Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мотивация учебной деятельности школьников

Орчинская Жанна Евгеньевна
 
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться.
                                                  В.А. Сухомлинсий
            Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации не произойдёт усвоения знаний, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Л.С.Выготский: «Прежде чем призвать ребёнка к какой либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё».
А.Н.Леонтьев: «Деятельности без мотива не бывает».
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение в деятельности, связанное с удовлетворением человека.
Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ребёнок успешно учился, надо чтобы он совершал не любые действия, а вполне определённые.
Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у учащихся нужную мотивацию.
Мотивация – совокупность побуждений к деятельности.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы,  эмоции, впечатления, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивы составляют ядро личности человека.
Если педагогика как наука в своих концепциях, программах, учебниках, методиках, технологиях откровенно игнорируетвнутренний настрой ребёнка, то, по сути, в качестве главного педагогического средства выбирает насилие. Педагог же, опирающийся в своей деятельности на насилие, выбирает целью «своего воздействия» на ученика только понятие «ДОЛЖЕН», сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ученика формируется устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учёбы, результаты учебной деятельности незначительны, высокая отвлекаемость на уроке, ему не интересно на уроке, с такими детьми часто возникает ситуация «оказания давления». Учение требует от них больших усилий и быстро утомляет, они часто испытывают чувство удручённости, неудовлетворённости, у них наблюдается неподвижность, ригидность мышления. Это не может пройти бесследно для здоровья детей – психического, духовного и даже физического. Положительная мотивация – мощный фактор сохранения здоровья (психического, духовного, нравственного) школьников.
Доктор медицины В.Ф.Базарный: «Что такое «не интересно на уроке»? Это когда чувство выведено из-под интеллекта».
Ещё Павлов показал, что когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
  • Смысл учения - внутреннее отношение ученика к учению
  • Мотив учения - побудительная причина к действию
  • Постановка целей  - направленность ученика на выполнение действий
  • Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей
  • Интересы- познавательно-эмоциональное отношение к учению.
       Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
Мотивация обучения и стимулирование деятельности школьников  - это основная задача нашего педколлектива. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны или с негативной мотивацией поведения (влияние негативной социальной среды), или  демотивированностью основной массы школьников и, как следствие, со снижением уровня обученности и воспитанности.

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников 
 
      Мотивы учебной деятельности формируются в процессе самой учебной деятельности.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
Содержание учебного материала(доступность, актуальность, связь с жизнью, межпредметная связь
1.Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);
б) деловой;
в) необычный.
2. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
 а) важность отдельных частей;
 б) трудность, сложность (простота, доступность);
 в) новизна, познавательность материала;
 г) открытие нового в известном;
 д) историзм, современные достижения науки;
 е) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3.  Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личной.
4.  Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
5. Межпредметные связи способствуют формированию целостного представления о мире  
Стиль общения учителя и учащихся.
   Различные стили педагогической деятельности, взаимодействия с учащимися формируют различные мотивы.
Либеральный (попустительский) снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудач», задерживает формирование внутренней мотивации.
Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации.
  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
  2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
  3. Проявление учителем собственных качеств (эрудиция, отношение к предмету, деловые качества, культура речи, внешность и т.д.), побуждение учащихся к подобным проявлениям.
  4. Организация дружеских, деловых взаимоотношений в ученическом коллективе:
а) взаимопроверки,
б) обмен мнением,
в) взаимопомощь.
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
При организации учебной деятельности изучение каждого раздела, темы должно состоять из 3 этапов:
  • мотивационного;
  • операционно-познавательного
  • рефлексивно-оценочного
Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужны данные знания и умения. Этот этап состоит обычно из трёх учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приёмов:а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишьизучив данную тему;
б) рассказ учителя о теоретической и практической значимостипредлагаемой темы;
в) рассказ о том, как решалась данная проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.
3. Рассмотрение вопрососв самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся ещё не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создаётся установка на необходимость подготовки к изучению материала.
На операционно-познавательном этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности важно добиться, чтобы учащиеся действовали. Для этого необходимо создание ситуации различного характера:
  1. Интеллектуального (проблемная, поисковая, ситуация противоречия);
  2. Игрового (познавательной игры, соревнования);
  3. Эмоционального (успеха, увлечённости темой).
Групповые формы познавательной деятельности способствуют созданию учебной мотивации лучше, чем индивидуальные или фронтальные. Групповая работа «втягивает» даже пассивных и слабомотивированных учащихся.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. При подведении итогов необходимо, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникавших трудностей и познания нового. Это приведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что должно привести к формированию её устойчивости.
Оценка
   Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, выявлялись причины недостатков, а не только констатировалось их наличие. Оценка не должна стать самоцелью для учащихся, иначе может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности на отметку. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности, к деформации развития личности учащегося.
 Социальные и познавательные мотивы
    Одних учеников мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми во время учебного процесса.
Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, активность учащихся направлена на работу с самим изучаемым объектом (биологическим, лингвистическим, физическим и т.д.) в этих случаях надо говорить о разных видах познавательных мотивов.
Если же активность учащихся в ходе учения направлена на отношения школьников друг с другом, с другими людьми, то речь идёт о различных социальных мотивах.
 
