Особенности формирования навыков бесконфликтного
взаимодействия у детей в коррекционной школе
Голубева Алёна Андреевна
Социализация ребенка осуществляется в игре, как ведущей деятельности данного возрастного периода. Степень социализации личности во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях, является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе.В ходе социализации ребенок усваивает навыки, мотивы, поведение, нормы и ценности. В то же время, сегодня процесс социализации детей школьного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений школьников, обеднение сюжетов игр и тематики. Решение этих проблем и, дальнейшее развитие отечественной системы школьного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации школьников.
Объектом проводимого исследования являются дети школьного возраста, предметом – игровая деятельность, компоненты социализации. Цель исследования состоит в выявлении влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей.
Анализ проблемы социализации детей в игровой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях позволяет определить ее как сложное структурное образование, отражающее потребности личности в общественно значимом изменении и преобразовании самого себя и окружающей действительности.
Современные психолого-педагогические исследования рассматривают процесс социализации ребенка в аспекте взаимодействия между школьным возрастом и взрослыми, предполагающего активность собственной позиции ребенка в процессе его приобщения к социально-историческому опыту. Содержательными компонентами социализации, формирование которых происходит в период раннего обучения, являются первичные представления о государстве, о мире взрослых, семье, об обществе; моральные категории.
Понимаемая как воображаемая ситуация, игра, в которой осуществляется реализация нереализуемых в настоящее время желаний ее субъекта, определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, порождает высококачественные перемены в нервной системе. Она так же оказывает положительное влияние на все направления развития ребенка, в том числе и на процесс социализации.
В ходе проведенного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста. С целью ее проверки проведено исследование, в котором составили участие 50 детей.
В качестве содержательных компонентов социализации, диагностированных на констатирующем и контрольном этапах исследования, были выбраны первичные представления детей о правилах поведения в обществе; первичные представления детей о государстве и принадлежности к нему; первичные представления школьников о мире взрослых. Их изучение проводилось с использованием программы наблюдения за культурой поведения ребенка, беседы «Что ты знаешь о своем городе?», теста «Знаешь ли ты профессии?».
На констатирующем этапе исследования обнаружилось, что высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 24% школьников, средний – для 42%, низкий – для 34% детей. Высокий уровень первичных представлений о государстве и принадлежности к нему имеют 30% школьников, средний уровень – 70% детей. Высокий уровень сформированности первичных представлений о мире взрослых характерен для 26% детей, средний – для 50%, низкий – для 24% школьников.
На контрольном этапе исследования высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 36% школьников (на 12% больше), средний – для 48% (на 6% больше), низкий – для 16% школьников (на 18% меньше). Высокий уровень представлений о государстве и принадлежности к нему имеют теперь 48% школьников (на 18% больше), средний – 52% детей (на 18% меньше). Высокий уровень сформированности представлений о мире взрослых характерен для 48% детей (на 22% больше), средний – для 44% (на 6% меньше), низкий – для 8% школьников (на 16% меньше).
В данных диагностики различия констатирующего и контрольного этапов по всем трем изученным показателям являются статистически значимыми: игровая деятельность детей способствует усвоению ими представлений о правилах поведения в обществе. В процессе совместной игры школьникам приходится договариваться о ее теме и сюжете, соблюдать установленные правила распределять роли. Это все оказывается невозможным без соблюдения правил общения между людьми. Содержание игровой деятельности формирует культуру диалога, учит, как правильно вести себя в различных ситуациях, обучает детей вежливости,
Ребенок в игровой деятельности узнает много нового об социальной его окружающей действительности, игры обогащают знания и представления школьников о политическом устройстве страны, государственной символике. Игровая деятельность детей способствует вхождению ребенка в мир профессиональных отношений. Принимая в ходе ролевой игры роль представителя той или иной профессии, ребенок больше узнает о ее содержании, учится видеть сходства и различия между профессиями.
Большие изменения в уровне социализации школьников были достигнуты на формирующем этапе исследования в рамках специально организованной программы, целью которой стало создание условий для повышения уровня содержательных компонентов социализации детей в игровой деятельности. Программа предусматривала использование сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных, дидактических игр, проводившихся ежедневно в течение трех месяцев.
В процессе работы в коррекционной школе у детей происходило формирование представлений о культуре поведения, о необходимости внимательно слушать партнера по коммуникации, аргументировать свою позицию спокойно, без агрессии (театрализованные игры «Страна вежливости», «Репка», «Путешествие по сказкам», сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», народные игры «У медведя во бору»,», «Хитрый заяц», дидактические игры «В зимнем лесу», «Составь рассказ по картинке» и другие); о государстве и родном городе, памятных событиях в истории страны и малой родины, знаменитых людях, улицах города (дидактические игры «Мой родной город», «Дом, в котором…», «Символы России», «На городских улицах», сюжетно-ролевые игры «Музей», «Библиотека» и другие); о мире взрослых, профессиях, содержании трудовой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «ГИБДД», «Служба спасения», дидактические игры «Профессии», «Кто что делает?» и другие).
Вследствие этого, игровая деятельность обеспечивает детям возможность усвоить основные культурные ценности, стать полноценными членами общества. Программа поспособствовала повышению у школьников уровня знаний об основных содержательных компонентах, связанных со сферой общественной жизни, системой социальных отношений, правилах и нормах социально-культурной среды.
Список используемой литературы:
- Павельева Е.А. Изучение уровня развития патриотических представлений у детей старшего школьного возраста
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей школьного возраста. – Пермь: ПГПУ, 2002. – 115 с.
- С.А. Серпокрылова. Тест «Знаешь ли ты профессии?»
- Смирнова Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. - № 5. – С. 62 – 63.
- Диянкова В.О. Социализация школьника // Аллея науки. – 2018. - №6. – С. 993 – 996.
- А.М. Щетинина. Программа наблюдения за культурой поведения ребенка
- Попова А.Д. Социализация детей старшего школьного возраста в игровой деятельности // Молодой ученый. – 2015. - № 1. – С. 477 – 479.