Роль семьи, родителей и ребёнка
в современном школьном образовании
Степина Валерия Валерьевна,
учитель начальных классов
учитель начальных классов
Сегодняшнее российское, школьное образование находится в состоянии реформирования. Основной целью реформы на уровне начального и среднего образования, является смена принципов и подходов в образовании. Переход от устаревшого восприятия школы, как единственного и безусловного инициатора обучения и воспитания ребёнка к осознанию того, что главным инициатором и потребителем школьного образования должны быть родители и их дети. Отношение к школе как к учреждению, оказывающему услуги образовательного, интеллектуального и творческого характера распространённая практика во многих развитых странах Европы и Северной Америки. Основываясь на собственном опыте и на опыте ряда других стран Россия, в период с 2008 по 2013 годы по предложению Главы Государства, Правительства РФ, Нижней палаты Парламента, иных общественных организаций, деятелей науки и образования приняло ряд законопроектов в сфере образования направленых на создание современной системы школьного образования.
Д. А. Медведев, в своём обращении к участникам заседания Совета по науке, проходившем 15 октября 2008 года в Москве сказал, что «…Семья, родители должны вносить свой вклад в работу школы и стать основой школьного самоуправления. Без достойного самоуправления школа не обретёт новое лицо…» Как видно из сказанного выше основным актором реформ по замыслу авторов должны быть не дети, ученики, а их родители. Дети должны учиться, как и прежде, а вот родители должны кардинально пересмотреть своё отношение в первую очередь к своим детям, к их обучению и конечно к школе. Именно от отношения родителей к намеченным преобразованиям зависит успех последних.
Поэтапное внедрение на практике новых подходов в работе школ отводиться самим школам. Именно на педагогические составы возложена задача по ознакомлению родителей с новыми правилами в обучении их детей. Практическая реализация предпологает проведение в школах разного рода собраний, семинаров, программ направленных на привлечение родителей к активному участию в обучении детей и работе школы. Так в 2010 году в разных регионах страны, в ряде российских школ проходили школьные программы, где исключительная роль в решении задач воспитания и образования детей отводилась семье. Цель таких программ: формирование у родителей нового отношения к культуре образования как таковой. Осознание значимости своего участия в обучении ребёнка и жизни школы, понимание важности школьного образования и перспектив его развития, уважение к школе и профессии учителя. Это станет в свою очередь залогом и критерием будущего российской школы.
Родители всегда были и остаются главными учителями своих детей в большинстве сфер их жизнедеятельности. Семья, будь то родные папа и мама, приёмные родители или опекуны всегда была и будет традиционным, главным институтом воспитания ребёнка. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в период своего начального, активного формирования, как личности. Ни один из социальных институтов в последущей жизни не оказывает на формирование личности такого влияния как семья. За редкими исключениями. Поскольку основы личности ребёнка закладываются в раннем возрасте ко времени его поступления в школу, он уже имеет особые черты своего характера, определённый уровень знаний, проявляет свои творческие задатки. В настоящее время значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития личности ребенка более чем очевидно. Именно в семье у детей зарождается самосознание, самооценка, формируется образ Я, усваиваются первые социальные нормы и правила общественного поведения.
Истрически так сложилось, что современное общество предопределяет для каждого его нового члена прохождение определённых этапов на его жизненном пути. Подавляющему большинству предстоит последовательно пройти такие общественные институты, как детсад, школа: начальная и средняя, высшая школа, армия (в основном для молодых людей), активная трудовая деятельность в рабочем коллективе. Проходя эти институты человек взамодействуя с ними развивается, т. е. меняется, а это в свою очередь означает, что личность человека формируется на протяжении всей его жизни.
Российская Федерация, как правовое государство закрепила в своём законодательстве ряд положений касающихся семьи её прав и обязанностей : в Конституции Российской Федерации; в Семейном кодексе Российской Федерации. В Законе Российской Федерации “Об образовании” закреплены базовые положения, касающиеся основ образования, его качества и доступности, и что характерно роль, возлагаемая на родителей. Одно из положений гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».
Реформы последних лет направлены не столько на изменение базовых положений, сколько на законодательное закрепление и внедрение современных стандартов школьного образования. Начальное школьное образование не осталось в стороне. Начало обучения в школе ребенка на рубеже второго десетилетия ХХI века совпало с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В основу стандарта положены новые принципы его построения. Разработчики нового образовательного стандарта рассматривают его как: образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.
