Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Детские страхи

Прыгова Татьяна Александровна
ВВЕДЕНИЕ
 В отечественной психологии и педагогике тема "детских страхов" долгое время была не изучена, ее в основном разбирали за рубежом только с психоаналитической точки зрения. До сих пор исследований на эту тему в России не так много, как за рубежом.  Проблема детских страхов достаточно актуальна в настоящее время, особенно в младшем школьном возрасте,  т.к. проблем страхов в школьной практике достаточно.
Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение новых, либо обострение старых страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, преодолеть барьер страха в своём сознании достаточно трудно. Данная тема достаточно интересна и поэтому ею интересуются специалисты разных направлений: врачи, педагоги, философы, социологи и т.д.
В античных философских теориях Демокрит и Лукреций рассматривали чувство страха как причину возникновения религиозных представлений и верований.
Тревога и страх являются факторами риска для развития некоторых психосоматических заболеваний, поэтому этой проблемой интересуются и медицинские специалисты, такие как нейрофизиологи, невропатологи, психиатры. Детские страхи ничем не отличаются от страхов взрослых, но любая проблема ребенка вдвойне серьезна, т.к. детские страхи оказывают влияние на всю жизнь в дальнейшем.
Дети очень многого будут бояться, пока не смогут над этим смеяться, даже будучи взрослыми некоторых из них будут преследовать страхи детства. Приведем примеры, какими страхами владели знаменитые личности. Так, Гай Юлий Цезарь боялся грозы, каждый раскат грома приводил его в ужас; Уолт Дисней в детстве замучил до смерти сову, с тех пор боялся смерти, и поэтому в своих мультиках он воскрешал животных. Наполеон очень боялся белых лошадей; Петр Великий приходил в ужас при виде насекомых.
Страх (в норме) полезен, это инстинкт самосохранения, защитная реакция, но если страх продолжается дольше, чем нужно, то это уже не норма. 
Определение  детского страха и его виды 
К. Изард считает, что страх - это эмоциональное состояние, которое отражает защитную биологическую реакцию человека  или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия.
Ученые выделяют детские страхи в отдельную категорию страхов. Ведь детский страх – это переживания, сохраненные в детстве. И в последствии они влияют на  его взрослую жизнь. Ребенок, проявляет эмоции находясь, еще у мамы в животе.  И когда мама испытывает волнение, то у ребенка изменяется двигательная активность, т.к. он все чувствует. Склонность к определенным видам страха иногда передается генетически. Первое время после рождения у малышей появляются биологические страхи, например маленькие дети бояться падений, яркого света, громкого звука и т.д.  В дальнейшей жизни ребенка эти страхи приобретают социальные страхи, которые могут повлечь за собой негативное воздействие.
 В них особое место занимает воспитание, манера общения в семье, отношения между членами семьи, количество детей и взрослых в окружении ребенка и многое другое.
 Более распространенные среди детей «внушенные страхи». Их источником являются взрослые люди, которые окружают ребенка. Они делают это непроизвольно, настойчиво и эмоционально указывают на наличие опасности, а в результате ребенок воспринимает только часть фразы: "Не подходи - упадешь"; "Не бери - обожжешься"; "Не гладь - укусит"; "Не открывай дверь - там чужой дядя" и т. д.
Ребенок узнает только сигнал тревоги и от него возникает реакция страха – регулятор его поведения. Но если ребенка запугивать непроизвольно, то он может потерять уверенность в себе, будет всего бояться. В это время страхи активно начинают расти без ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным в себе и очень осторожным. 
Психолог И. А. Сизикова утверждает, что наиболее распространенной причиной появления детского страха является неправильное воспитание ребенка в семье, или в семье могут быть сложные семейные отношения между членами семьи.
Младенчество и стадия овладения ходьбой. Нормальные дети с рождения обладают реакциями (вздрагивание, испуг) в ответ на болевой раздражитель, потерю физической опоры и внезапные громкие звуки и яркий свет. Два общих страха младенцев и начавших ходить детей - это боязнь незнакомых людей и тревога отделения. 
