Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изобразительная деятельность - жизненный ресурс
в преодолении критической ситуации подростком

Тендитная Ирина Александровна
ГОУ Школа-интернат № 68
для детей, нуждающихся в длительном
лечении Санкт-Петербурга


 


 


 


 


 


 


 

Цикл интегрированных уроков с применением арт-терапевтических методов в работе с обучающимися основного звена

( ИЗО и психологическая компетентность подростков; 6 класс)

Тема: Изобразительная деятельность - жизненный ресурс в преодолении критической ситуации подростком


 


 

Выполнили:

Боева Л.Н.,

учитель ИЗО и черчения

Тендитная И.А.,

педагог-психолог


 


 


 


 


 


 

Санкт-Петербург

г. Павловск 2016 г.

Тема: Изобразительная деятельность - жизненный ресурс в преодолении критической ситуации подростком.

Тип проведения занятия: Арт-терапевтическое занятие (2-ая часть цикла и 2-ая, данного занятия)

Задачи:

  • Создать психологически комфортные условия для проведения занятия, эмоциональный разогрев обучающихся;

  • Способствовать развитию и поддержанию интереса к изучению красоты и силы природы, эстетическому и эмоциональному развитию;

  • Активизировать мыслительные процессы обучающихся – рассуждение, память, анализ, синтез и творческие механизмы;

  • Предоставить возможность для адекватной формы самовыражения эмоций и чувств подростков, а также, осознания подлинности проявления эмоций в той или иной жизненной ситуации через выполнение личных работ по теме: «Гнев природы»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Усвоение значения соотнесения пропорций при выстраивании композиции, использования определенных оттенков для выражения чувств;

  • Наблюдение и фиксирование переживаемых эмоций при воздействии выполняемого рисунка на подростка в ходе выполнения личной работы;

  • Индивидуальный результат — выплеск творческой экспрессии и отработка навыков осмысления личных переживаемых эмоций под воздействием предложенной темы;

  • Групповой результат — оформление площадки для рассмотрения работ учащимися;

  • Активное участие подростков в обсуждении, развитие навыков рефлексивного поведения и формирование позитивной самооценки.

Мета предметные:

  • Дифференциация объема полученных знаний и умений на усвоенные, а также, определение круга неизвестных понятий, знаний, умений;

  • Расширение кругозора, общей осведомленности и повышение уровня культуры, психологической компетенции по вопросам коммуникации и само регуляции, эмоционального развития;

  • Использование ИКТ для информирования обучающихся на протяжении цикла занятий

Личностные:

  • Осознание значения и влияния переживаемых эмоций человеком на его жизненную позицию;

  • Отработка и закрепление навыков изобразительной деятельности;

  • Осознание важности переживаемых личностью эмоций, их влияния на поступки людей, формирование готовности к защите и борьбе за свою жизнь, осмысление жизни как наиглавнейшей ценности для человека;

  • Оптимизация отношений во взаимодействии коллектива группы подростков и формирование позитивной самооценки.

Меж предметные связи: ИЗО, психология, ОБЖ, информатика, музыка

Ресурсы урока: Рабочая программа, презентация видов стихий и их воздействия на человека, принадлежности для изобразительной деятельности, записи музыкальных классических произведений.

Ход урока

Содержание деятельности педагогов:

  • Приветствие и эмоциональный разогрев группы, актуализация необходимых знаний для погружения в творческий процесс;

  • Обсуждение вопросов, позволяющих сформулировать тему урока группе учащихся самостоятельно;

  • Просмотр презентации воздействия природных стихий на человека;

  • Разъяснение алгоритма выполнения задания;

  • Предоставление возможности осмысления и обсуждения учащимися эмоций по второй работе - «Гнев стихии» и рефлексия

Мотивация познавательной деятельности.