Общий принцип нового стандарта можно выразить в двух основопологающих тезисах:
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья имеет первостепенное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Задача, которая стоит перед школами, вполне ясна, довести до сведения родителей информацию о том, что они должны принимать активное участие в процессе обучения своих детей и в работе школы. Однако на практике это очень даже не простая задача. Причин, по которым многие родители отстранились от школы очень много.
Во-первых, это по-прежнему сохраняющийся низкий авторитет школы. В 90-ых годах прошлого столетия школа, как и другие общественные институты резко потеряла свой общественный престиж. Фиктивная свобода, вседозволеность, бесправие, нищета сделали своё дело. Обучение в школе стали воспринимать, не как неотъемлемый и важнейший, может быть самый важный этап в жизни ребёнка, а как некую повинность, которую нужно отбыть, чтобы поступить в ВУЗ и далее выйти в люди. Учителя, педагоги по-прежнему воспринимаются как низшая каста в профессиональной иерархии. Лишь в последние годы государство стало принимать меры по возвращению утраченного учителями статуса престижной профессии.
Во - вторых, многие родители элементарно заняты на работе. Удовлетворение материальных потребностей вынуждает родителей работать не 8 часов в день, как это предписано законом, а 10, 12, 14 и более. Некоторые родители, для обеспечения семьи работают на двух работах. Есть профессии, которые предпологают длительное отсутствие родителей или одного из родителей дома. Все эти факторы приводят к тому, что родители просто не в состоянии оказывать детям должного внимания, не говоря уже об участии в жизни школы. И таких примеров не мало.
В-третьих, многие педагоги смогут без прикрас рассказать из личного опыта примеры, когда они сталкивались с совершенно безразличным отношением детей и их родителей к школьному образованию. Причиной этого безразличия, а в некоторых случаях и выраженного негативного отношения является крайне низкий уровень образования и общей культуры родителей. В семье, в которой взрослые недооценивают важность школы, а иногда и презирают её и всё, что сней связано, у детей, как правило, формируется аналогичное отношение. Некоторые родители не понимают того факта, что если они сами не могут быть достойным примером для подражания, не могут дать своим детям необходимого современному человеку образования и культуры, то пусть это сделает за них школа. Такие родители не думают о том, что время, проведённое в школе, это время, когда их чадо получает не только образование, но и определяет свои жизненный приоритеты, нравственные принципы, становиться зрелой личностью. В таких семьях дети обречены на интеллектуальную и духовную деградацию. Очень часто дети в таких семьях предоставлены сами себе. Уличное воспитание заменяет им школьное, домашнее, родительское.
В-четвёртых, хотелось бы рассказать немного о значимости внутрисемейных отношений и психологического фона в семье на процесс вовлечения родителей к обучению детей и участию в школьной жизни. Важным является то, какой эмоциональный фон семейных взаимоотношений преобладает в семье. Эмоциональный фон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, такой фон называется позитивным, а на другом - отстранённые, холодные и даже враждебные, такой фон называется негативным. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, которые формируют у ребёнка самостоятельность, инициативу, ответственность, а во втором - строгость и наказание, которые влекут за собой пассивность, зависимость, слепое послушание. Многие исследователи отмечают зависимость между способом семейных отношений и отношением к школе. В тех семьях, где преобладает позитивный фон взаимоотношений родители гораздо охотнее, участвуют в процессе обучения своих детей и школьной жизни. Этот вполне очевидный факт представляет собой, пожалуй, самую главную проблему на пути поставленных преобразований в школьном образовании. Государство может изменить законодательство, может создать предпосылки в экономике, но вот изменить в отдельно взятой семье эмоциональный фон с негативного на позитивный оно не может.
Проблемы, которые стоят на пути модернизации школьного образования, находятся в самых разных сферах общественного бытия. Это и политическая, и экономическая, и духовная сферы нашей жизни. Важно понять, что для того, чтобы реформы состоялись, изменения должны коснуться не только школы, они должны коснуться всех тех сфер, которые взаимосвязаны с воспитанием, образованием и привитием культурных ценностей нашим детям. Это по понятным причинам займёт не один и не два года, а десятилетия.
