Музыкальное образование
в коррекционной школе
Федорова Татьяна Витальевна
Опыт детского музицирования с применением музыкальных инструментов существует в разных странах. Имеются методические разработки, педагогические системы, в которых на основе теоретических предпосылок и практических рекомендаций доказывается целесообразность и необходимость применения музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей.
В моей школе учатся дети с диагнозом ЗПР (задержка психического развития), у которых снижен уровень познавательной активности, проявляющийся в ограниченности запаса знаний и практических навыков.
Главными задачами в своей работе считаю обязательным заметить в каждом ребёнке всё наилучшее, развивать его, не ограничивая рамками программы, поощрять творческое начало, воспитывать чувство коллективизма.
Перечислю некоторые, наиболее важные направления в моей работе:
- воспитание высоких нравственных качеств личности, трудолюбия и ответственности;
- воздействие через музыку на духовный мир учеников;
- осуществление музыкального воспитания детей с опорой на традиции русской народной музыки, а впоследствии других народов мира;
- формирование доброжелательной атмосферы в творческом коллективе;
- обучение игре на музыкальных инструментах;
- развитие интереса детей к инструментальному музицированию;
- использование в работе различных методов и приёмов, осуществление на занятиях индивидуальных форм работы;
- воспитание толерантности.
Контингент наших учащихся – в основном дети из неблагополучных семей, некоторые из них не имеют родителей и воспитываются опекунами. Около 15 лет у нас обучались ребята из детского дома № 20, а в настоящее время школа работает с детьми из Центра социальной помощи семье и детям. В классах обучаются ребята разных национальностей. У многих воспитанников имеются недостатки: пониженная дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий, которые отрицательно сказываются на продуктивной деятельности. Игра на музыкальных инструментах способствует преодолению этих недостатков, помогает войти в процесс коммуникации с взрослыми и детьми разных возрастных категорий.
Учитывая, что дети посещают занятия школьного оркестра «Русская Мозаика» во второй половине дня, для снятия напряжения и усталости, я, пройдя обучение на практических семинарах В. Жилина «Система музыкального воспитания К. Орфа», ввела на уроках и во внеклассных занятиях Орф-моменты. Это - ритмопластика, где ставлю целью профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии, и восприятие музыки через движения. При этом соблюдаются обязательные условия: слушать музыку молча, не мешать друг другу, стараться определить средства музыкальной выразительности и изобразительности. Посредством движения, музыки и слова создаются условия для адаптации ребёнка с музыкальным искусством в активной деятельности.
На начальном этапе обучения активно использую звуковые (шумовые) инструменты, изготовленные детьми, которые развивают чувство ритма, координацию, интерес к музыкальным занятиям. Постепенно ребёнок становится готов осмысленно воспринимать музыку самых разных направлений и стилей.
В первые годы работы со школьным оркестром нам была оказана помощь Владимиром Владимировичем Николаевым (предпринимателем, изготавливающим свирели), подарившим школе музыкальные инструменты (свирели и гитарайки). Пройдя занятия на курсах в АППО «Методика обучения игре на свирели» у Е.В. Евтух, я применяю игру на духовых музыкальных инструментах - свирелях и блокфлейтах. В работе опираюсь на музыкально-методические разработки и учебно-методические пособия Е.В. Евтух, Э.Л. Смеловой, М.Л. Космовской, И.Г .Лаптева и др., а также раздаточный репертуарный материал, составителями которого являются В.М. Никитин, Е.В. Евтух и Е.А. Рисова, в сборники которой включены и мои переложения.
Слабоуспевающие ученики иногда теряют интерес к музицированию, если усвоение музыкального материала строится через нотную грамоту. Для некоторых детей с диагнозом ЗПР изучение нотной грамоты довольно сложная работа. Поэтому я применяю цифровую систему Э.Я.Смеловой. Эта методика позволяет сразу включить детей в исполнительскую деятельность, ощутить удовлетворение и удовольствие от создаваемой ими музыки. Ребёнку не до искусства, когда он «вымучивает» названия нот. А когда он доволен и спокоен, то дело, которым занимается, становится не обязанностью, а приятным занятием, творчеством.
Наш оркестр выступает на всех общешкольных календарных праздниках: «День знаний», «День Учителя», «Праздник Осени», «День пожилого человека» и др. Мы принимаем участие в музыкально-литературных композициях, муниципальных концертах, в Центре реабилитации детей-инвалидов, в районных и городских фестивалях и смотрах: «Калининский каскад», «Играй, свирель!», «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» и др.
Мои артисты ещё маленькие, но живут одной дружной семьёй. Я хочу, чтобы любовь к музыке осталась у них на всю жизнь. Я мечтаю о том, чтобы инструментальное музицирование стало для ребят ярким и сокровенным воспоминанием о детстве, проникновением в чудесный мир музыки. Пусть зёрна доброты и отзывчивости, которые рождает соприкосновение к искусству, попадут на благодатную почву, и дети вырастут чуткими и способными к сопереживанию.
С тобой оркестр мой родной,
Я спаяна с давнишних пор.
И на вопрос: «Быть иль не быть?»
Скажу? «Те цепи не разбить!
Мы прожили так много дней,
Счастливых дней и потрудней.
И, взяв над нами власть свою,
Свела нас музыка в семью.
…Я сердце вам своё дарю,
Я вас за всё благодарю!»
(И.Ф.Зарицкая).