Дошкольные годы и поступление в школу. К этому периоду относятся   следующие страхи: воображаемых существ, врачей, зубных врачей, высоты, животных и насекомых, монстров и школы, смерти, темноты, ураганов, гроз, глубокой воды. 
Среднее детство до наступления отрочества. В этом более позднем периоде детства частой темой, лежащей в основе страхов детей, становится угроза получения телесных повреждений, (преступники, машины, самолеты). Но наиболее характерным является растущее беспокойство в связи со школой, личной компетентностью и социальными отношениями. В дальнейшем эти тревоги и волнения сохранятся и в отрочестве.
Возможные причины  детского страха
Возможных причин детского страха много, каждые имеют свою специфику. Так можно говорить о том, что страх держится на трех китах, первый – это реакция нашего тела. Это беспокойство, это тревога. Это соматическое изменения, которые сигнализируют о гормональном сдвиге в организме. Это бледность (а в некоторых случаях - покраснение) кожи, расширение зрачков, потоотделение и так далее. Второй кит - это рассудок, воображение. При столкновении с какой-либо ситуацией, классифицируется опасность, воображается последствия этой опасности (хотя, может быть, еще ничего не произошло). Третий кит - это наши действия, поведенческая реакция: попытка бросить все и избежать встречи с опасным. Или наоборот, сдерживание себя и противопоставление собой всем напастям.
Сейчас мы более подробно, посмотрим причины возникновения страхов у детей.
Конкретный случай. Детский страх может возникнуть в результате какой- то негативной конкретной ситуации, которая произошла с ребенком. Например: ребенок потерялся в магазине, ребенка покусала собака и другие. Такая боязнь появления страха обычно легко поддается коррекции у психологов, логопедов и других специалистов.
Окружающая обстановка. Детские страхи могут быть вызваны конфликтами в семье, очень часто ребенок чувствует себя виноватым в частых ссорах родителей, тем самым страдает сам ребенок.
Еще одной причиной появления детского страха могут стать проблемы общения со сверстниками. Такие дети часто бояться идти в детский сад либо в школу, потому что ребенку сложно находить контакт в детском коллективе.
Внушение со стороны. Предупреждения об опасностях взрослыми тоже могут вызвать страхи у детей. Дело в том, что взрослые могут слишком эмоционально делать предупреждения своим детям.  У ребенка реакция на страх может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации в дальнейшем. Коррекция такого страха необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь.
Собственная фантазия. Очень часто дети сами придумывают предмет страха. Но на свои собственные фантазии каждый ребенок реагирует по- разному, кто-то легко забывает о них, а у кого-то  могут развиться нервные расстройства.
Расстройства психики. Детский страх может быть симптомом невроза –
Расстройства психики у ребенка, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявится через страхи, не характерные для возраста ребенка, в ходе чего появятся сильные приступы боязни. 
План работы учителя начальных классов по преодолению детских страхов
Чаще всего в младшем школьном возрасте у детей возникает школьный страх. Больше подвергаются такому страху первоклассники, пока проходят адаптацию к школе. Но  это говорит, что страх есть только у первоклассников, он может возникнуть в любом возрасте, в любом классе.
Неудачи в учебной деятельности, в взаимоотношениях между учителем и учеником, с одноклассниками, общение с родителями по поводу школы, все это может возродить школьный страх у ребенка. Поэтому любую коррекцию по преодолению страха нужно с анализа учебной ситуации данного ученика, с выяснения причины его возникновения. Решить проблему школьного страха ученика могут только психолог, учитель совместно с ребенком или если необходимо родители и администрация школы. 
План действий учителя начальных классов по преодолению детского страха:
1. Среди всего класса выявить тревожных учащихся с помощью наблюдения.
2. Провести индивидуальную беседу, чтобы выяснить причину данного страха.
3. Провести беседу с родителями по поводу эмоций ребенка.
4. Сообщить о тревожном ребенке школьному психологу, чтобы он подобрал специальные психодиагностические методики, выявляющие детские страхи.
5. Проведение психодиагностических обследований совместно с психологом.