Образование, как часть общей культуры должно прививаться ребёнку с другими элементами культуры. Культура спорта, культура досуга, культура творчества, культура труда, культура отдыха, культура гражданственности должны в равной степени прививаться ребёнку в соостветствии с уровнем его восприятия. Образование ребёнка без привития ему иных аспектов общей культуры возможно, но недостаточно. Образование, как культура не может обойтись без иных субкультур, а те в свою очередь не могут обойтись без образования. Только в тесной взаимосвязи всех культур может сформироваться всесторонне развитая, свободная и гармоничная личность.
Литература: Д. А. Медведев, в своём обращении к участникам заседания Совета по науке, проходившем 15 октября 2008 года в Москве сказал, что «…Семья, родители должны вносить свой вклад в работу школы и стать основой школьного самоуправления. Без достойного самоуправления школа не обретёт новое лицо…» Как видно из сказанного выше основным актором реформ по замыслу авторов должны быть не дети, ученики, а их родители. Дети должны учиться, как и прежде, а вот родители должны кардинально пересмотреть своё отношение в первую очередь к своим детям, к их обучению и конечно к школе. Именно от отношения родителей к намеченным преобразованиям зависит успех последних.
Поэтапное внедрение на практике новых подходов в работе школ отводиться самим школам. Именно на педагогические составы возложена задача по ознакомлению родителей с новыми правилами в обучении их детей. Практическая реализация предпологает проведение в школах разного рода собраний, семинаров, программ направленных на привлечение родителей к активному участию в обучении детей и работе школы. Так в 2010 году в разных регионах страны, в ряде российских школ проходили школьные программы, где исключительная роль в решении задач воспитания и образования детей отводилась семье. Цель таких программ: формирование у родителей нового отношения к культуре образования как таковой. Осознание значимости своего участия в обучении ребёнка и жизни школы, понимание важности школьного образования и перспектив его развития, уважение к школе и профессии учителя. Это станет в свою очередь залогом и критерием будущего российской школы.
Родители всегда были и остаются главными учителями своих детей в большинстве сфер их жизнедеятельности. Семья, будь то родные папа и мама, приёмные родители или опекуны всегда была и будет традиционным, главным институтом воспитания ребёнка. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в период своего начального, активного формирования, как личности. Ни один из социальных институтов в последущей жизни не оказывает на формирование личности такого влияния как семья. За редкими исключениями. Поскольку основы личности ребёнка закладываются в раннем возрасте ко времени его поступления в школу, он уже имеет особые черты своего характера, определённый уровень знаний, проявляет свои творческие задатки. В настоящее время значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития личности ребенка более чем очевидно. Именно в семье у детей зарождается самосознание, самооценка, формируется образ Я, усваиваются первые социальные нормы и правила общественного поведения.
Истрически так сложилось, что современное общество предопределяет для каждого его нового члена прохождение определённых этапов на его жизненном пути. Подавляющему большинству предстоит последовательно пройти такие общественные институты, как детсад, школа: начальная и средняя, высшая школа, армия (в основном для молодых людей), активная трудовая деятельность в рабочем коллективе. Проходя эти институты человек взамодействуя с ними развивается, т. е. меняется, а это в свою очередь означает, что личность человека формируется на протяжении всей его жизни.
Российская Федерация, как правовое государство закрепила в своём законодательстве ряд положений касающихся семьи её прав и обязанностей : в Конституции Российской Федерации; в Семейном кодексе Российской Федерации. В Законе Российской Федерации “Об образовании” закреплены базовые положения, касающиеся основ образования, его качества и доступности, и что характерно роль, возлагаемая на родителей. Одно из положений гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».
Реформы последних лет направлены не столько на изменение базовых положений, сколько на законодательное закрепление и внедрение современных стандартов школьного образования. Начальное школьное образование не осталось в стороне. Начало обучения в школе ребенка на рубеже второго десетилетия ХХI века совпало с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В основу стандарта положены новые принципы его построения. Разработчики нового образовательного стандарта рассматривают его как: образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.
Общий принцип нового стандарта можно выразить в двух основопологающих тезисах:
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья имеет первостепенное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Задача, которая стоит перед школами, вполне ясна, довести до сведения родителей информацию о том, что они должны принимать активное участие в процессе обучения своих детей и в работе школы. Однако на практике это очень даже не простая задача. Причин, по которым многие родители отстранились от школы очень много.
