Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Особенности психического развития детей

с разными формами РДА.

Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7.

 

Ещё двадцать лет назад проблема раннего детского аутизма не стояла так остро, как сегодня. Отечественных исследовательских работ по данной проблеме практически не было. Дети с подобным диагнозом встречались очень редко. В большинстве случаев речь шла о довольно странных для детского возраста заболеваниях, таких как «олигофрения на фоне шизофренического дефекта», «шизофрения», «шизофренический дефект» и пр. Наблюдение за этими детьми осуществлялось в психоневрологических диспансерах (И.И. Мамайчук, 2007).

Аутизм (от греч. Autos– сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.

Впервые термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1910г. для обозначения симптома у взрослых больных, страдающих шизофренией, который проявляется в виде ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий.

Особенности психического развития детей при разных формах аутизма отличаются высокой вариативностью. Об этом свидетельствуют исследования таких авторов, как В.М. Башина, В.Е. Каган, Л. Винг, Т.Питерс. О.С. Никольская выделяет два основных патогенных фактора, проявляющихся с рождения аутичного ребенка:

§  нарушение возможности активно взаимодействовать со средой;

§   снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром.

Первый фактор дает о себе знать и через снижение жизненного тонуса, и через трудности в организации активных отношений с миром. В младенчестве он может проявиться как общая вялость ребенка, который не требует внимания к себе. Такие дети удивляют отсутствием любопытства, интереса к новому. Активность ребенка распределяется неравномерно, большие трудности  возникают при попытках организовать поведение, сосредоточить  внимание.  Второй фактор проявляется как болезненная реакция на обычный звук, цвет, свет или прикосновение - такие дети в младенческом возрасте не принимают "позу готовности", когда их берут на руки, могут бурно реагировать на некоторые звуки, отказываться носить одежду определенного цвета, или сделанную из определенного материала, при рисовании не использовать некоторые цвета. Второй фактор проявляется также в повышенной ранимости при контакте с другими людьми - для таких детей характерна быстрая утомляемость, пресыщение общением, даже приятным для них. Сохранение визуального контакта с ребенком возможно на очень непродолжительное время. Также дети склонны "застревать" на неприятных   впечатлениях,   формировать   жесткую   избирательность   в общении, создавать систему запретов и страхов. Для аутичных детей характерна     также      стереотипность,      обусловленная      ограниченной способностью    гибкого    взаимодействия    со    средой,    возможностью приспособиться только к устойчивым формам жизни. Чтобы поднять жизненный   тонус   и   заглушить   дискомфорт,   дети   часто   пользуются компенсаторными аутостимуляциями (например, однообразные движения, раскачивания, манипулирование с объектами). При попытках включить, вовлечь такого ребенка во взаимодействие, заметно возрастание тревоги, неуверенности, напряженности, часто усиление аутостимуляций. Аутичные дети легче общаются со взрослыми, отдают им предпочтение, вплоть до установления симбиотической связи, но это общение часто носит оттенок зависимости     и     подчиняемое,     и     внешне     бывает     оформлено подозрительностью  и  настороженностью.   Отношение  к  людям  как  к объектам, носителям отдельных свойств и функций, делает понятным привязанность детей не к лицам,  а к месту,  обстановке,  а желание почувствовать себя уверенно объясняет стереотипность в поведении. У аутичных  детей,   как   правило,   задерживается   формирование   навыков самообслуживания, освоение обычных, необходимых в жизни действий с предметами. Такие дети неловки в совершаемых "для пользы" предметных действиях - как в крупных движениях тела, так и в мелкой ручной моторике, но в то же время, их движения могут быть удивительно выверенными и точными, если дело касается стереотипных, "ритуальных" движений или аутостимуляций.  В  развитии восприятия таких детей можно  отметить нарушения ориентировки в пространстве и времени, искажения целостной картины реального мира и вычленение отдельных, значимых для ребенка ощущений, звуков, красок,  форм. Для детей характерны стереотипные надавливания на ухо или глаз, игры со своими пальцами, игры со светом и т. д. Речевое развитие также отличается своеобразием. Речь не используется (или   недостаточно   используется)   в   коммуникативных   целях.   Темпы развития речи неравномерны и асинхронны. Фразовая речь формируется с задержкой,   часто   без   предшествующего   лепетного   периода  и   этапа появления отдельных слов, отличается отсутствием звукоизобразительных и звукоподражательных      слов      в      раннем      возрасте.      Искаженная последовательность речевого развития также может проявляться в раннем формировании монологической речи, без предшествующего ей диалога. Речь       отличает       негибкость       "сделанность",       "механистичность", "попугайность". Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка - эхолалии - немедленное или отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией. Также бросаются в глаза аграмматизмы в речи: фразы часто оформляются    с   нарушением   обычного   порядка   слов   и   выглядят "иноязычными".   Иногда   дети   ограничиваются   употреблением   одних глаголов  в  неопределенной форме  или  в  повелительном  наклонении, особенно когда дети выражают свои желания, стремятся привлечь внимание к себе для выполнения какой-либо просьбы. Также характерно длительное отсутствие    в    речи    местоимения    "я".    Вероятно,    это    связано    с невозможностью для ребенка ощутить себя в мире личностно, т. е. как субъект и как объект одновременно. В спонтанной речи часто может наблюдаться называние себя по имени. Такие слова, как "да" и "нет" также осваиваются ребенком с задержкой (причем  "нет"  осваивается детьми легче). В.Е. Каган отмечает закономерную этапность в формировании отношения к окружающему у аутичного ребенка, которая разворачивается в замедленном и асинхронном виде: отношение к миру предметов, выделение человека из мира предметов, отношение к другому человеку как к субъекту и, наконец, идентификация себя как личности. Ребенок может пройти путь своего личностного роста до конца, но может и "застрять" на каком-то из этапов.  Как показывает опыт исследователей данной проблемы, лишь немногим   аутичным   детям   удается   выйти   на   уровень   личностной идентификации. В развитии мышления детей с РДА отмечаются трудности произвольного     обучения,     целенаправленного     разрешения     реально возникающих  задач.  Специалисты  отмечают  сложности  символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую, трудности в обобщении, одноплановость, буквальность трактовок происходящего. Несомненно, у детей отмечается множество проблем в поведении. Наиболее очевиден активный  негативизм,  под  которым  понимается  отказ  от  совместной деятельности, отказ от обучения, ситуаций произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляций, физическим   сопротивлением,   агрессией,   самоагрессией,   еще  большим "уходом в себя" (со стороны может показаться, что ребенок не видит или не слышит). Огромную проблему составляют страхи ребенка, которые могут быть непонятны окружающим, так как непосредственно связаны с особой сенсорной ранимостью таких детей (например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т. д.) Очень часто страх может быть причиной агрессии, которая чаще всего не направлена ни на кого специально, для описания используется термин "генерализованная агрессия"- направленная как бы против всего мира, но взрывы могут быть интенсивными и разрушительными. Крайним проявлением отчаяния таких детей является самоагрессия, которая часто представляет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.

 

Список литературы:

1.  Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Альманах «Исцеление». М.,
1993.

2.          Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р.  и др. Дети с
нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение,
1989.

3.          Каган В.Е. Аутизм у детей. М.: Медицина, 1989.

4.          Мамайчук. И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007. –

      288 с.

5.    http://ru.wikipedia.org/wiki/Аутизм

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»