6. Коррекция детского страха при учебной и воспитательной работе. Проводить классные часы, беседы, по преодолению страха. А также, повышать самооценку учащихся, развивать способности справляться со страхом и тревогой с помощью определенных упражнений.
7.  Уделять особое внимание боязненным детям: поддерживать при неудачах, поощрять, хвалить, отмечать успехи. Избегать оценочного суждения, при сравнении с результатами более успешных учеников.
8. Избегать критики в присутствии других людей.
9. Помогать анализировать не только неудачи, но и успехи, чтобы успех не воспринимался как случайным результатом (например, как хорошее настроение учителя, или мне сегодня просто повезло).
10. Делать перерывы на уроках (физминутки) чтобы дать ребенку отдохнуть.
 
Вот, например, учителя дают план действий детям по преодолению  страха перед контрольной работой.
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.
Но данные рекомендации, которые дал учитель, не гарантируют то, что ученик сможет получить высокую отметку т.к. отметка зависит от уровня знаний и умений учащегося. Но ученик получит хорошую мотивацию, поверит в свои силы и получит возможность показать то, на что он способен.
Такая работа учителя  по снятию детской тревожности и страхов у детей может проводится:  в ходе учебных занятий, либо во время воспитательной работы. Такая работа будет иметь положительный эффект только при создании благоприятных условий в школе и в семье, где ребенок может получить поддержку. 
Диагностические методики оценки наличия (отсутствия) страха у младших школьников
Существуют методики определения конкретных страхов, разработанные для использования специалистами. Учителям, родителям и близким взрослым важно создать открытые отношения с ребенком. Это позволит выявить проявление страха у ребенка и вывести его на откровенный разговор об этом, что уже само по себе может принести облегчение. С другой стороны, поддержка и ободрение помогают ребенку справиться со страхами и иначе взглянуть на их причину.
Первой будет рассмотрена методика "Выбери нужное Лицо" как метод диагностики детских страхов авторов  Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. "Выбери нужное Лицо"
Тестирование проводится после окончания 1 четверти, когда у большинства детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Целью тестирования является выявление детей с подлинной школьной тревожностью.
Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунка изображен мальчик). Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию следующего содержания:
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) одевается».
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми».
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) в ванной».
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки».
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) со своими мамой и папой».
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Выбор ребенком соответствующего лица и высказывания каждого ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Методика А. И. Захарова «Мои страхи»
Цель. Выявление страхов у детей.
Детям предлагается рисовать цветными карандашами. Для активизации интереса к рисованию дома за месяц до этого детей просят принести свои рисунки. На первых двух подготовительных занятиях детям предлагают выбрать темы для рисования. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводятся два раза в неделю и затрагивают одну или две темы.
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Важно, во-первых, то, что задание дает учитель или психолог, которому ребенок доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого педагога.
Вначале проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребенка, педагог дает задание нарисовать их.
Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно, детям не объясняется, каждый ребенок должен выбрать его сам.
Ход. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах – так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу-ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь». – «А как я ее вижу?» – может спросить ребенок. «Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы». Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.
Инструкция. «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществляется по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.
Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессии и подозрительности.
Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.
Низкий уровень страха – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения. 
Заключение
Таким образом, эмоциональное развитие ребенка –  это богатство его чувств и эмоций, которых очень много. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу и т.д.  Но у детей могут быть разная интенсивность эмоций, в том числе и страха. Для того чтобы проблема детского страха не переросла во взрослую жизнь необходима коррекция данной проблемы, при помощи разных диагностик которые могут провести и апробировать  квалифицированные специалисты. 
Список использованной литературы
1. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова.  – СПб: Просвещение, 2010. – 412 с.
2. Изард, К.А. Эмоции человека / К. А. Изард. –  СПб:, 2010. – 58 с.
3. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/ А.М. Прихожан.- 2 - е изд. – Москва:, 2010. – 192 с.
4.  Иванова, Н. Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации /  Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2010. –  191 с.
5. Сизикова, И. А.  Детские страхи / И. А. Сизикова. –  Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 112 c.
6.  Мухина, В. С., Хвостов А. А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва:, Издательский центр "Академия", 2016. – 370 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»