Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Музыкальное образование
в коррекционной школе

Федорова Татьяна Витальевна

Опыт детского музицирования с применением музыкальных инструментов существует в разных странах.  Имеются методические разработки, педагогические системы, в которых на основе теоретических предпосылок и практических рекомендаций доказывается целесообразность и необходимость применения музыкальных инструментов в музыкальном воспитании  детей.

В моей школе учатся дети с диагнозом ЗПР (задержка психического развития), у которых снижен уровень познавательной активности, проявляющийся в ограниченности запаса знаний и практических навыков.

                Главными задачами в своей работе считаю обязательным заметить в каждом ребёнке всё наилучшее, развивать его, не ограничивая рамками программы, поощрять творческое начало, воспитывать чувство коллективизма.

Перечислю некоторые, наиболее важные направления в моей работе:

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, трудолюбия и ответственности;
  • воздействие через музыку на духовный мир учеников;
  •  осуществление музыкального воспитания детей с опорой на традиции русской народной музыки, а впоследствии других народов мира;
  • формирование доброжелательной атмосферы в творческом коллективе;
  • обучение игре на музыкальных инструментах;
  • развитие интереса детей к инструментальному музицированию;
  • использование в работе различных методов и приёмов, осуществление на занятиях индивидуальных форм работы;
  • воспитание толерантности.

Контингент наших учащихся – в основном дети из неблагополучных семей, некоторые из них не имеют родителей и воспитываются опекунами. Около 15  лет у нас обучались ребята из детского дома № 20, а в настоящее время школа работает с детьми из Центра социальной помощи семье и детям. В классах обучаются ребята разных национальностей. У многих воспитанников имеются недостатки: пониженная дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий, которые отрицательно сказываются на продуктивной деятельности. Игра на музыкальных инструментах способствует преодолению этих недостатков, помогает войти в процесс коммуникации с взрослыми и детьми разных возрастных категорий.

Учитывая, что дети посещают занятия школьного оркестра «Русская Мозаика» во второй половине дня, для снятия напряжения и усталости,  я, пройдя обучение на практических семинарах В. Жилина  «Система музыкального воспитания К. Орфа», ввела на уроках и во внеклассных занятиях Орф-моменты. Это - ритмопластика, где ставлю целью профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии, и восприятие музыки через движения. При этом соблюдаются обязательные условия: слушать музыку молча, не мешать друг другу, стараться определить средства музыкальной выразительности и изобразительности. Посредством движения, музыки и слова создаются условия для адаптации ребёнка с музыкальным искусством в активной деятельности.

На начальном этапе обучения активно использую звуковые (шумовые) инструменты, изготовленные детьми, которые развивают чувство ритма, координацию, интерес к музыкальным занятиям. Постепенно ребёнок становится готов осмысленно воспринимать музыку самых разных направлений и стилей.

В первые годы работы со школьным оркестром нам была оказана помощь Владимиром Владимировичем Николаевым (предпринимателем, изготавливающим свирели), подарившим школе музыкальные инструменты (свирели и гитарайки). Пройдя занятия на курсах в АППО «Методика обучения игре на свирели» у Е.В. Евтух, я применяю игру на духовых музыкальных инструментах -  свирелях и блокфлейтах. В работе опираюсь на  музыкально-методические разработки и учебно-методические пособия Е.В. Евтух, Э.Л. Смеловой, М.Л. Космовской, И.Г .Лаптева и др., а также раздаточный репертуарный материал, составителями которого являются В.М. Никитин, Е.В. Евтух и Е.А. Рисова, в сборники которой включены  и мои переложения.

Слабоуспевающие ученики иногда теряют интерес к музицированию, если усвоение музыкального материала строится через нотную грамоту. Для некоторых детей с диагнозом ЗПР изучение  нотной грамоты довольно сложная работа. Поэтому я применяю цифровую систему Э.Я.Смеловой. Эта методика позволяет сразу включить детей в исполнительскую деятельность, ощутить удовлетворение и удовольствие от создаваемой ими музыки. Ребёнку не до искусства, когда он «вымучивает» названия нот. А когда он доволен и спокоен, то дело, которым занимается, становится не обязанностью, а приятным занятием,  творчеством.

Наш оркестр выступает на всех общешкольных календарных праздниках: «День знаний», «День Учителя», «Праздник Осени», «День пожилого человека» и др.  Мы принимаем участие в музыкально-литературных композициях, муниципальных концертах, в Центре реабилитации детей-инвалидов, в районных и городских фестивалях и смотрах: «Калининский каскад», «Играй, свирель!», «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» и др. 

            Мои артисты ещё маленькие, но живут одной дружной семьёй. Я хочу, чтобы любовь к музыке осталась у них на всю жизнь. Я мечтаю о том, чтобы инструментальное музицирование стало для ребят ярким и сокровенным воспоминанием о детстве, проникновением в чудесный мир музыки. Пусть зёрна доброты и отзывчивости, которые рождает соприкосновение к искусству,  попадут на благодатную почву, и дети вырастут чуткими и способными к сопереживанию.

 

С тобой оркестр мой родной,

Я спаяна с давнишних пор.

И на вопрос: «Быть иль не быть?»

Скажу? «Те цепи не разбить!

Мы прожили так много дней,

Счастливых дней и потрудней.

И, взяв над нами власть свою,

Свела нас музыка в семью.

…Я сердце вам своё дарю,

Я вас за всё благодарю!»

(И.Ф.Зарицкая).

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»