Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Факторы, влияющие на школьную успеваемость

Смирнова Ирина Сергеевна
Одной из вечных проблем является проблема школьной успеваемости. Родители стремятся дать своим детям хорошее образование, воспринимая его как гарантию успешности их дальнейшей жизни. Успех или неудачи учеников воспринимаются педагогом как личные победы или поражения.
В настоящее время растет число всевозможных образовательных и «развивающих» программ и учреждений для детей самого разного возраста. Тревога родителей превращает ребенка в объект, в который нужно загрузить много-много знаний и умений, и никто не думает о том, что ребенок рождается не для того, чтобы быть отличником, а для того, чтобы проживать свою собственную жизнь. Результат оказывается обратным – растет число неуспевающих детей.
Соответственно возникает вопрос, что же такое успешное обучение и как его осуществить. Современная педагогика переориентировалась на обучение детей учиться, на развитие их способностей, на социальную адаптацию. Для достижения поставленных задач, прежде всего, необходимо разобраться какие факторы влияют на успешность обучения, при каких обстоятельствах у ребенка могут возникнуть трудности в освоении школьной программы и как их преодолеть.
Успеваемость понимается как степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Для удобства успеваемость выражается в оценочных баллах по каждому конкретному предмету и циклу  предметов в целом.
С проблемой школьной неуспеваемости сталкивается каждый педагог. Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в физическом и психологическом развитии. Для эффективного решения проблемы школьной неуспеваемости необходимы знания причин и комплекса мер по их преодолению.
Успешность обучения зависит от трех основных факторов: психофизическое развитие ребенка, семейная обстановка, в которой живет и развивается ребенок, дидактико-методические требования, предъявляемые к ребенку в школе.
Объемы материала, формы преподавания материала, методы контроля и критерии оценки должны отбираться в соответствие с возрастными возможностями ребенка. То есть, педагог должен ориентироваться на знания возрастной психологии о степени развития процессов внимания, восприятия, мышления, памяти, а также физических особенностях организма каждого конкретного возраста ребенка. Процесс обучения строится на основе этих знаний с перспективой развития детских психофизических возможностей. Успех обучения зависит от строгого соблюдения данных возрастных норм, а также их коррекции при необходимости в индивидуальных случаях.
Не менее важен социальный уровень среды, т.е. семья, в которой воспитывается ребенок. Общий культурный уровень семьи, способы проведения общесемейного досуга, сплоченность семьи и ее численность закладывают основы для развития ребенка, формируют его кругозор, стремление к познанию окружающего мира. Можно учесть и условия, предоставляемые школой, то есть, квалификацию педагогов, осуществляющих учебную и воспитательную работу, оборудованность учебного пространства, наполняемость классов.
Дидактико-методические требования, предъявляемые к учащимся, напрямую зависят от двух вышеперечисленных факторов. Осуществление процесса обучения и воспитания требует от педагогов больших объемов знаний из разных областей, в том числе педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, методики, физиологии, а также непрерывной работы по саморазвитию и самообучению.
Таким образом, на успешность обучения влияет не только мастерство педагогов, внешние бытовые условия, но и жизнь ребенка вне школы, воспитание и развитие его личности в кругу семьи, формирование процессов внутренней мотивации.
Педагогическая наука разработала систему показателей успеваемости.
Для успешного освоения школьной программы ученики должны научиться делать опосредованные выводы и комбинировать полученные знания. В процессе обучения необходимо овладеть умениями и навыками самостоятельно добывать новые знания.
Имеющиеся знания, умения и навыки ученики должны уметь применять в иных условиях, то есть действовать не по заложенному шаблону, а применять творческий подход к решению поставленных задач.
Таким образом, успешным учеником можно назвать ребенка, который, руководствуясь внутренней мотивацией, стремится к самостоятельному приобретению и осмыслению теоретических знаний, осваивает на их основе практические навыки и умения, формирует собственное мнение на основе сделанных им выводов, способен к анализу своих достижений. Важным критерием успеваемости обязательно является творческий подход, так как именно способность к творчеству говорит об овладении всеми вышеперечисленными умениями и навыками и о сформированности активной личности ребенка.
