Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Конспект логопедического занятия в 3 классе

Коррекция смешанной дисграфии

Бойкова Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 77
Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Логопедическая тема: «Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах».

Грамматическая: «Обозначение мягкости согласных посредством гласных IIряда».

Лексическая: «Животные», «Гусеничная техника», «Цветы».

Цель: совершенствование навыка дифференциации согласных; навыка  звуко-слогового анализа и синтеза трехсложных  и четырехсложных слов.

Задачи:

- коррекционно-образовательные:

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать слуховую и слухопроизносительную дифференциацию твёрдых и мягких согласных;

- развивать слого-ритмические навыки;

- развивать навыки словообразования и словоизменения;

- совершенствовать навык составления предложений по картинкам; с опорой на заданное слово;

- расширять знания об окружающем мире. Обогащать, уточнять и активизировать словарь обучающихся.

- обогащать словарь антонимов, омонимов, фразеологизмов;

- развивать слуховое внимание, восприятие, слуховую память;

- развивать зрительное восприятие и зрительную память;

- развивать логическое мышление;

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию речи с движением;

- развивать пространственную ориентировку.

- воспитательные:

- воспитывать уверенность в собственных знаниях и силах;

- развивать интерес к познавательной деятельности;

- воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль.

 

Оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- демонстрационный материал;

- презентации PowerPoint.

 

План и ход урока

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем продолжать учиться различать твёрдые и мягкие согласные.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

 

II. Повторение.

     Слогообразующая роль гласных.

Дифференциация гласных Iи IIряда. Работа над слого-ритмической структурой слова.

    Задание № 1      Слова-«близнецы».

  Сравнение слов по значению и по звучанию.

    Слайд № 1

 Назовите картинки и ответьте на вопрос кто это? или что это?

Составьте предложение.

 

 У танка есть металлическая цепь, которая называется «гусеница». Зачем эта цепь надевается на колеса?

- Сравните эти два слова по значению и по произношению.

 

Чему учились

 

 

 

 

 

 

 

Кто?  гусеница – это насекомое, личинка бабочки.

Гусеница ползет по ветке.

Что? танк – это боевая машина

Гусеница повышает проходимость машины.

Эти слова произносятся одинаково, но имеют разные значения.

Составлять предложения. Называть слова-«близнецы».

Задание № 2

- Выделите в слове «гусеница» гласные и определите их место в слове (в начале, в середине, в конце).

- Определите количество гласных и слогов.

- Поставьте ударение.

- Отхлопайте ритм слова.

- Зарисуйте слого-ритмическую схему.

- Назовите мягкие согласные в слове.

- Произнесите всегда твердый согласный.

 

- Назовите в слове гласные IIряда, которые обозначают мягкость согласных.

- Договорите гласные IIряда

 

 

 

 

 `у_  е_  и _  а_

 

 

 

 

 

Х х х х

   

[ с ,], [н ,]

 

[ц] – согласный твердый непарный

 

е, и

 

 

я, ё, ю

III. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

       Упражнение в слухопроизносительной         дифференциации согласных.

        Задание № 1

   Повторите ряд слогов:

ТА-ТА-ТЯ                ТЯ-ТЯ-ТА

ТА-ТЯ-ТА               ТЯ-ТА-ТЯ

ТЯ-ТА-ТА               ТА-ТЯ-ТЯ

 

         Задание № 2      Диктант слов.

- Записать только слоги с мягкими согласными:

Куница, бегемот, антилопа, ежевика, лягушка, муравей, абрикос, чайка, кузнечики.

- Чему учились?

 

 

 

 

ни, бе, ге, ти, ви, ля, вей, ри,

чай, не, чи, ки.

Учились различать твёрдые и мягкие согласные.

IV.     Работа с таблицей слогов.

        Слайд № 2

        Задание № 1

- Прочитайте обратные слоги.

- Прочитайте прямые слоги с твёрдыми согласными.

- Прочитайте прямые слоги с мягкими согласными

- Прочитайте закрытые слоги с твёрдыми согласными.

- Прочитайте закрытые слоги с мягкими согласными.

 

 

 

из, оч, ям

ка, со, га, бы, на

 

лю, мя

 

бан, мак, вол, зон

 

тик

       Задание № 2

- Составьте слово из двух слогов: первый слог

в левом верхнем углу таблицы; второй слог –

в правом верхнем углу таблицы.

- Назовите слово.

- Банка из стекла – какая?

 

БАН

КА

 

 

стеклянная

       Задание № 3    Преобразование слова.

Ребята, назовите сначала 2-й слог в слове «банка», а теперь 1-й слог.

-Кто это?

- Как получили новое слово?

- Запишите слова. Определите в слове место гласных.

