Организация и методы исследования стилей семейного
воспитания и личности младшего школьного школьника
Вольф Татьяна Степановна
1. ИССЛЕДУЕМАЯ ВЫБОРКАОбъектом исследования были 29 учащихся 3 класса общеобразовательной школы № 158 Калининского района и их мамы
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.jpg)
Трехлетняя работа в данном классе позволила всесторонне изучить личностные особенности учащихся, их взаимоотношения с родителями и отношение родителей к школе.
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image005.jpg)
В классе обучается 1 .3 девочек и 16 мальчиков. Возрастной диапазон детей 9.5-l0 лет. В исследовании приняли участие только желающие и
большинство детей заинтересовались результатами и их интерпретацией
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image007.jpg)
Для родителей было проведено родительское собрание, на котором было подробно рассказано о целях и задачах данной работы
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image009.jpg)
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image011.jpg)
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image013.jpg)
6) по количеству взрослых членов семьи
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image015.jpg)
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image017.jpg)
2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании были использованы методы включенного наблюдения
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image019.jpg)
Само же тестирование проводилось в три этапа
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image021.jpg)
Были использованы следующие методики
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image023.jpg)
2.1 Опросник АСВ
Опросник АСВ Анализ семейного воспитания Э Г. Эйдемиллер![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image025.jpg)
В Юстицкис [27]
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image027.jpg)
В опроснике диагностируются следующие нарушения семейного воспитания.
1. Уровень протекции сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка.
гиперпротекция (чрезмерная) шкала Г гипопротекция (недостаточная) шкала Г-
П. Степень удовлетворения потребностей в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально бытовых, так и духовных
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image033.jpg)
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image035.jpg)
игнорирование потребностей ребенкашкала У-
Ш. Уровень требовательности к ребенку в семье
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image037.jpg)
Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний (шкала
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image039.jpg)
Неустойчивость стиля воспитания резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство — шкала ll
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image041.jpg)
Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка, Это может выражаться в следующем
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image043.jpg)
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image045.jpg)
расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)•
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image047.jpg)
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image049.jpg)
предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)•
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image051.jpg)
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image053.jpg)
фобия утраты ребенка (шкала ФУГ )
неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)•
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image055.jpg)
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image057.jpg)
сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкалы ПЖК и ПМК)
вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК)
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания (таблица 2 ).
Классификация типов негармоничного воспитания
Таблица 2
Тип воспитания | Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Протекция | Уровень протекции | Полнота удовлетворения потребностей | Степень предъяв- ления требований |
Степень запретов | Стро- гость санкции |
![]() |
с | ||||
Потворствую цая гиперпротекция | |||||
Доминирующая гиперпротекция | -4- | ||||
Повышенная моральная ответственность |
|||||
Эмоционал ьное отвержение | -4- | ||||
Жестокое обращение | |||||
Гипопротекция |
Многофакторный личностный опросник
Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Н. Б. Кеттеллом и Н В. Коаном [23]. Содержит l2 шкал для измерения степени выраженности черт личности
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image061.jpg)
Фактор А
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image063.jpg)
Фактор В
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image065.jpg)
Фактор С
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image067.jpg)
Фактор Д
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image069.jpg)
Фактор Е — настойчивость, напористость (+) покорность, зависимость
Фактор F — беспечность (+) — озабоченность (-).
Фактор СЈ — высокая совестливость — недобросовестность (-).
Фактор — смелость (+) — робость (-).
Фактор — мягкосердечность, нежность (+) — суровость, жестокость (-). Фактор О
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image071.jpg)
Фактор (03
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image073.jpg)
Фактор
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image075.jpg)
Тестирование проводилось отдельно для мальчиков и девочек
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image077.jpg)
2.3 Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Цель исследования изучение уровня тревожности и ее характера![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image079.jpg)
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image081.jpg)
Тестирование проводилось групповое
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image083.jpg)
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста это проявление тревожности. Если число несовпадении больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% - о высокой тревожности ребенка
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image085.jpg)
Аналогично определяется уровень тревожности по каждому из восьми факторов
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image087.jpg)
2.4 Экспертная оценка
Экспертами были учитель данного класса и воспитатель группы продленного дня. Необходимо было проранжировать всех детей по одному вопросу: «Отношение родителей к учебной деятельности».Методы обработки
![](file:///C:/Users/0054~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image089.jpg)
1 . Параметрический ькритерий Стьюдента.
2. Корреляционный анализ.
Данные исследования обрабатывались в компьютерном центре психологопедагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена с помощью программы STATlSTlCA 8.0.