Содержание деятельности педагогов:

  • Создание комфортной образовательной среды, позволяющей проявить творческие способности, концентрацию внимания, заинтересованность в предложенном материале и готовности к анализу собственной деятельности;

  • Постановка вопросов для обсуждения и оценки восприятия и закрепления ранее изученного материала, выражения личной позиции и использование ИКТ для просмотра видов природы, проявления стихий, формирования адекватных эмоций;

  • Содействие эмоциональному выплеску подростков в адекватной форме и информирование о способах проведения свободного времени с целью развития своих личностных способностей и организации досуговой деятельности, заботе о состоянии своего физического и душевного здоровья.

Содержание деятельности обучающихся:

  • Индивидуальная работа каждого члена коллектива подростков, развитие коммуникативных и регулятивных навыков, выполнение задач самоанализа деятельности, установления зависимости распределения композиционных объектов от освещения, времени года и суток, использования приемов и способов выполнения композиции, позитивного воздействия природы на человека;

  • Возможность для индивидуального самовыражения через осмысление материала и готовности к представлению своей работы (комментарий);

  • Реагирование на новую информацию – развитие образного мышления, осмысление значения и эмоциональное восприятие.

Организация познавательной деятельности.

Содержание деятельности педагогов:

  • Предложение активизировать память для фиксирования в воображении экспонатов музея (картин художников), как примера для вдохновения при создании своей работы о природной стихии, которая вызывает негативные эмоции у каждого;

  • Постановка вопросов для обсуждения с обучающимися о формировании композиции, решении использования приемов и способов в творческой работе;

  • Создание условий для эмоциональной поддержки группы подростков и снижения проявления возможной утомляемости и гармонизации внутреннего состояния через выполнение упражнений легкой физической разминки для снятия возможного переутомления), прослушивание классических музыкальных произведений (Вивальди, Баха, Шопена, Бизе -Щедрина)

Содержание деятельности обучающихся:

  • Ознакомление с материалом презентации, анализ и обобщение знаний по оформлению художественной композиции;

  • Расширение знаний о проявлении и переживании разных эмоций, гармонизация личного внутреннего состояния,

  • Выполнение и подготовка к предоставлению личной работы через составление комментария

Подведение итогов.

Содержание деятельности педагогов:

  • Предложение предоставления результата работы и ее личная оценка;

  • Предложение выразить свое эмоциональное отношение к пройденному материалу и выполненной работе;

  • Оценить свою деятельность во время занятия;

Содержание деятельности обучающихся:

  • Краткий комментарий о композиции;

  • Анализ индивидуальной деятельности в предложенной форме и высказывания участников о личном значении проведенного занятия, отработка навыков рефлексивного поведения.


 

Схема самоанализа работы учащегося на уроке 27.04.16г.

__________________________________________ (Фамилия, имя, класс)

по теме: Изобразительная деятельность - жизненный ресурс в преодолении критической ситуации подростком. тип проведения занятия: Арт-терапевтическое занятие

Достижения

Сложности

Эмоции и предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Николай Рубцов

Шторм

Нарастали волны громовые,

Сразу душно стало в рубке тесной:

В сильный шторм, попал матрос впервые,

Заболел матрос морской болезнью,

Перенесть труднее, чем горячку,

Этот вид болезни. И встревоженно

Старшина сказал ему: «На качку

Обращать вниманья не положено!»

Про себя ругая шквальный ветер,

Скрыл матрос свое недомоганье

И, собравшись с силами, ответил:

«Есть, не обращать вниманья!»

И, конечно, выполнил задачу,

Хоть болезнь совсем его измучила.

Верно говорят: «Моряк не плачет!»

Не было еще такого случая.


 

Николай Рубцов

Море море

Эх ты, море штормовое!

Как увижу я волны вокруг,

В сердце, что-то проснется такое, Что словами не выразишь вдруг.

Больно мне, если слышится рядом

Слабый плач

перепуганных птиц.

Но люблю я горящие

взгляды,

Озаренность взволнованных лиц.

Я труду научился на флоте,

И теперь на любом берегу

Без большого размаха в работе

Я, наверное, жить не смогу…

Нет, не верю я выдумкам ложным,

Будто скучно на Севере жить.