 

 

ка-бан

это дикая свинья

переставили слоги

 

   2    5           2    4

бан-ка    -    ка-бан 

       Задание № 4

- Составьте из слогов слова с мягкими согласными.

-Запишите слова. Подчеркните мягкие согласные вместе с гласной буквой IIряда.

-Чему учились?

 

 

Лютик, зонтик, соки, волки

 

 

Составлять из слогов слова.

V.  Сопоставление слов НОС – НЁС.

      Задание № 1

      Слайд № 3  Ребус «ноты».

- Ребята, отгадайте ребус.

      Слайд № 4

-Что это?

- Как отгадали ребус?

 

 

- Произнесите 1-й звук в слове «нос». Какой это согласный?

- Назовите гласную в слове.

- Запишите слово. Подчеркните гласную букву «о» 1-й чертой.

 

 

 

НОС

 

Нос – это часть лица.

В слове «ноты» надо  исключить два последних звука и добавить звук [с].

[н] – твёрдый согласный

 

Гласная Iряда – «о».

нос

        Задание № 2    Фразеологизмы.

- Ребята, вспомните устойчивые выражения со словом «нос». Что означают эти выражения?

- Почему так говорим? Как произошло это выражение?

«Зарубить на носу» - запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда

В древности неграмотные люди носили с собой дощечки. Они назывались носами. На этих дощечках делались зарубки на память.

«Задирать нос» - зазнаваться, важничать.

«Вешать нос» - расстраиваться, огорчаться, грустить.

         Задание № 3    Преобразование слова.

- Измените, пожалуйста, слово «нос» - произнесите 1-й звук мягко.

- Гласную какого ряда напишите в слове «нёс»?

- Запишите слово. Подчеркните гласную букву 2 чертами.

           Слайд № 5   Проверка записи.

-Задайте вопрос к слову «нёс».

- Составьте предложение по картинке.

 

 

НЁС

гласную букву IIряда – «ё»

 

 

нёс

НОС - НЁС

Что делал?

Мальчик нёс дрова.

Задание № 4  Образование новых слов при          помощи приставок.

          Слайд № 6

- Ребята, прочитайте приставки. Образуйте новые слова.Запишите.

- Назовите слова с противоположным значением.

- Какое значение имеют приставки?

 

- Составьте предложения по картинкам.

 

 

- Назовите слова-«неприятели».

 

- Составьте одно предложение (со словом «а»).

 

 

 

 

 

принёс, унёс, снёс

 

 

принёс – унёс

 

при-  - приближение

у-  - удаление

Трактор снёс старый дом.

Строители строят новый дом.

старый - новый

низкий – высокий

Строители старый дом сносят, а новый дом строят.

           Задание № 5 Закрепление темы «Сложные слова».   

- Назовите гусеничные машины, которые вы знаете.

- Назовите слова, состоящие из двух корней.

   Слайд № 7

- Вспомните сложные слова, которые обозначают транспорт.

   Слайд № 8  

- Прочитайте сложные слова. Спишите, выделите корни и соединительную гласную.

 

 

 

снегоход, экскаватор, луноход, бульдозер, трактор.

снегоход, луноход

 

вертолёт, самолёт, пароход, ледокол, паровоз, теплоход.

VI. Сравнительный звуко-слоговой анализ и синтез слов.

    Задание № 1

- Расставить картинки в два столбца – по количеству слогов в слове: василёк, гладиолус, георгин, одуванчик, фиалка, хризантема.

- Найти слова, в которых есть обратный слог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фиалка, георгин

    Задание № 2   Звуко-слоговой анализ и синтез слов.

- Составить звуковую схему слова «фиалка».

- Составить звуковую схему слова «георгин».

 

     Задание № 3    Сравнение звуко-слоговых схем.

- Что общее в схемах слов «фиалка» и «георгин»?

 

- Чем различаются звуковые схемы?

 

 

 

 

 

по 3 слога, гласные на 2, 3 и 6 месте.

В слове «фиалка» 6 звуков, 3-й слог – прямой. В слове «георгин» 7 звуков, 3-й слог – закрытый. Местом мягких согласных

VII. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Чему мы сегодня учились?

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

- Ребята, вам понравился урок? Какое задание вам запомнилось, понравилось больше всего?

 

Делить слова на слоги. Составлять из слогов слова.

Различать твёрдые и мягкие согласные. Изменять слова.

Называть слова-«близнецы», слова-«неприятели». Называть сложные слова. Определять приставку в слове. Составлять предложения по картинкам.

VIII. Оценка деятельности учащихся.

Сегодня вы все молодцы. Кто из вас занимался лучше всех?

Спасибо за активную работу на уроке. До свидания.

 

Дети считают фишки.


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»