Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация и методы исследования стилей семейного
воспитания и личности младшего школьного школьника

Вольф Татьяна Степановна
1. ИССЛЕДУЕМАЯ ВЫБОРКА
Объектом исследования были 29 учащихся 3 класса общеобразовательной школы № 158 Калининского района и их мамы
Трехлетняя работа в данном классе позволила всесторонне изучить личностные особенности учащихся, их взаимоотношения с родителями и отношение родителей к школе.
В классе обучается 1 .3 девочек и 16 мальчиков. Возрастной диапазон детей 9.5-l0 лет. В исследовании приняли участие только желающие и
большинство детей заинтересовались результатами и их интерпретацией
Для родителей было проведено родительское собрание, на котором было подробно рассказано о целях и задачах данной работы Анализ состава семей исследуемой группы
а)по количеству детей в семье
6)  по количеству взрослых членов семьи
2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании были использованы методы включенного наблюдения беседы с детьми и их родителями, экспертная оценка, тестирование.
Само же тестирование проводилось в три этапа
 
Были использованы следующие методики

2.1 Опросник АСВ

            Опросник АСВ                Анализ семейного воспитания Э Г. Эйдемиллер
В Юстицкис [27]
В опроснике диагностируются следующие нарушения семейного воспитания.
1. Уровень протекции сколько сил и      времени уделяют родители воспитанию ребенка.
гиперпротекция (чрезмерная) шкала Г гипопротекция (недостаточная) шкала Г-
П. Степень удовлетворения потребностей в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально бытовых, так и духовных
  потворствование     шкала У +
игнорирование потребностей ребенкашкала У-
Ш. Уровень требовательности к ребенку в семье
Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний (шкала
 Неустойчивость стиля воспитания резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство — шкала ll
Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка, Это может выражаться в следующем  
расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)•
 предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)•  воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН)
фобия утраты ребенка (шкала ФУГ )
неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)•  
сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкалы ПЖК и ПМК)
вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК)
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания (таблица 2 ).
Классификация типов негармоничного воспитания
Таблица 2
Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
Протекция Уровень протекции Полнота удовлетворения потребностей Степень предъяв-
ления требований
Степень запретов Стро-
гость санкции
      с
Потворствую цая гиперпротекция          
Доминирующая гиперпротекция       -4-  
Повышенная
моральная ответственность
         
Эмоционал ьное отвержение     -4-    
Жестокое обращение          
Гипопротекция          
 
 Многофакторный  личностный опросник
Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Н. Б. Кеттеллом и Н В. Коаном [23]. Содержит l2 шкал для измерения степени выраженности черт личности
Фактор Адоброта, сердечность (+) — обособленность, отчужденность (-).
Фактор В умный (+) — глупый (-).
Фактор С  эмоциональная устойчивость (+) — неустойчивость (-).
Фактор Д беспокойство (+) — уравновешенность (-).
          Фактор Е — настойчивость, напористость (+)       покорность, зависимость
Фактор F — беспечность (+) — озабоченность (-).
Фактор СЈ — высокая совестливость — недобросовестность (-).
Фактор — смелость (+) — робость (-).
Фактор — мягкосердечность, нежность (+) — суровость, жестокость (-). Фактор О  склонность к чувству вины (+) — самоуверенность, уверенная адекватность (-).
Фактор (03  высокий самоконтроль поведения (+) — низки самоконтроль поведения (-).
Факторнапряженность (+) — расслабленность (-).
Тестирование проводилось отдельно для мальчиков и девочек

2.3 Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной  тревожности  Филлипса

Цель исследования изучение уровня тревожности и ее характера связанной со школой у детей младшего и среднего ШКОЛЬНОГО возраста. Тест состоит из 58 вопросов
Тестирование проводилось групповое
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста это проявление тревожности. Если число несовпадении больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% - о высокой тревожности ребенка
Аналогично определяется уровень тревожности по каждому из восьми факторов

2.4 Экспертная оценка

Экспертами были учитель данного класса и воспитатель группы продленного дня. Необходимо было проранжировать всех детей по одному вопросу: «Отношение родителей к учебной деятельности».
Методы обработки
1 . Параметрический  ькритерий Стьюдента.
2. Корреляционный анализ.
Данные исследования обрабатывались в компьютерном центре психологопедагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена с помощью программы STATlSTlCA 8.0.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»