чаще отмечается неспособность к концентрации внимания на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности. Данные симптомы можно назвать «дефицитом концентрации», которые ярко проявляются в обучении и характеризуются спонтанностью, гиперактивностью, повышенной рассеянностью. Такие дети стремятся к частой смене деятельности, полученные впечатления они воспринимают поверхностно, не анализируя и не связывая их между собой.
Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать в памяти отдельные предложения. Им приходится перечитывать их по несколько раз для того, чтобы понять смысл прочитанного. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. Еще один факт, который можно наблюдать – резкое снижение фантазии, творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им все равно, что смотреть по телевизору, только бы мелькало, шумело, двигалось. Примерно так дети начинают воспринимать окружающую действительность. Они не пытаются прилагать какие-либо усилия для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира и просто фантазировать. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты, их ничего не интересует, ничто не увлекает. Современным детям неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, нечего обсуждать и они не находят тем для спора.
Но, пожалуй, самое явное негативное влияние оказывают СМИ на повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнеевремя резко возросло. Поражают не только жестокость, но и бессмысленность их поступков. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается порог дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в своих действиях, часто не умеют предвидеть их последствий. Подростки жестоко бьют и убивают друг друга не потому, что они злые, и не ради какой-то цели, они воображают себя героями просмотренных боевиков, потому что на душе пусто, а хочется острых ощущений, выброса адреналина, «драйва». Именно поэтому, наверное, смысл жизни многих современных молодых людей сводится к незатейливому желанию «хлеба и зрелищ».
Вспомним: ребенок часто повторяет то, что видит в жизни или на экране. Во многих школах участились случаи, когда учащиеся травмируют друг друга, используя различные «приемы» единоборств, увиденных в телефильмах или компьютерных играх. Таким образом, виртуальное изображение жестокости оказывают влияние на реальное поведение детей, их возбудимость, провоцирует вспышки агрессии, а со временем – повышает степень интереса к подобным сценам.
Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике телевизионного эфира, часто мелькает на сайтах, страницах газет. По проценту отведенных страниц или эфирного времени, криминал и насилие занимают второе место после рекламы.
Более 30 % преступлений, совершаемых несовершеннолетними гражданами в России, происходит под влиянием кинофильмов и телевизионных передач. Школьники ежегодно могут видеть нателевизионном экране до 10 тысяч сцен насилия. А к моменту окончания школы молодые люди становятся свидетелями в среднем 100 тысяч телевизионных и компьютерных убийств.
Между тем, замечено, что 45 % школьников, смотрящих телевизор более 3-х часов в день, часто проявляют агрессивность, а 20 % представляют опасность для общества. Агрессивность детей, которые проводят перед телевизором 1 час в сутки, в пять раз превышает уровень агрессивности школьников, «телесмотрение» которых носит нерегулярный характер.
Негативное влияние сцен экранного насилия на ребенка может выражаться в асоциальном поведении, которое сопровождается неуважительным отношением к окружающим людям, подражанием отрицательным экранным героям. Дети проявляют агрессию, не могут спокойно договориться друг с другом, в разговорах активно используют слова и выражения, услышанные в фильмах и сериалах.
Еще одна особенность в изменении поведения ребенка, особенно младшего школьника, может проявляться в запуганности, тревожности, замкнутости, нежелании общаться со сверстниками. Обидчивость, импульсивность, раздражительность – эти характерные особенности «медиазависимых» детей, мешают нормальному развитию ребенка, ограничивают его общение, творческое самовыражение.
Общеизвестно, что современное «медийное» поколение (и взрослые, и дети) чрезвычайно склонно к депрессиям. Эмоциональные проблемы, такие как тревога, беспокойство наблюдаются у 70 % российских школьников. Виновниками этого являются такие факторы, как перегрузки в школе, нервное напряжение во время учебного процесса. Но и средства массовой коммуникации тоже играют здесь не последнюю роль. Дело в том, что многие компьютерные игры создаются таким образом, что выиграть в них детям младшего школьного возраста очень сложно. Многочасовое прохождение заданной миссии вполне может окончиться для ребенка неудачей. Один неверный шаг – и ему нужно возвращаться в самое начало игры. Если неудача следует за неудачей, то и до заниженной самооценки и комплексов рукой подать.
Слайд№11 Духовное здоровье.
Фактическое отсутствие ограничений в сфере СМИ приводит также и к духовным болезням, т.е. искажению духовно-нравственной парадигмы подрастающего поколения, ориентации на чужую культуру с ее акцентами на материальные блага.
Слайд №12. Как же лечить болезнь?
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в живом общении с близкими взрослыми и никакие СМИ их не заменят. Однако полностью исключить СМИ из жизни и воспитания детей невозможно и бессмысленно. Но знакомить детей с информационной техникой можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем.
В современных условиях школьник должен уметь оперативно получать и передавать информацию из разных источников, в частности с помощью медиасредств. С другой стороны, ребенок все принимает на веру, копирует понравившихся героев из игр или телесериалов, их поведение, пристрастия, привычки, он не способен адекватно анализировать эту информацию, соотносить ее со своей картиной мира, отсеивать шелуху, т.е. не обладает медиаграмотностью.
Медиаграмотность – это свойство не врожденное, а приобретенное. И важная роль в формировании медиграмотности принадлежит школе. Ни родители, ни педагоги не могут контролировать воздействие информационных потоков на личность ребенка, однако именно учитель способен помочь школьнику выработать необходимые информационные умения.
Слайд № 13. Медиаобразование.
Все эти задачи ставит перед собой медиаобразование.
«Направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.)» и направленное на обеспечение самовыражения личности, раскрытие ее творческого потенциала, воспитание культурного человека.
Слайд №14. Медиаграмотность.
n Информационные умения и навыки: критически воспринимать и перерабатывать информацию, передаваемую с помощью медиасредств, понимать скрытый смысл сообщения, противостоять против манипуляции со стороны СМИ, включать знания, полученные вне школы, в контексте базового образования, самостоятельно создавать информационные сообщения, в том числе с использованием технических средств.
Слайд №15
Медиаобразование
n Предполагает решение информационных задач средствами различных предметов, будучи интегрированными в уроки русского языка, риторики, истории, биологии, химии, физики и так далее, а также как самостоятельный курс в рамках факультатива, классных часов или уроков здоровья.