Рефлексия – один из принципов современной технологии обучения.
Юсупова Галия Хуснитдиновна
Учитель математики ГБОУ СОШ №208
Нижеприведённые принципы, описанные голландским психологом Карлом Ван Парререном, более всего, на мой взгляд, отражают идеологию и практику современных технологий:
Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся.
Принцип 2: учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз».
Принцип 3: учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости.
Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную основу для разнородных категорий учащихся и для переформирования структуры их учебной мотивации (или познавательный интерес).
Принцип 5: обеспечивать учебное содержание на разнородных уровнях. Это нужно для того, чтобы процесс шёл как можно более эффективно.
Принцип 6: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства (например, устная речь, письменная речь, искусственный язык, а также графические модели и символы).
Принцип 7: обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей (например, набора коммуникативных и мыслительных действий и их способа обращения с жизненным опытом), а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при исполнении учебных задач. Ван Парререн противопоставляет механическое запоминание несвязанных фактов оценке прогресса учащихся на основе осознанной трактовки всяких понятий.
Принцип 8: способность к рефлексии
Принцип 9: обеспечивать набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно.
Принцип 10: стимулировать инициативу и творчество учащихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем по традиционной методике.
Принцип 11: способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении, самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной деятельности.
Принцип 12: обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.
Хотела бы обратить внимание на важность пункта 8 - Способность к рефлексии.
В последние годы рефлексивные умения включаются в число общеучебных умений, обязательных для овладения учащимися как средней, так и высшей школы. При этом рефлексивные умения представляются в виде совокупности отдельных умений:
- контролировать свои действия, в том числе и умственные, отслеживать логику развёртывания своей мысли (суждения);
- видеть противоречие (в очевидном и известном), которое является причиной движения мысли;
- осуществлять анализ ситуации с позиции разных наблюдателей, преобразовывать объяснения какого-либо явления в зависимости от цели и условий;
- использовать теоретические методы познания с целью анализа знания, его структуры и содержания.
Говорят о двух основных значениях понятия рефлексии в современной науке.
Во-первых, рефлексия соотносится с самосознанием личности. Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого значения, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Во-вторых, рефлексия понимается как процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёрами по общению. Рефлексия – не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлектирующего» индивида.Рефлексию признают в психологии основополагающим механизмом становления и развития внутреннего мира, сознания человека.
Иными словами, рефлексия является обязательным моментом любого процесса, связанного с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием, то есть несёт в себе педагогический потенциал.
Два уровня реализации технологии рефлексивного анализа решения учебных задач: первый уровень выступает как рефлексивный анализ решения учебных задач и реализуется на уровне учащихся. Второй уровень – рефлексивный анализ образовательной деятельности учителя.