Конспект логопедического занятия в 3 классе
Коррекция смешанной дисграфии
Бойкова Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 77
Петроградского района Санкт-Петербурга
Логопедическая тема: «Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах».
Грамматическая: «Обозначение мягкости согласных посредством гласных IIряда».
Лексическая: «Животные», «Гусеничная техника», «Цветы».
Цель: совершенствование навыка дифференциации согласных; навыка звуко-слогового анализа и синтеза трехсложных и четырехсложных слов.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
- развивать языковой анализ и синтез;
- развивать слуховую и слухопроизносительную дифференциацию твёрдых и мягких согласных;
- развивать слого-ритмические навыки;
- развивать навыки словообразования и словоизменения;
- совершенствовать навык составления предложений по картинкам; с опорой на заданное слово;
- расширять знания об окружающем мире. Обогащать, уточнять и активизировать словарь обучающихся.
- обогащать словарь антонимов, омонимов, фразеологизмов;
- развивать слуховое внимание, восприятие, слуховую память;
- развивать зрительное восприятие и зрительную память;
- развивать логическое мышление;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать пространственную ориентировку.
- воспитательные:
- воспитывать уверенность в собственных знаниях и силах;
- развивать интерес к познавательной деятельности;
- воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- демонстрационный материал;
- презентации PowerPoint.
План и ход урока
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем продолжать учиться различать твёрдые и мягкие согласные. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. |
|
II. Повторение. Слогообразующая роль гласных. Дифференциация гласных Iи IIряда. Работа над слого-ритмической структурой слова. Задание № 1 Слова-«близнецы». Сравнение слов по значению и по звучанию. Слайд № 1 Назовите картинки и ответьте на вопрос кто это? или что это? Составьте предложение.
У танка есть металлическая цепь, которая называется «гусеница». Зачем эта цепь надевается на колеса? - Сравните эти два слова по значению и по произношению.
Чему учились |
Кто? гусеница – это насекомое, личинка бабочки. Гусеница ползет по ветке. Что? танк – это боевая машина Гусеница повышает проходимость машины. Эти слова произносятся одинаково, но имеют разные значения. Составлять предложения. Называть слова-«близнецы». |
Задание № 2 - Выделите в слове «гусеница» гласные и определите их место в слове (в начале, в середине, в конце). - Определите количество гласных и слогов. - Поставьте ударение. - Отхлопайте ритм слова. - Зарисуйте слого-ритмическую схему. - Назовите мягкие согласные в слове. - Произнесите всегда твердый согласный.
- Назовите в слове гласные IIряда, которые обозначают мягкость согласных. - Договорите гласные IIряда |
`у_ е_ и _ а_
Х х х х
[ с ,], [н ,]
[ц] – согласный твердый непарный
е, и
я, ё, ю |
III. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации согласных. Задание № 1 Повторите ряд слогов: ТА-ТА-ТЯ ТЯ-ТЯ-ТА ТА-ТЯ-ТА ТЯ-ТА-ТЯ ТЯ-ТА-ТА ТА-ТЯ-ТЯ |
|
Задание № 2 Диктант слов. - Записать только слоги с мягкими согласными: Куница, бегемот, антилопа, ежевика, лягушка, муравей, абрикос, чайка, кузнечики. - Чему учились?
|
ни, бе, ге, ти, ви, ля, вей, ри, чай, не, чи, ки. Учились различать твёрдые и мягкие согласные. |
IV. Работа с таблицей слогов. Слайд № 2 Задание № 1 - Прочитайте обратные слоги. - Прочитайте прямые слоги с твёрдыми согласными. - Прочитайте прямые слоги с мягкими согласными - Прочитайте закрытые слоги с твёрдыми согласными. - Прочитайте закрытые слоги с мягкими согласными. |
из, оч, ям ка, со, га, бы, на
лю, мя
бан, мак, вол, зон
тик |
Задание № 2 - Составьте слово из двух слогов: первый слог в левом верхнем углу таблицы; второй слог – в правом верхнем углу таблицы. - Назовите слово. - Банка из стекла – какая? |
БАН КА
стеклянная |
Задание № 3 Преобразование слова. Ребята, назовите сначала 2-й слог в слове «банка», а теперь 1-й слог. -Кто это? - Как получили новое слово? - Запишите слова. Определите в слове место гласных. |
ка-бан это дикая свинья переставили слоги
2 5 2 4 бан-ка - ка-бан |
Задание № 4 - Составьте из слогов слова с мягкими согласными. -Запишите слова. Подчеркните мягкие согласные вместе с гласной буквой IIряда. -Чему учились? |
Лютик, зонтик, соки, волки
Составлять из слогов слова. |
V. Сопоставление слов НОС – НЁС. Задание № 1 Слайд № 3 Ребус «ноты». - Ребята, отгадайте ребус. Слайд № 4 -Что это? - Как отгадали ребус?