Я в другом убежден:

Невозможно

Героический край не любить!

Николай Рубцов

Гроза

Поток вскипел и как-то сразу прибыл!

По небесам, сверкая там и тут,

Гремело так, что каменные глыбы

Вот-вот, казалось с неба упадут!

И вдруг я встретил рухнувшие липы,

Как будто, хоть не видел их никто,

И впрямь упали каменные глыбы

И сокрушили липы ... А за что?

Николай Рубцов

Седьмые сутки дождь не умолкает.

И некому его остановить … …


 

… Неделю льет. Вторую льет … Картина

Такая — мы не видели грустней!

Безжизненная водная равнина.

И небо беспросветное над ней.

На кладбище затоплены могилы,

Видны еще оградные столбы,

Ворочаются, словно крокодилы,

Меж зарослей затопленных гробы,

Ломаются, всплывая, и в потемки

Под резким не слабеющим дождем

Уносятся ужасные обломки

И долго вспоминаются потом …

Холмы и рощи стали островами.

И счастье, что деревни на холмах.

И мужики, качая головами,

Перекликаясь редкими словами,

Когда на лодках двигались впотьмах,

И на детей покрикивали строго, спасали скот, спасали каждый дом

И глухо говорили: - Слава богу!

Слабеет дождь … Вот-вот … Еще немного …

И все пойдет обычным чередом.

Николай Рубцов

Ночь я видел:

Ломались березы!

Видел: метались цветы!

Гром, рассылающий

Гибель и слезы,

Всех настигал с высоты!

Как это странно

И все-таки мудро:

Гром роковой перенесть,

Чтоб удивительно

Светлое утро

Встретить, как светлую весть!

Вспыхнул светящийся

Солнечный веер,

Дышат нектаром цветы, Влагой рассеянной

Озеро веет,

Полное чистой воды!

Тема: Изобразительная деятельность - жизненный ресурс в преодолении критической ситуации подростком.

Тип проведения занятия: Интегрированное арт-терапевтическое занятие (3-я часть цикла)

Задачи:

  • Создать психологически комфортные условия для проведения занятия, эмоциональный разогрев обучающихся;

  • Способствовать развитию и поддержанию интереса к изучению красоты и силы природы, эстетическому и эмоциональному развитию;

  • Активизировать мыслительные процессы обучающихся – рассуждение, память, анализ, синтез и творческие механизмы;

  • Предоставить возможность для адекватной формы самовыражения эмоций и чувств подростков, содействовать проявлению самостоятельной творческой активности, экспрессивности, а также, осознанию ресурса жизненных сил в творчестве (изобразительная деятельность на практике и поэзия)

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Усвоение значения соотнесения пропорций при выстраивании композиции, использования определенных оттенков для выражения чувств;

  • Наблюдение и фиксирование переживаемых эмоций при воздействии выполняемого рисунка на подростка в ходе выполнения индивидуальной работы;

  • Индивидуальный результат — выплеск творческой экспрессии и отработка навыков осмысления личных переживаемых эмоций под воздействием предложенной темы, поиск ресурса жизненных сил;

  • Групповой результат — оформление площадки для рассмотрения работ учащимися;

  • Активное участие подростков в обсуждении, развитие навыков рефлексивного поведения и формирование позитивной самооценки.

Мета предметные:

  • Дифференциация объема полученных знаний и умений на усвоенные, а также, определение круга неизвестных понятий, знаний, умений;

  • Расширение кругозора, общей осведомленности и повышение уровня культуры, психологической компетенции по вопросам коммуникации и само регуляции, эмоционального развития;

  • Использование ИКТ для информирования обучающихся на протяжении цикла занятий, воздействие литературных произведений на личность обучающихся.

