Педагогическая запущенность детей,
её причины и условия преодоления
Северикова Наталья Геннадьевна
«Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей, - писал В.А. Сухомлинский, - всё это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребёнок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании. И если ребёнок стал трудным, если всё, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить.»Педагогически запущенные – это такие дети, которые имеют отклонения от нормы в сознании и поведении, обусловленные педагогическими причинами. Какие же это отклонения?
1.Отклонения, искажения в отношениях к себе, своим сверстникам, учителям, воспитателям, окружающим; неумелое, неправильное поведение; конфликтность, замкнутость, агрессивность.
2.Затруднения, в игровой и учебной деятельности; невоспитанность.
3.Отставание в развитии памяти, воображения, мышления; эмоционально-волевых свойств, черт и качеств личности; неразвитость, неподготовленность к школе. Как правило такие дети имеют ослабленное здоровье, состоят на учёте по поводу хронических заболеваний, отстают в общем развитии.
Большинство педагогически запущенных детей не обладают такими существенными свойствами и качествами, как дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность, трудолюбие, усидчивость, умение вести себя в коллективе сверстников. Они показывают свою невосприимчивость к обучению, повышенную утомляемость. Поэтому у детей этой категории успехи в усвоении программы слабые или неудовлетворительные. Менее успешно они справляются с заданиями на уроках литературного чтения, математики, русского языка, а лучшие результаты показывают на физкультуре, музыке.
Что касается отношения к труду как виду деятельности, то некоторые дети отдают ему предпочтение, так как для них эта деятельность наиболее успешна. У них, как правило, развиты трудовые навыки, положительное отношение к труду, дома они участвуют в семейном труде и имеют конкретные трудовые обязанности.
Если говорить о нравственной стороне личности педагогически запущенных школьников, то наиболее типичными негативными проявлениями для них являются: упрямство, капризность, нескромность, рассеянность, грубость, лживость, неуверенность в себе.
Общение педагогически запущенных детей своеобразно. Ребенок предпочитает играть в группе, но не пользуется авторитетом у сверстников, либо предпочитает играть один, хотя дети с ним играют. В совместных играх они предпочитают роль исполнителя, не любят сюжетно-ролевые игры, отдают предпочтение предметным.
Следует отметить, что у некоторых младших школьников условия семейного воспитания неблагоприятны. Это связано с неблагополучием семьи, низким педагогическим и культурным уровнем родителей. Они обеспечивают лишь материальные условия для развития детей, но не участвуют в школьной жизни ребёнка. У детей нет книг, игровых уголков, родители не развивают речь ребёнка, не работают над произношением, не прививают интереса к школе.
Вполне понятно, что, придя в школу, в новый детский коллектив, где от него требуется выполнение новой социальной роли, педагогически запущенный ребёнок сразу попадает в неравные условия со своими сверстниками. Ведущим видом деятельности для ребёнка теперь должно стать учение, а почти все педагогически запущенные младшие школьники продолжают предпочитать игру, так как сразу встречают трудности в учении. Результаты учебной деятельности у них значительно ниже, чем у остальных одноклассников. В связи с этим у них либо низкий уровень притязаний в учебной деятельности, либо они переоценивают свои возможности и под влиянием родителей считают, что к ним несправедливо относятся в школе. Как правило, многие из них конфликтуют с классом, не имеют общественных поручений.
Что же мешает ребёнку быть хорошим?
Стиль отношений учителей к педагогически запущенным детям у некоторых педагогов активно или пассивно отрицательный. Отношения характеризуются недоброжелательностью, необъективностью, недоверием и несправедливостью к этим учащимся. Учителя не интересуются личностью ученика, его отношениями с другими детьми, требуя от него лишь неукоснительного выполнения учебных заданий, хорошего поведения на уроке, в меньшей степени – вне урока. Многие почти не спрашивают этих детей на уроках, редко ставят им положительные оценки, почти не используют педагогическую оценку в форме огорчения неуспехом, похвалы за хороший ответ, либо моральной оценки поведения на уроке. Однако сами же учителя отмечают, что данная категория детей более восприимчива к таким методами приёмам педагогического воздействия, как одобрение, ласка, поощрение.Учителя начальных классов плохо знают детей, имеют слабые представления о дошкольном периоде их развития, отклонениях в поведении, ничего не могут сказать о семье. При отсутствии контактов с детскими садами распределение педагогически запущенных детей в первые классы осуществляется стихийно. В одних классах их оказывается больше, в других – почти нет. Это вызывает определённые трудности в работе учителя.
Особо следует сказать о родителях педагогически запущенных младших школьников. Многие из них не готовили ребёнка к школе, совершенно не занимались им. Большое значение имела бы предварительная совместная работа детского сада и школы по повышению педагогической культуры родителей будущих первоклассников, индивидуальная работа с семьёй её активное вовлечение в учебно-воспитательный процесс.
Взаимодействие детского сада, школы и семьи может быть более эффективным при следующих условиях:
если учителя и воспитатели будут вооружены методикой совместной работы по проблеме; если работники школы осознают важность предварительной работы с воспитанниками и их родителями; если учителя, воспитатели детских садов будут глубоко изучать индивидуальные особенности детей, условия семейного воспитания ; если детский сад и школа будут обращать внимание на подготовку родителей будущих первоклассников; если семья будет поставлена в активную позицию в процессе воспитания и перевоспитания ребёнка.
Зазвенит первый в жизни школьный звонок. Начнётся новая школьная жизнь. Каким станет наш первоклассник, легко ли войдёт он в класс, найдёт ли себе в нём настоящих друзей, станет ли хорошим учеником, который постоянно тянется к знаниям? Или… Это во многом зависит от тесного сотрудничества детского сада, семьи и школы, которое необходимо, прежде всего, в интересах ребёнка.