Мотивация учебной деятельности школьников
Орчинская Жанна Евгеньевна
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться.
в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинсий
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации не произойдёт усвоения знаний, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Л.С.Выготский: «Прежде чем призвать ребёнка к какой либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё».
А.Н.Леонтьев: «Деятельности без мотива не бывает».
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение в деятельности, связанное с удовлетворением человека.
Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ребёнок успешно учился, надо чтобы он совершал не любые действия, а вполне определённые.
Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у учащихся нужную мотивацию.
Мотивация – совокупность побуждений к деятельности.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, впечатления, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивы составляют ядро личности человека.
Если педагогика как наука в своих концепциях, программах, учебниках, методиках, технологиях откровенно игнорируетвнутренний настрой ребёнка, то, по сути, в качестве главного педагогического средства выбирает насилие. Педагог же, опирающийся в своей деятельности на насилие, выбирает целью «своего воздействия» на ученика только понятие «ДОЛЖЕН», сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ученика формируется устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учёбы, результаты учебной деятельности незначительны, высокая отвлекаемость на уроке, ему не интересно на уроке, с такими детьми часто возникает ситуация «оказания давления». Учение требует от них больших усилий и быстро утомляет, они часто испытывают чувство удручённости, неудовлетворённости, у них наблюдается неподвижность, ригидность мышления. Это не может пройти бесследно для здоровья детей – психического, духовного и даже физического. Положительная мотивация – мощный фактор сохранения здоровья (психического, духовного, нравственного) школьников.
Доктор медицины В.Ф.Базарный: «Что такое «не интересно на уроке»? Это когда чувство выведено из-под интеллекта».
Ещё Павлов показал, что когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Л.С.Выготский: «Прежде чем призвать ребёнка к какой либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё».
А.Н.Леонтьев: «Деятельности без мотива не бывает».
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение в деятельности, связанное с удовлетворением человека.
Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ребёнок успешно учился, надо чтобы он совершал не любые действия, а вполне определённые.
Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у учащихся нужную мотивацию.
Мотивация – совокупность побуждений к деятельности.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, впечатления, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивы составляют ядро личности человека.
Если педагогика как наука в своих концепциях, программах, учебниках, методиках, технологиях откровенно игнорируетвнутренний настрой ребёнка, то, по сути, в качестве главного педагогического средства выбирает насилие. Педагог же, опирающийся в своей деятельности на насилие, выбирает целью «своего воздействия» на ученика только понятие «ДОЛЖЕН», сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ученика формируется устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учёбы, результаты учебной деятельности незначительны, высокая отвлекаемость на уроке, ему не интересно на уроке, с такими детьми часто возникает ситуация «оказания давления». Учение требует от них больших усилий и быстро утомляет, они часто испытывают чувство удручённости, неудовлетворённости, у них наблюдается неподвижность, ригидность мышления. Это не может пройти бесследно для здоровья детей – психического, духовного и даже физического. Положительная мотивация – мощный фактор сохранения здоровья (психического, духовного, нравственного) школьников.
Доктор медицины В.Ф.Базарный: «Что такое «не интересно на уроке»? Это когда чувство выведено из-под интеллекта».
Ещё Павлов показал, что когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения.
- Смысл учения - внутреннее отношение ученика к учению
- Мотив учения - побудительная причина к действию
- Постановка целей - направленность ученика на выполнение действий
- Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей
- Интересы- познавательно-эмоциональное отношение к учению.
Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
Мотивация обучения и стимулирование деятельности школьников - это основная задача нашего педколлектива. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны или с негативной мотивацией поведения (влияние негативной социальной среды), или демотивированностью основной массы школьников и, как следствие, со снижением уровня обученности и воспитанности.
Мотивация обучения и стимулирование деятельности школьников - это основная задача нашего педколлектива. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны или с негативной мотивацией поведения (влияние негативной социальной среды), или демотивированностью основной массы школьников и, как следствие, со снижением уровня обученности и воспитанности.
Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников
Мотивы учебной деятельности формируются в процессе самой учебной деятельности.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
Содержание учебного материала(доступность, актуальность, связь с жизнью, межпредметная связь
1.Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:а) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);
б) деловой;
в) необычный.
2. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) открытие нового в известном;
д) историзм, современные достижения науки;
е) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личной.
4. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
5. Межпредметные связи способствуют формированию целостного представления о мире
Стиль общения учителя и учащихся.
Различные стили педагогической деятельности, взаимодействия с учащимися формируют различные мотивы.
Либеральный (попустительский) снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудач», задерживает формирование внутренней мотивации.
Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации.
Либеральный (попустительский) снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудач», задерживает формирование внутренней мотивации.
Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации.
- Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
- Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
- Проявление учителем собственных качеств (эрудиция, отношение к предмету, деловые качества, культура речи, внешность и т.д.), побуждение учащихся к подобным проявлениям.
- Организация дружеских, деловых взаимоотношений в ученическом коллективе:
б) обмен мнением,
в) взаимопомощь.