Отправной точкой в обучении ребенка являются его когнитивные способности. Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. К когнитивным способностям относятся внимание (поддержание обязательного для познания уровня психической активности), восприятие (построение образов и представления о чем-либо на основе полученной информации), гнозис (способность опознания сформированных образов), память (способность сохранения и впоследствии воспроизведения полученной информации), интеллект (анализ, оценка, обобщение накопленной информации, решение тех или иных задач), речь (способность общения, используя символическую знаковую систему, такую как язык), праксис (способность формирования и включения в деятельность двигательных навыков, а так же построение, заучивание и автоматизация последовательности движений).
Все когнитивные способности напрямую связываются с деятельностью головного мозга человека и зависят от состояния организма в целом. Чем больше они развиты, тем больше возможности получения, анализа и синтеза информации, тем больше видит и понимает человек в окружающем его мире и в самом себе. Когнитивные способности развиваются естественным путем в процессе созревания структур головного мозга, однако большую роль в этом процессе играет воспитание и обучение. Таким образом, задачей современной педагогической деятельности является не передача ученику определенного объема устоявшейся информации, а развитие его когнитивных способностей. В результате чего ребенок получает навыки саморазвития, умения применять на практике полученные знания.
Несоответствие педагогических требований уровню развития когнитивных способностей ученика приводит к неуспеваемости последнего.
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты.
Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д. Владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку на начальном этапе усвоение школьной программы. Однако одной педагогической готовности не достаточно для осуществления ребенком успешного обучения. Речь идет о соответствующем уровне психологической готовности ученика к школе, включающей в себя личностную готовность, волевую готовность и интеллектуальную готовность.
Показателем личностной готовности является сформированность потребности ребенка стать учеником. На первых порах эта потребность носит поверхностный характер, то есть ребенка привлекает внешняя сторона школьной жизни как нечто новое в его жизни. Позже, при квалифицированной работе педагогов, внешняя мотивация переходит во внутреннюю, то есть появляется желание учиться. Для этого ребенок должен быть готов к построению нового типа отношений с педагогом, при котором учитель воспринимается как непререкаемый авторитет, его требования выполняются, к критике относятся без выражаемых эмоциональных переживаний, ошибки, указанные педагогом, исправляются. 
Другим аспектом личностной готовности ребенка к школе является способность вступать в отношения со сверстниками с целью осуществления совместной учебной деятельности.
Волевая готовность заключается в способности подчиняться правилам поведения в школе и на уроке, выполнять требования педагогов.
Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, познавательных интересов, стремления узнавать что-то новое.
Психологическая готовность к школе является итогом полноценно пройденного дошкольного этапа жизни ребенка. Задача педагога и психолога совместными усилиями выявлять уровни педагогической и психологической готовности ребенка в школе и, исходя из полученных результатов, подбирать методики для работы с каждым учеником.
На данный момент широкое распространение получают так называемые методики раннего развития детей. Происходит замена деятельности, органически свойственной ребенку-дошкольнику, на изучение знаковых систем, таких как чтение, счет, письмо, языки. В итоге ребенок оказывается не готовым к успешной учебной деятельности, так как искусственно был прерван процесс естественного формирования психологических предпосылок дальнейшего обучения в рамках школьного образования.
Сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей, так как именно в это время будут наилучшим образом формироваться психологические и поведенческие свойства – развитие памяти, мышления, внимания, волевых качеств и др.
Я.А. Коменский первым начал настаивать на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития.
Младший школьный возраст является сензитивным:
- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее.
Причины неуспеваемости могут заключаться в неблагополучии социальной среды, в которой пребывает ребенок, ограниченностью его когнитивных способностей, несоответствии предъявляемых к ученику требований уровню его развития. Как правило, речь идет о комплексе причин, так как все вышеперечисленное тесно переплетается друг с другом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»