Роль дидактической игры
в коррекционно-воспитательном процессе
Мызенкова Галина Семёновна
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский.
Задачи воспитательной работы в группе продлённого дня:
1. Формировать коллектив с дружескими, доброжелательными отношениями в нём детей, создавая тем самым благоприятный для развития и воспитания детей микроклимат.
2. Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников в различных ситуациях и в процессе различных видов деятельности.
3. Организация коллективной деятельности детей и участие в ней каждого ребёнка.
4. Закреплять полученные детьми знания и умения при помощи занимательных развивающих игр и упражнений, повышая интерес
к учёбе.
5. Выработка умения правильно оценивать окружающих и самих себя.
6. Охранять и укреплять здоровье детей и формировать привычку к здоровому образу жизни.
Методы коррекционно – воспитательной работы
в группе продлённого дня
с воспитанниками, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии:
1. Наблюдения.
2. Беседа.
3. Рассматривание рисунков, фотографий, альбомов.
4. Рассказы воспитателя и рассказы воспитанников.
5. Упражнения (тренировочные, подражательные).
6. Игры дидактические и ролевые.
7. Мини – конкурсы.
8. Работа с книгой.
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня,
как одно из условий воспитательной работы с воспитанниками.
Основные принципы развивающих игр:
1. Совмещение элементов игры и учения.
2. Переход от игр – забав через игры – задачи учебно-познавательной деятельности.
3. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры.
4. Повышение умственной активности ребёнка.
5. Формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности.
6. Единство обучающихся и воспитательных воздействий.
Основные направления коррекционно – воспитательной работы:
1. Соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей. Создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок.
2. Пополнять и обогащать представления воспитанников о том, что непосредственно его окружает. Создавать условия для расширения сферы представлений ребёнка за счёт включения явлений, недоступных его непосредственному восприятию, выходящих за пределы его «наличного бытия», - в свободном общении на занятиях по развитию речи, при организации познавательной деятельности детей, в процессе чтения художественной литературы, на экскурсиях, при просмотре телевизионных передач и т.п.
3. Продолжать рассказывать детям об их реальных достижениях. Отмечать и поддерживать все успехи воспитанников. Постоянно отмечать и одобрять проявления самостоятельности каждого ребёнка и расширять его сферу.
4. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребёнка.
5. Устраивать для воспитанников праздники, развлечения, вечера досуга, соревнования. Обеспечить возможность участия родителей в жизни группы.
В 1 – 4 классах специальной коррекционной школы большое место занимает игровая деятельность, направленная на развитие умственных способностей детей.
С помощью игр, общественно – полезного труда развивается познавательная деятельность, и корректируются отклонения в эмоционально – волевой сфере у детей с проблемами в развитии.
Игры являются средством умственного развития детей, развития ощущений, наблюдательности, внимания, речи и закрепления их знаний и навыков.
В игре уточняются представления и понятия ребёнка, дети учатся активно помогать друг другу и проверять друг друга.
Игры способствуют установлению связи знаний, систематизации жизненного опыта. Они служат для разрядки нервной системы, являются отдыхом, доставляют детям удовольствие.
Для повышения эффективности коррекционно – воспитательной работы с воспитанниками используется средство воспитания – дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.
Дидактические игры служат:
- развитию познавательной деятельности;
- они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях;
- формированию собственной игры;
- умению действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей;
- способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, развивают речь детей.
Успешному проведению дидактических игр способствует умелое руководство ими.
Для ребёнка с отклонениями в развитии эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Воспитатель своим поведением, эмоциональным настроением должен вызвать у воспитанника положительное отношение к игре.
Необходима доброжелательность воспитателя, благодаря которой и появляется сотрудничество, желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.
Важное условие результативного использования дидактических игр – это соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Главное, чтобы игра приносила пользу: сосредотачивала внимание детей, вырабатывала уверенность в своих силах, и чтобы дети за время игры получали максимум радости.
Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой, снимает усталость, утомляемость.