Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Будет ли старшеклассник успешным студентом?

Никитина Галина Анатольевна
Большинство современных родителей задаются этим вопросом в последнии месяцы школьной жизни своего ребенка. Сами старшеклассники искренне уверены, что принять соответствующие решения можно «когда-нибудь» потом, после того как это будет обсуждено с подругами и друзьями. Лишь небольшая часть современной молодежи заранее знает, в каком Вузе надо будет учиться, по какой специальности они будут работать, как к этой профессиональной деятельности надо готовиться.
Попытаемся предложить для совместного обсуждения несколько решений, основанных на опыте учителей старшей школы  и преподавателей высших учебных заведений.
Современный студент 1 курса, недавно закончивший Санкт-Петербургскую школу, отличается хорошим уровнем владения информационными технологиями, широким кругозором, опытом международных общений. Многие старшеклассники имеют опыт профессиональной деятельности, владеют иностранными языками, используют их как средство коммуникации в сети интернет, в школьных обменах, на отдыхе.
Поколение «родителей» современных студентов искренне считает, что их «детям повезло» больше, чем им самим: нет жестких рамок и установок, нет уравниловки и запретов; с другой стороны имеется возможность выбора различных форм и методов получения образования, большой выбор специальностей и ВУЗов, в том числе и зарубежных, возможность жить отдельно от родителей, работать без отрыва от учебы и быть финансово независимым.
Современный студент хорошо знает свои права, уверен в себе, считает себя достойным  высокой зарплаты и престижной эффектной профессии, надеется на успех в обществе, материальные и моральные блага. При этом они верят в сказочную удачу, в свою исключительность, как впрочем, все молодые люди. Многие поступают в ВУЗ ради диплома о высшем образовании, зная о существовании переподготовки и возможности получения другой специальности в будущем. Ориентация на высшее образование закладывается у школьников раньше, чем ориентация на получение конкретной специальности. Их представления о менеджменте, о бизнесе, о карьере  основываются, чаще всего, на рекламных сведениях из средств массовой информации об успехах известных людей, которые учились совсем другим специальностям, но достигли высоких результатов благодаря везению и своим уникальным личным качествам.
Эта многообразная вариативность жизненных сценариев, зарубежная мода на переходы со специальности на специальность, из ВУЗа в ВУЗ, удлиннение сроков получения высшего образования, объективный мировой процесс «удлиннения детства» и позднего создания семьи ставят перед молодежью задачи, которые им не решить без помощи опытных педагогов и родителей.
Одна из проблем – поступление в тот ВУЗ, который соответствует выбору абитуриента, а не в тот, в который «Я могу поступить» по результатам ЕГЭ. Решение этой проблемы возможно за счет раннего, на уровне 9 класса, определения профиля дальнейшего образования. Для того, чтобы школьник соотнес свои желания с имеющимися у него знаниями по предметам, необходимо уже в 9 классе выбрать предметы на «экзамены по выбору» в соответствии с требуемыми для поступления в ВУЗ, то есть те, которые будут сдаваться на ЕГЭ в 11 классе. Это позволит правильно определить, какие предметы учебного плана надо в ближайшие два года изучать на повышенном (профильном, расширенном) уровне в 10 и 11 классах. К сожалению, сегодняшние учебные программы базового среднего образования не позволяют сдать ЕГЭ на высокую оценку без дополнительной целенаправленной подготовки. Ярким примером являются предметы естественно-научного цикла: физика, химия, биология. В учебных планах многих школ в старших классах на эти предметы отводится  1-2 часа в неделю, результат единого экзамена при таком изучении, даже при отличных оценках, не позволит получить конкурентоспособный балл ЕГЭ для поступления в ВУЗ на выбранную специальность. Ситуация с гуманитарными предметами по некоторым аспектам еще сложнее. Одно из возможных решений – вариативность учебных планой для 10-11 класса в школе, где обучается ваш ребенок, большое количество разнообразных спецкурсов и  дополнительных программ, ориентированных на подготовку к ЕГЭ, индивидуальные занятия.
Осознание абитуриентами своих интересов, склонностей, адекватная оценка собственных возможностей и способностей – тоже очень важная задача, решение которой не может происходить за короткий интервал времени, требует опытной проверки и корректировок в последующие 2 года. Ошибочное решение этой задачи приведет к психологическим травмам, непродуктивному обучению в старших классах,  поступлению в «случайный» ВУЗ. Решение этой задачи должно состояться в 8-9 классе средней школы; более позднее принятие решения чревато печальными последствиями. Для этого в конце 9 класса родители совместно со своими детьми должны изучить все предполагаемые к рассмотрению ВУЗы, проанализировать процесс поступления за последний год, посетить эти учебные заведения, пообщаться со студентами. Выбор предметов для «усиленного» изучения лучше слегда расширить, чем сузить.
Преподаватели высшей школы нередко сталкиваются и с такой проблемой – студент, поступивший в ВУЗ, совсем не представляет ни своей будущей профессии, ни той науки, ни тех предметов, которые ему будут необходимы для становления профессионализма. Часто за абитуриента выбор делают родители, подавляя своим авторитетом, зависимость от них подчиняет вчерашнего школьника. Большинство родителей не анализируют глубоко изменения в системе образования и промышленности, знают лишь организационные новшества, поэтому переносят на ребенка свои собственные давнии представления, полученные во время своего обучения в школе. Таким образом их выбор порою не соответствует современным вызовам общества, не совпадает с желаниями ребенка и часто ошибочны. Необходимо прислушаться к советам специалистов, которые проводят беседы и исследования с использованием научных методов, обсудить с опытными учителями, которые наблюдают ребенка долгое время в учебной деятельности, возможные варианты дальнейшего высшего образования.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются преподаватели ВУЗов, это отсутствие доверия, уважения, благоговения к старшему поколению в целом и к профессорско-преподавательскому составу в том числе. Молодое поколение претендует на лидерство, на демократические отношения, но при этом не имеют достаточных морально-этических и культурных знаний, не обладают должной самодисциплиной, не умеют общаться даже со сверстниками, порою не умеют вести себя в обществе. Прекрасно зная свои права, они не умеют брать на себя ответственность за свои же поступки и их последствия, за свой выбор. Эти проблемы воспитания нельзя решить быстро за несколько конкретных мероприятий. Если эта проблема будет хотя бы осознанна родителями и старшеклассниками, то это поможет контролировать поведение молодого человека. 
Подведем итог. Решение вышеназванных проблем надо начинать в 8-9 классе средней школы. Только совместная согласованная деятельность родителей, администрации школы, педагогов и старшеклассников будет способствовать правильному выбору будущего пути абитуриента, позволит будущему студенту подготовиться к обучению в ВУЗе. Профильное обучение старшеклассников, введение экзаменов по выбору в аттестацию 9 класса, вариативность учебных планов школ, развитие платных услуг создают условия для плодотворного сотрудничества и достижения поставленных целей.
Если эти проблемы будут подняты родителями на семейном совете лишь накануне выпускного класса, то опоздание не позволит осилить необходимый объем учебных дисциплин, грамотно оценить способности и возможности старшеклассника, решить профъориентационные задачи. Школьные учителя уже давно осознали необходимость переноса работы по подготовке к поступлению в ВУЗ на уровень основного образования, большинство успешных «топовых» школ реализуют ту или иную модель решения в своих стенах. Труднее всего заставить осознать эти особенности родителей выпускников, поэтому работа с родителями должна тщательно планироваться и проводиться силами специалистов.
 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»