Личностные:

  • Осознание значения и влияния переживаемых эмоций человеком на его жизненную позицию;

  • Отработка и закрепление навыков изобразительной деятельности;

  • Осознание важности переживаемых личностью эмоций, их влияния на поступки людей, формирование готовности к защите и борьбе за свою жизнь, осмыслению жизни как наиглавнейшей ценности для человека;

  • Оптимизация отношений во взаимодействии коллектива группы подростков и формирование позитивной самооценки.

Меж предметные связи: ИЗО, психология, ОБЖ, информатика, музыка, литература.

Ресурсы урока: Рабочая программа, презентация - «Экскурсия по Русскому Музею», принадлежности для изобразительной деятельности, записи музыкальных классических произведений, стихи Н. Рубцова, книги: «Шедевры Русской живописи», «Н. Рубцов»

Ход урока

Содержание деятельности педагогов:

  • Приветствие и эмоциональный разогрев группы, актуализация необходимых знаний для погружения в творческий процесс;

  • Обсуждение вопросов, позволяющих сформулировать тему урока группе учащимися самостоятельно;

  • Просмотр презентации о посещении музея и воздействии экспонатов воздействия художественных полотен на подростков;

  • Разъяснение алгоритма выполнения задания и содействие обучающимся в работе — эмоциональная и консультативная помощь;

  • Предоставление возможности осмысления и обсуждения учащимися эмоций по работе и рефлексия

Мотивация познавательной деятельности.

Содержание деятельности педагогов:

  • Создание комфортной образовательной среды, позволяющей проявить творческие способности, концентрацию внимания, заинтересованность в предложенном материале и готовности к анализу собственной деятельности;

  • Постановка вопросов для обсуждения и оценки восприятия и закрепления ранее изученного материала, выражения личной позиции и использование ИКТ для просмотра музейных экспонатов, формирования адекватных эмоций;

  • Содействие эмоциональному выплеску подростков в адекватной форме и информирование о способах проведения свободного времени с целью развития своих личностных способностей и организации досуговой деятельности, заботе о состоянии своего физического и душевного здоровья.

Содержание деятельности обучающихся:

  • Индивидуальная работа каждого члена коллектива подростков, развитие коммуникативных и регулятивных навыков, выполнение задач самоанализа деятельности, установления зависимости распределения композиционных объектов от освещения, времени года и суток, использования приемов и способов выполнения композиции, позитивного воздействия природы и жизненных обстоятельств на человека;

  • Возможность для индивидуального самовыражения через осмысление материала и готовности к представлению своей работы (комментарий);

  • Реагирование на новую информацию – развитие образного мышления, осмысление значения и эмоциональное восприятие.

Организация познавательной деятельности.

Содержание деятельности педагогов:

  • Предложение активизировать память для фиксирования в воображении экспонатов музея (катин художников), как примера для вдохновения при создании своей работы о природной стихии, которая вызывает позитивные и негативные эмоции у каждого;

  • Постановка вопросов для обсуждения с обучающимися о формировании композиции, решении использования приемов и способов в творческой работе;

  • Создание условий для эмоциональной поддержки группы подростков и снижения проявления возможной утомляемости и гармонизации внутреннего состояния через выполнение упражнений легкой физической разминки для снятия возможного переутомления), прослушивание классических музыкальных произведений (Таривердиева, Шопена, Бизе -Щедрина)

Содержание деятельности обучающихся:

  • Ознакомление с материалом презентации, анализ и обобщение знаний по оформлению художественной композиции;

  • Расширение знаний о проявлении и переживании разных эмоций, гармонизация личного внутреннего состояния,

  • Выполнение и подготовка к предоставлению личной работы через составление комментария

Подведение итогов.

Содержание деятельности педагогов:

  • Предложение предоставления результата работы и ее личная оценка;

  • Предложение выразить свое эмоциональное отношение к пройденному материалу и выполненной работе;

  • Оценить свою деятельность во время занятия;

Содержание деятельности обучающихся:

  • Краткий комментарий о композиции;

  • Анализ индивидуальной деятельности в предложенной форме и высказывания участников о личном значении проведенного занятия, отработка навыков рефлексивного поведения.


 


 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»