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
При организации учебной деятельности изучение каждого раздела, темы должно состоять из 3 этапов:
- мотивационного;
- операционно-познавательного
- рефлексивно-оценочного
Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужны данные знания и умения. Этот этап состоит обычно из трёх учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приёмов:а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишьизучив данную тему;
б) рассказ учителя о теоретической и практической значимостипредлагаемой темы;
в) рассказ о том, как решалась данная проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.
3. Рассмотрение вопрососв самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся ещё не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создаётся установка на необходимость подготовки к изучению материала.
б) рассказ учителя о теоретической и практической значимостипредлагаемой темы;
в) рассказ о том, как решалась данная проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.
3. Рассмотрение вопрососв самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся ещё не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создаётся установка на необходимость подготовки к изучению материала.
На операционно-познавательном этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности важно добиться, чтобы учащиеся действовали. Для этого необходимо создание ситуации различного характера:
- Интеллектуального (проблемная, поисковая, ситуация противоречия);
- Игрового (познавательной игры, соревнования);
- Эмоционального (успеха, увлечённости темой).
Групповые формы познавательной деятельности способствуют созданию учебной мотивации лучше, чем индивидуальные или фронтальные. Групповая работа «втягивает» даже пассивных и слабомотивированных учащихся.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. При подведении итогов необходимо, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникавших трудностей и познания нового. Это приведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что должно привести к формированию её устойчивости.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. При подведении итогов необходимо, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникавших трудностей и познания нового. Это приведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что должно привести к формированию её устойчивости.
Оценка
Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, выявлялись причины недостатков, а не только констатировалось их наличие. Оценка не должна стать самоцелью для учащихся, иначе может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности на отметку. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности, к деформации развития личности учащегося.
Социальные и познавательные мотивы
Одних учеников мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми во время учебного процесса.
Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, активность учащихся направлена на работу с самим изучаемым объектом (биологическим, лингвистическим, физическим и т.д.) в этих случаях надо говорить о разных видах познавательных мотивов.
Если же активность учащихся в ходе учения направлена на отношения школьников друг с другом, с другими людьми, то речь идёт о различных социальных мотивах.
Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, активность учащихся направлена на работу с самим изучаемым объектом (биологическим, лингвистическим, физическим и т.д.) в этих случаях надо говорить о разных видах познавательных мотивов.
Если же активность учащихся в ходе учения направлена на отношения школьников друг с другом, с другими людьми, то речь идёт о различных социальных мотивах.
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности школьников.
Методы мотивации
Эмоциональные |
|
Познавательные |
|
Волевые |
|
Социальные |
|
Способы мотивации по Д. Г. Левитису
Создание проблемной ситуации
Связь с жизнью
Необычная форма обучения
Отказ от отметок
Привлечение учеников к оценочной деятельности
Культура общения
Компоненты мотивационной сферы учения | Установка и действия педагога |
Смысл учения Мотив учения |
|
Постановка целей |
|
Эмоции |
|
Интерес |
|
Познавательный интерес
Занимаясь формированием познавательного интереса, необходимо помнить о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:
I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету. Иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки.
II уровень – учение по необходимости. Родители заставляют, предмет полезен для будущем, воспринимает учёбу как долг.
III уровень – интерес к предмету. Узнаёт много нового, испытывает удовольствие от преодоления учебных трудностей.
IV уровень – повышенный познавательный интерес. Легко даётся предмет, с нетерпением ждёт урока, стремится узнать больше, чем требует учитель.
На III и IV уровнях ученики получают интеллектуальное удовлетворение от решения учебных задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания.
Положительная мотивация здесь, особенно на IV уровне устойчивая.
I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету. Иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки.
II уровень – учение по необходимости. Родители заставляют, предмет полезен для будущем, воспринимает учёбу как долг.
III уровень – интерес к предмету. Узнаёт много нового, испытывает удовольствие от преодоления учебных трудностей.
IV уровень – повышенный познавательный интерес. Легко даётся предмет, с нетерпением ждёт урока, стремится узнать больше, чем требует учитель.
На III и IV уровнях ученики получают интеллектуальное удовлетворение от решения учебных задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания.
Положительная мотивация здесь, особенно на IV уровне устойчивая.
Критерии оценивания уроков
Уроки, на которых осуществляется развитие мотивации к учебной деятельности, оценивают по тем признакам, которые используются для мотивации и по специальным критериям:
Критерии (уровни) | Приёмы мотивации |
Низкий | Нет специальных заданий и информации для пробуждения и развития интереса к учёбе. |
Критический | Учитель объясняет необходимость получаемых знаний, выполнения задания |
Удовлетворительный | Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, занимательных фактов. |
Хороший | Использование учебно-познавательных игр. Использование творческой задачи с интересным содержанием |
Высокий | Использование системы творческих заданий с интересным содержанием |
Оптимальный | Организация поиска и решения исследовательской задачи. |
Литература:
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.
- Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж НПО «МОДЭК» 2001.
- Петрушин В.И. психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2001.