Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Звуки Л, ЛЬ, буква Л

Коррекционно-образовательные цели:

1.      Знакомство детей со звуками [л] [л‘].

2.      Знакомство детей с буквой Л.

3.      Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов множественного числа прошедшего времени).

4.      Совершенствование навыка составления предложения из слов.

5.      Формирование навыка чтения слов.

 

Коррекционно-развивающие цели:

1.      Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.

2.      Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

3.      Развитие артикуляционной моторики.

4.      Развитие общей моторики.

5.      Развитие мышления.

 

Воспитательные цели:

1.      Воспитание четкой, правильной речи.

2.      Формирование навыков взаимопонимания, сотрудничества.

3.      Воспитание навыков правильного поведения на уроке: умения слушать учителя, отвечать на вопросы.

 

        Оборудование:изображения  Лунтика и Лисы, зеленые и синие квадраты для каждого ученика, предметные картинки (перечислены в ходе занятия), игра «Поймай рыбу», индивидуальные листы с напечатанными наборами букв, индивидуальные конверты с набором букв.

 

Ход занятия.

 

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, дети. Сейчас я буду говорить, что делал  один человек, а вы – что делали много. Сядет тот, кто скажет правильно. Например, я говорю «пил», а вы говорите …

Учащиеся: «Пили».

 Глаголы (слова-действия) в  прошедшем времени: ел, гулял,  ходил, играл, пел, писал, рисовал, думал. Логопед уточняет, какой звук в конце слов-действий единственного числа, и какой звук появляется в словах множественного числа перед звуком и.

 

2. Сообщение темы занятия.

Логопед:  Тему сегодняшнего занятия нам помогут назвать гости, которые к нам сегодня придут. Угадайте, кто эти гости.

Я родился на Луне,

И доволен я вполне.

Домом стала мне Земля,

Здесь живут мои друзья!

Помогаю всем я тут.

Ну-ка, как меня зовут?

Учащиеся:  Это Лунтик.

Логопед показывает  картинку.

Логопед: отгадайте следующую загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

 

Учащиеся: Это лиса.

Логопед показывает  картинку.

Логопед:  Назовите первый звук в  слове «Лунтик».

Дети: [л].

Логопед: Назовите первый звук в слове «лиса».

Дети: [ль].

Логопед: правильно! Именно эти звуки мы сегодня  будем изучать на занятии. Скажите, звук  [л] – это твёрдый или мягкий звук?

Учащиеся: Это твёрдый звук.

Логопед: А звук [ль] – это твёрдый или мягкий звук?

Учащиеся: Это мягкий звук.

 

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Наши  гости не знают, как отличить первые звуки их имен друг от друга. Помогите им, пожалуйста: послушайте звуки, слоги и слова и поднимите зелёный квадрат, если услышите [ль], или синий квадрат, если услышите [л].

Ученики слушают звуки, слоги, слова и поднимают зеленый или синий квадрат в зависимости от наличия соответствующего звука: л, ль, ль, л; ла, лю, ле, ал, оль, лы; лампа лямка, яблоко, апельсин, слива, пенал, стол.

Логопед напоминает учащимся, что звуки [л], [ль] обозначаются одной и той же буквой Л.

 

4.       Развитие зрительного внимания.

Упражнение «Найди букву».

 Логопед: Лиса очень хочет научиться писать свое имя, но не знает, с какой буквы оно начинается. Помогите Лисе найти букву Л среди тех букв, которые написаны у вас на листах.  Ученики находят на своих листах букву Л среди других букв и  зачеркивают её.

Запись на листе: А  П  Л  М  Н  Л   И  Д  Л

 

5.      Формирование навыка чтения слогов.

Упражнение «Поймай рыбку». Логопед просит детей подойти к её столу и «поймать рыбку». Учащиеся с помощью магнитной улочки «ловят» бумажные рыбки с написанными на них слогами: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ, АЛ, ОЛ, УЛ.

 

 

6.       Дифференциация звуков [л], [ль]  в словах на слух.

 Упражнение «Подари подарки».

 Логопед: Нужно подарить нашим гостям подарки. Если название картинки начинается со звука [л], кому мы подарим этот предмет:  Лунтику или лисе?

Учащиеся: Этот предмет мы подарим Лунтику.

Логопед: А если название картинки начинается со звука [ль], то  кому  подарим этот предмет?

Учащиеся: Подарим лисе.

Дети закрепляют на магнитной доске  картинки под изображением Лунтика и под изображением лисы. Картинки:  линейка, лилия, яблоко, вилка, пила, апельсин, сливы, лодка.

 

7.      Физкультминутка.

Развитие слухового внимания и общей моторики.

Игра «Просьба».

Логопед: Давайте покажем друзей Лунтика, но только если я скажу слово «Просьба».

Прыгай, как Кузя. Летай, как Майя. Просьба. Ходи, как дядюшка Шнюк. Просьба. Жужжи, как Пчеленок.  Покружись, как бабочка. Просьба.

Можно показать детям картинки с изображением друзей Лунтика.

8.      Развитие фонематического восприятия.

 

      Упражнение «Составь слово из звуков».

Логопед:Дети, давайте покажем нашим гостям, как составлять   слова из первых звуков названий картинок.

Картинки: 1) Лист, игрушки, муха, облако, нос.

                   2) Сова, тапки, обруч, лопата.

                   3) Сом, линейка, ива, вагон, арбуз.

                   4) Лук, апельсин, мышка, паук, аист.

                   5) Лимон, игла, аист, антенна.

                   6) Сумка, туфли, утюг, лампа.

Учащиеся выделяют первый звук в слове и составляют из них слова. По ходу выполнения упражнения проводится словарная работа. Получившиеся слова: лимон, стол, слива, лампа, липа, стул.

9.      Составление слов из букв, формирование навыка чтения.

Логопед: Давайте покажем всем, как вы умеете составлять слова из букв. Педагог раздаёт ученикам конверты с набором букв. Учащиеся складывают слова из букв и читают их (в случае затруднения можно показать  картинку), затем определяют, какой звук обозначает буква Л – твёрдый или мягкий.

Буквы в конвертах: В,  О,  Л,  К

                                  Л,    И,   С,   Т

                                  С,     И,  Л,   А

                                  К,     Л,  О,  У,  Н.

 

10.   Различение звуков  [л], [ль] в предложениях.

Упражнение «Составь предложение из слов».

Логопед: Лисе хочется научиться составлять предложения, но она не умеет. Помогите ей, пожалуйста. Логопед читает слова, а учащиеся составляют из них предложения:

 Самолет, лететь, над, лес. Володя, любить,  апельсины. Лодка, плавать, река, по. Желуди, лежать, дубом, под. Мама, купить, яблоки, сливы, и. Лена, спит, одеялом,  под. Мила, качаться, качелях, на. Коля, взять, линейка.

В предложениях ученики выделяют слова с мягким и твердым звуками  [л], [ль].

 

      11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед предлагает детям вспомнить тему занятия, назвать слова с мягким звуком [ль], твердым звуком  [ль]. Затем оценивает деятельность каждого ребёнка на занятии. Прощание с Лунтиком и лисой.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»