Во-первых, это по-прежнему сохраняющийся низкий авторитет школы. В 90-ых годах прошлого столетия школа, как и другие общественные институты резко потеряла свой общественный престиж. Фиктивная свобода, вседозволеность, бесправие, нищета сделали своё дело. Обучение в школе стали воспринимать, не как неотъемлемый и важнейший, может быть самый важный этап в жизни ребёнка, а как некую повинность, которую нужно отбыть, чтобы поступить в ВУЗ и далее выйти в люди. Учителя, педагоги по-прежнему воспринимаются как низшая каста в профессиональной иерархии. Лишь в последние годы государство стало принимать меры по возвращению утраченного учителями статуса престижной профессии.
Во - вторых, многие родители элементарно заняты на работе. Удовлетворение материальных потребностей вынуждает родителей работать не 8 часов в день, как это предписано законом, а 10, 12, 14 и более. Некоторые родители, для обеспечения семьи работают на двух работах. Есть профессии, которые предпологают длительное отсутствие родителей или одного из родителей дома. Все эти факторы приводят к тому, что родители просто не в состоянии оказывать детям должного внимания, не говоря уже об участии в жизни школы. И таких примеров не мало.
В-третьих, многие педагоги смогут без прикрас рассказать из личного опыта примеры, когда они сталкивались с совершенно безразличным отношением детей и их родителей к школьному образованию. Причиной этого безразличия, а в некоторых случаях и выраженного негативного отношения является крайне низкий уровень образования и общей культуры родителей. В семье, в которой взрослые недооценивают важность школы, а иногда и презирают её и всё, что сней связано, у детей, как правило, формируется аналогичное отношение. Некоторые родители не понимают того факта, что если они сами не могут быть достойным примером для подражания, не могут дать своим детям необходимого современному человеку образования и культуры, то пусть это сделает за них школа. Такие родители не думают о том, что время, проведённое в школе, это время, когда их чадо получает не только образование, но и определяет свои жизненный приоритеты, нравственные принципы, становиться зрелой личностью. В таких семьях дети обречены на интеллектуальную и духовную деградацию. Очень часто дети в таких семьях предоставлены сами себе. Уличное воспитание заменяет им школьное, домашнее, родительское.
В-четвёртых, хотелось бы рассказать немного о значимости внутрисемейных отношений и психологического фона в семье на процесс вовлечения родителей к обучению детей и участию в школьной жизни. Важным является то, какой эмоциональный фон семейных взаимоотношений преобладает в семье. Эмоциональный фон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, такой фон называется позитивным, а на другом - отстранённые, холодные и даже враждебные, такой фон называется негативным. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, которые формируют у ребёнка самостоятельность, инициативу, ответственность, а во втором - строгость и наказание, которые влекут за собой пассивность, зависимость, слепое послушание. Многие исследователи отмечают зависимость между способом семейных отношений и отношением к школе. В тех семьях, где преобладает позитивный фон взаимоотношений родители гораздо охотнее, участвуют в процессе обучения своих детей и школьной жизни. Этот вполне очевидный факт представляет собой, пожалуй, самую главную проблему на пути поставленных преобразований в школьном образовании. Государство может изменить законодательство, может создать предпосылки в экономике, но вот изменить в отдельно взятой семье эмоциональный фон с негативного на позитивный оно не может.
Проблемы, которые стоят на пути модернизации школьного образования, находятся в самых разных сферах общественного бытия. Это и политическая, и экономическая, и духовная сферы нашей жизни. Важно понять, что для того, чтобы реформы состоялись, изменения должны коснуться не только школы, они должны коснуться всех тех сфер, которые взаимосвязаны с воспитанием, образованием и привитием культурных ценностей нашим детям. Это по понятным причинам займёт не один и не два года, а десятилетия.
Образование, как часть общей культуры должно прививаться ребёнку с другими элементами культуры. Культура спорта, культура досуга, культура творчества, культура труда, культура отдыха, культура гражданственности должны в равной степени прививаться ребёнку в соостветствии с уровнем его восприятия. Образование ребёнка без привития ему иных аспектов общей культуры возможно, но недостаточно. Образование, как культура не может обойтись без иных субкультур, а те в свою очередь не могут обойтись без образования. Только в тесной взаимосвязи всех культур может сформироваться всесторонне развитая, свободная и гармоничная личность.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. М., 1993.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
- Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.
- Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. 2002. № 8.
- Эльконин Э.Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996