- Произнесите 1-й звук в слове «нос». Какой это согласный? - Назовите гласную в слове. - Запишите слово. Подчеркните гласную букву «о» 1-й чертой. |
НОС
Нос – это часть лица. В слове «ноты» надо исключить два последних звука и добавить звук [с]. [н] – твёрдый согласный
Гласная Iряда – «о». нос |
Задание № 2 Фразеологизмы. - Ребята, вспомните устойчивые выражения со словом «нос». Что означают эти выражения? - Почему так говорим? Как произошло это выражение? |
«Зарубить на носу» - запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда В древности неграмотные люди носили с собой дощечки. Они назывались носами. На этих дощечках делались зарубки на память. «Задирать нос» - зазнаваться, важничать. «Вешать нос» - расстраиваться, огорчаться, грустить. |
Задание № 3 Преобразование слова. - Измените, пожалуйста, слово «нос» - произнесите 1-й звук мягко. - Гласную какого ряда напишите в слове «нёс»? - Запишите слово. Подчеркните гласную букву 2 чертами. Слайд № 5 Проверка записи. -Задайте вопрос к слову «нёс». - Составьте предложение по картинке. |
НЁС гласную букву IIряда – «ё»
нёс НОС - НЁС Что делал? Мальчик нёс дрова. |
Задание № 4 Образование новых слов при помощи приставок. Слайд № 6 - Ребята, прочитайте приставки. Образуйте новые слова.Запишите. - Назовите слова с противоположным значением. - Какое значение имеют приставки?
- Составьте предложения по картинкам.
- Назовите слова-«неприятели».
- Составьте одно предложение (со словом «а»). |
принёс, унёс, снёс
принёс – унёс
при- - приближение у- - удаление Трактор снёс старый дом. Строители строят новый дом. старый - новый низкий – высокий Строители старый дом сносят, а новый дом строят. |
Задание № 5 Закрепление темы «Сложные слова». - Назовите гусеничные машины, которые вы знаете. - Назовите слова, состоящие из двух корней. Слайд № 7 - Вспомните сложные слова, которые обозначают транспорт. Слайд № 8 - Прочитайте сложные слова. Спишите, выделите корни и соединительную гласную. |
снегоход, экскаватор, луноход, бульдозер, трактор. снегоход, луноход
вертолёт, самолёт, пароход, ледокол, паровоз, теплоход. |
VI. Сравнительный звуко-слоговой анализ и синтез слов. Задание № 1 - Расставить картинки в два столбца – по количеству слогов в слове: василёк, гладиолус, георгин, одуванчик, фиалка, хризантема. - Найти слова, в которых есть обратный слог.
|
фиалка, георгин |
Задание № 2 Звуко-слоговой анализ и синтез слов. - Составить звуковую схему слова «фиалка». - Составить звуковую схему слова «георгин». |
|
Задание № 3 Сравнение звуко-слоговых схем. - Что общее в схемах слов «фиалка» и «георгин»?
- Чем различаются звуковые схемы?
|
по 3 слога, гласные на 2, 3 и 6 месте. В слове «фиалка» 6 звуков, 3-й слог – прямой. В слове «георгин» 7 звуков, 3-й слог – закрытый. Местом мягких согласных |
VII. Подведение итогов занятия. Рефлексия. - Чему мы сегодня учились?
Рефлексия. - Ребята, вам понравился урок? Какое задание вам запомнилось, понравилось больше всего? |
Делить слова на слоги. Составлять из слогов слова. Различать твёрдые и мягкие согласные. Изменять слова. Называть слова-«близнецы», слова-«неприятели». Называть сложные слова. Определять приставку в слове. Составлять предложения по картинкам. |
VIII. Оценка деятельности учащихся. Сегодня вы все молодцы. Кто из вас занимался лучше всех? Спасибо за активную работу на уроке. До свидания. |
Дети считают фишки. |