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности школьников. 
Методы мотивации 
Эмоциональные
  1. поощрение;
  2. порицание;
  3. учебно-познавательная игра;
  4. создание ярких наглядно-образных представлений;
  5. создание ситуации успеха;
  6. стимулирующее оценивание;
  7. свободный выбор задания;
  8. удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные
  1. опора на жизненный опыт;
  2. познавательный интерес;
  3. создание проблемной ситуации;
  4. побуждение к поиску альтернативных решений;
  5. выполнение творческих заданий;
  6. «мозговая атака»;
  7. Развивающая кооперация (парная и групповая)
Волевые
  1. предъявление учебных требований;
  2. информирование об обязательных результатах обучения;
  3. формирование ответственного отношения к учению;
  4. познавательные затруднения;
  5. самооценка деятельности и коррекции;
  6. рефлексия поведения;
  7. прогнозирование будущей деятельности.
Социальные
  1. развитие желания быть полезным обществу;
  2. побуждение подражать положительной личности;
  3. создание ситуации взаимопомощи;
  4. поиск контактов и сотрудничества;
  5. заинтересованность в результатах коллективной работы;
  6. взаимопроверка;
  7. рецензирование
                
          Способы мотивации по Д. Г. Левитису
 
Создание проблемной ситуации
Связь с жизнью
Необычная форма обучения
Отказ от отметок
Привлечение учеников к оценочной деятельности
Культура общения

 
 
Компоненты мотивационной сферы учения Установка и действия педагога                                                
Смысл учения
Мотив учения
  1. Учёт возрастных особенностей учеников.
  2. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
  3. Создание ситуации успеха.
  4. Вера в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним).
  5. Формирование адекватной самооценки у учеников.
  6. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика и др.
Постановка целей
 
  1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
  2. Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
  3. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
  4. Использование проблемных ситуаций и др.
Эмоции
 
  1. Создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества
  2. Использование коллективных и групповых ФОПД.
  3. Эмоциональная речь учителя.
  4. Применение поощрения и порицания.
  5. Использование проблемных ситуаций.
  6. Использование игровых технологий.
  7.  Создание ситуации успеха и др.
Интерес
 
  1. Использование проблемных ситуаций.
  2. Нестандартная форма проведения урока.
  3. Использование познавательных и дидактических игр.
  4. Использование проблемных ситуаций и др.
  
Познавательный интерес 
            Занимаясь формированием познавательного интереса, необходимо помнить о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:
            I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету. Иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки.
            II уровень – учение по необходимости. Родители заставляют, предмет полезен для будущем, воспринимает учёбу как долг.
            III уровень – интерес к предмету. Узнаёт много нового, испытывает удовольствие от преодоления учебных трудностей.
            IV уровень – повышенный познавательный интерес. Легко даётся предмет, с нетерпением ждёт урока, стремится узнать больше, чем требует учитель.
            На III и IV уровнях  ученики получают интеллектуальное удовлетворение от решения учебных задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания.
            Положительная мотивация здесь, особенно на IV уровне устойчивая.
 
Критерии оценивания уроков 
            Уроки, на которых осуществляется развитие мотивации к учебной деятельности, оценивают по тем признакам, которые используются для мотивации и по специальным критериям:
 
Критерии (уровни) Приёмы мотивации
Низкий Нет специальных заданий и информации для пробуждения и развития интереса к учёбе.
Критический Учитель объясняет необходимость получаемых знаний, выполнения задания
Удовлетворительный Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, занимательных фактов.
Хороший Использование учебно-познавательных игр. Использование творческой задачи с интересным содержанием
Высокий Использование системы творческих заданий с интересным содержанием
Оптимальный Организация поиска и решения исследовательской задачи.
 
 
Литература:
  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.
  2. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.: Московский психолого-социальный институт,  Воронеж НПО «МОДЭК» 2001.
  3. Петрушин В.И. психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2001.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»