Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нарушение развития школьных навыков:
причины, последствия, профилактика

Чеусова Анна Васильевна,
педагог-психолог ГБУ ДО ЦППС
Кировского района Санкт-Петербурга

Среди обращений родителей к психологу младших школьников в центр психолого-педагогического сопровождения наибольший процент обращений связан с трудностями развития школьных навыков. К большому сожалению обращения происходят уже в тот момент, когда школьная успеваемость по таким предметам как русский язык, чтение, математика оценивается педагогами как не усвоение программы. Причины по которым родители своевременно не обнаружили трудности и не обратились за помощью специалистов очень разные и освещение этого вопроса не является целью данной статьи. Однако одна из причин это отсутствие информации по данной проблеме. Еще раз осветить тему связанную с нарушениями развития школьных навыков мы считаем необходимым.

В отличие от большинства физических нарушений, нарушение способности к обучению — скрытая трудность, которую трудно обнаружить у маленьких детей. Но в дошкольный период наблюдая деятельность ребенка в ОУ и дома можно прогнозировать возможные нарушения в школьный период и своевременно оказать помощь ребенку.

Другая существенная трудность таких детей связана с нежеланием других людей понять, что их проблемы так же серьезны, как и явные физические недостатки. Часто проявляемые трудности в школе могут не только препятствовать обучению чтению, письму или математике, но также в будущем влиять и на многие другие стороны жизни — работу, повседневные дела, отношения с близкими и друзьями.

Данные трудности влияют на то, как люди с нормальным развитым интеллектом воспринимают информацию, запоминают ее и выражают свои мысли. Эти проблемы не включает в себя проблемы, обусловленные первоначально зрительными, слуховыми или двигательными нарушениями, задержкой умственного развития, нарушением в эмоциональной сфере или внешними факторами. Оговоримся, что нарушения, связанные с эмоциональной или социальной сферой, или другая дезадаптация могут возникнуть в связи с проблемами в обучении. Но они не относятся к нарушению способности к обучению.

Понятие нарушение развития школьных навыков определяет специфические проблемы:

- расстройство навыков чтения (дислексия),

- расстройство навыков счета, т. е. умение считать,

- расстройство навыков письма.

Важное пояснение: эти навыки по тестовым результатам (педагогическим, логопедическим, психологическим), существенно ниже, чем у детей с нормальным интеллектом и способностью к обучению.

Иными словами, развитие навыков чтения, письма и счета является не соответствующими требованиям, которые предъявляет школа.

Именно поэтому, родителям и педагогам необходимо признать и принять, что:

- поскольку каждый ребенок действительно уникален, школьные навыки у детей различны, поэтому для успешной деятельности необходим индивидуальный подход к обучению.

- методы образования должны быть ориентированы отдельно на разных по способностям детей; один и тот же метод не может быть применен ко всем.

- педагогические методики должны развивать имеющиеся у детей другие способности, а не заостряли бы внимание на их недостатках.

- главная роль в оказании помощи детям с нарушениями способности к обучению отводится РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ.

В общих чертах рассмотрим развитие речи у детей:

Сначала малыши прислушиваются к звукам речи своих родителей и скоро начинают общаться при помощи основных жестов и звуков. В течение первого года жизни дети могут узнавать несколько слов и даже создавать новые слова для выражения своих желаний и эмоций. После двух лет развитие языка стремительно прогрессирует.

Взрослые играют важнейшую роль в поощрении развития речи ребенка, способствуют совершенствованию речи. Поэтому разговаривайте с малышами, слушайте из звуки и слова, поддерживайте диалоги, пойте песни им.

Что же такое «язык»?

Язык состоит из фонем. Фонемы являются основными звуками. Они же формируют язык. Когда ребенок постоянно слышит ту или иную фонему, рецепторы уха стимулируют формирование соответствующих связей и передают их в слуховую часть коры головного мозга.

Сформированная, так называемая, карта восприятия представляет собой набор сходных между собой звуков, что помогает ребенку распознавать различные фонемы. Эти карты восприятия у детей формируются быстро.

Уже к первому году жизни карты сформированы, и малыши утрачивают способность различать звуки, не важные для их родного языка.

Благодаря этому малыши могут составлять из звуков слова, и чем больше слов они слышат, тем быстрее изучают язык.

Звуки служат для усиления и расширения нервных связей. И это обеспечивает формирование большего количества слов.

Способствует развитию у детей пространственного мышления и математических способностей игра на музыкальных инструментах.

У всех детей по разному развивается речь: некоторые очень отстают, используя для общения преимущественно жесты или звуки, а не речь. Другие могут нормально развиваться, следовать устным распоряжениям, но при этом имеют затруднения в поиске слов для ясного выражения своих мыслей.

Поскольку развитие речи является показателем общего психического развития, то дети, отстающие в языковом развитии или имеющие серьезную задержку в овладении языком, считаются принадлежащими к группе риска.

Если у ребенка существуют трудности с произнесением звуков (фонологическое расстройство) или нарушением плавности речи (заикание), то они (трудности) могут проявляться при общении (расстройства экспрессивной речи) или же в понимании того, что говорят другие люди.

Эти нарушения могут привести к различным проблемам в обучении.

Уважаемые родители, если Вы заметили какие-то затруднения у Вашего ребенка, из выше перечисленных. получите консультацию учителя-логопеда и невролога.

К семи годам около 80% детей в состоянии дробить слова и слоги на фонемы, но есть и такие, кто не может этого делать. Тогда ребенок может столкнуться с трудностями в овладении навыками чтения. При поступлении в школу ранние языковые проблемы становятся проблемами обучения, так как детям приходится учиться соотносить разговорную речь с письменной.

