Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приемы и виды работ по развитию мелкой моторики мышц пальцев
у обучающихся 6 класса

Паутова Галина Константиновна,
учитель

У детей моего класса отмечается нарушение мелкой моторики пальцев и кистей рук, поэтому в систему работы на каждом занятии ввожу упражнения, связанные с развитием данных функций.

 В системе коррекционно-компенсаторной работы по преодолению моторной недостаточности очень значимы специальные упражнения, среди которых можно особенно отметить упражнения в конструктивной деятельности. В процессе конструктивной деятельности развиваются наряду с двигательными упражнениями различные стороны познания пространства: навыки пространственной ориентировки (как мысленной, так и практичной), пространственные представления о форме и величине предметов, об их пространственном расположении, соотношении друг с другом.

 

После выполнения заданий по конструированию предмета, серии предметов, различных изделий важно осмысление понятий: высокий-низкий, широкий-узкий,  над-под. Конструировать можно и целые картинки. Последовательность изображаемых действий дети постигают причинно-следственные и временные связи.

Рисунок – графическая символизация -  это предпосылка к чтению, а затем письму букв.

Полезны для закрепления образа рисование, обводка, дорисование, штрихование.

Весь комплекс упражнений по развитию общей моторики и тонкой моторики пальцев и кистей рук можно разделить на 3 части:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнение для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;

- работа в тетрадях.

Последовательность упражнений может меняться. Обычно пальчиковая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в начале занятия. Начинается она с разминки пальцев рук; сжимание в кулак и разжимание пальцев, сильное пожимание руки друга и притягивание к себе. Затем идут упражнения на расслабление пальцев и кистей рук, имитирующие различные действия: «Погладь котенка», «Качаем лодочку», «Курочка пьет воду», «Зайчик», «Кольцо». Можно использовать упражнения на растягивание рук, сложенных «пальцы в пальцы», в стороны (разрывание цепи); поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук; соединение пальцев рук; мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д., шнуровка; завязывание узелков; застегивание пуговиц и т.д. Упражнения на расслабление и напряжение различных мышц тела, например: свободное раскачивание руками, помахивание, потряхивание рукой или ногой, опускание руки как «пустого рукава»; имитационные движения: «самолеты летят», «птицы летят», «полоскание белья» и т. д. С удовольствием дети выполняют эти упражнения в виде игры.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: подражание, выполнение речевой инструкции и т. д.

Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие произвольного внимания и автоматизацию действий:

- «пальчики поздоровались»;

- «ладонь-кулак», могут быть хлопки, постукивание по столу и т. д.

Для выработки точности и твердости работы руки, лучшее задание – узоры, которые обводят, продолжают и т. д.

Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как квадрат, треугольник, прямоугольник и т. д.

Перед выполнением узоров необходимы подготовительные упражнения, позволяющие ориентироваться на месте, находить пересечение линий и т. д., например:

- Кто сумеет правильно ставить точки в клеточках (в центре клеток)? Поставьте 2, 3, 4 точки и т. д. (точки можно ставить под счет)

- Кто может провести прямую (снизу-вверх, сверху-вниз)

- Кто нарисует маленький квадрат?

Вырабатывать умения проводить линии по линейке, раскрашивать их и вырезать по прямой линии цветные полоски, а также фигуры по контуру. Большую пользу развитию мелкой моторики приносит разнообразная предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на специальных рамках; нанизывание колец на тесьму; сортировка бусинок, пуговиц, а также работы с мозаиками, пазлами и различными наборами конструкторов.

В процессе систематической работы осуществляется тесное взаимодействие двигательной сферы со всеми психическими процессами, эмоциональными особенностями ребенка. Очень любят ребята составлять фигуры из счетных палочек и других деталей. Развитию мелкой моторики уделяется внимание не только на уроке, но и на перемене и на других занятиях.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»