Методическая разработка
Одаренность. Одаренные дети
Кулакова Татьяна Викторовна,
учитель химии ГБОУ СОШ № 512
Невского района Санкт-Петербурга
Постановка проблемы и ее актуальность:учитель химии ГБОУ СОШ № 512
Невского района Санкт-Петербурга
потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно, в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Все учителя сталкиваются с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно, именно, в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Могут быть выделены следующие виды одаренности:
•В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
•В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
• В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
• актуальную одаренность;
• потенциальную одаренность (2)
При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу:
- работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОДАРЕННОСТИ:
1. Создать систему выявления ОД
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки;
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
— выставка творческих работ и т.д.
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах …
4. Общеразвивающие мероприятия:
— традиционные мероприятия в школе;
— предметные декады.(1)
Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.
Итак, каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача учителя состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.
Поэтому, к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”
Литература:
1 Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одаренный ребенок. - 2011. - № 1.
2 Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одаренный ребенок. - 2011. - № 2.