В процессе чтения тем, кто испытывает существенные трудности при произнесении звуков, очень сложно дифференцировать фонемы, запоминать названия обычных предметов и букв, а также хранить фонологические коды в кратковременной памяти, распознавать фонему и воспроизводить некоторые звуки речи. Большей частью чтение и понимание зависят от скорости и автоматической способности распознавать отдельные слова.

Медлительные и невнимательные дети сталкиваются с очень большими трудностями в понимании прочитанного.

Многие аспекты владения речью, чтением, письмом, счетом, вниманием частично обеспечиваются одними и теми же функциями мозга, то ребенок может страдать не одним из этих нарушений. Эти расстройства, в свою очередь, могут препятствовать развитию основных учебных навыков и в короткое время осложнить ситуацию в школе.

Когда младший школьник затрачивает огромные усилия на обучения, но при этом не получает успеха и похвалы, он может чувствовать себя «не таким как все», «неуспевающим», другие дети могут не желать с ним играть. Ребенок отдаляется от сверстников или становится изгоем. Это может приводить к депрессии и апатии, а вслед за этим целый ряд проблем: неуравновешенность, нарушения поведения.

Необходимо обращать внимание на развитие моторных навыков у детей в период и младенчества, ранний и дошкольный. Задержки в освоении моторных навыков, таких как сидение, ходьба, мелкая моторика руки, а также плохая координация - все это может повлиять на способность ребенка учиться, а также на прогресс дальнейшего развития.

Роль родителей особенно важна — детям просто необходимо чувствовать поддержку и одобрение своих действий, даже если они не эффективны или не точны. Многие из нас забыли об усилиях, которых требовало чтение, особенно вначале. Неудивительно,что поначалу дети читают с трудом и очень медленно, словно они борются со звуками и cо сложными сочетаниями букв.

В дошкольный период дети не так охотно овладевают математическими навыками, в отличие от навыков чтения.

В понятие «арифметические навыки» входит множество навыков:

- распознавание цифр и символов/знаков,

- запоминание действий,

- упорядочивание чисел

- владение абстрактными понятиями, такими как «целое» и «часть».

Некоторыми из этих навыков, а порой и всеми сразу дети с расстройствами развития навыков счета овладевают с трудом.

У детей, страдающих расстройством навыков счета, могут возникать проблемы не только в математике, но и в понимании абстрактных понятий, а также снижение показателей пространственных способностей, нарушение социальных навыков, пространственной ориентации, решения задач, понимания невербальных знаков, таких как язык тела.

Так же как чтение и математика, навыки письма обеспечиваются несколькими связанными друг с другом областями мозга, которые являются ответственными за словарный запас, грамматику, движения руки и память.

У детей с расстройством навыков письма часто возникают проблемы при выполнении заданий, требующих согласованного взаимодействия глаз и руки, хотя в целом у таких детей нормально развиты двигательные функции.

Такие основные когнитивные процессы как планирование, самоконтроль,

самооценка и самосовершенствование могут быть нарушены у детей имеющих

расстройства развития школьных навыков.

Конечно, дети с расстройствами развития школьных навыков часто не знают, каким образом и почему они не похожи на других, но зато им известно, каково это — быть не такими, как остальные дети вклассе.

Они слышат, как их называют «медлительными», «непохожими» и «отсталыми», они могут соотнести это, скорее, именно со своими слабостями, а не с сильными сторонами. Эти ежедневные битвы с уроками могут быть причиной замыкания в себе, сердитости, неуступчивости, упрямства. Они имеют часто проблемы с низкой самооценкой и депрессивные состояния.

К огромному сожалению, учащиеся с расстройством школьных навыков чувствуют со стороны родителей, учителей и сверстников меньшую поддержку, чем учащиеся, которые не имеют таких трудностей. Им может кажется, что они вообще никогда и ничему не смогут научиться.

В целом эти учащиеся оказываются в большей социальной изоляции, чем другие дети, пользуются меньшей популярностью среди сверстников и, как правило, производят на них неприятное впечатление. Вся семья, братья и сестры, наблюдая, как много внимания уделяется их брату или сестре часто проявляют раздражение и ревнуют.

У родителей при этом могут возникать самые разные эмоции, включая желание отгородиться от неприятности, ощущение собственной вины, обвинения в адрес ребенка, разочарование, гнев, отчаяние и бессилие.

Но родитель имеет право также обратиться за помощью к специалистам для получения консультации для того, чтобы понять, что происходит с его ребенком, как ребенок переживает свои трудности, и как ему, родителю, принять эти трудности ребенка, как справляться со своими собственными эмоциями.

В современной реальности, в современном ритме жизни родителям может быть сложно разглядеть эмоциональные потребности детей, их отчаяние, беспомощность, которая скрывается за проблемы поведения (как результатом нарушений школьных навыков). И действительно, родители знают о поведении детей и их поступках, но не знают об их чувствах, печалях и сомнениях.

Ученые утверждают, что в 5–10 % случаев трудности с учебой, если установленная проблема, имеют неврологические корни, а также выделяются генетические факторы.

Что может помочь детям с расстройствами развития школьных навыков успешно адаптироваться к взрослой жизни, выйдя из подросткового возраста:

- благожелательное отношению окружающих людей;

- уверенность в собственных силах и возможностях,

- самоуважение,

- компетентных взрослых, которые были рядом, оказывая помощь и необходимую поддержку;

- возможность получить второй шанс в случае, если они совершили ошибку или нарушили закон.

Профилактика данных нарушений заключается прежде всего в своевременном обнаружении трудностей у детей. И хотя расстройства развития школьных навыков имеют физиологические причины, методы коррекции опираются прежде всего на образовательные и психологические факторы, целью которых является помощь детям в развитии большего самоконтроля и выработке оптимистичного отношения к своим способностям.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»