Формирование основных навыков самообслуживания у детей с умеренной умственной отсталостью первых лет обучения
Корюшкина Дина Вафаевна,
воспитатель ГБС(К)ОУОШ №502
Опыт работы отечественных и зарубежных специалистов, пересмотр отношения к «особым» детям в нашем обществе, вынесли положительный вердикт – каждый человек должен жить по-человечески, получить необходимое образование и воспитание. Для большинства детей со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. д.) на прямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развитие речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации. Данная работа направлена на удовлетворение потребностей каждого обучаемого в формировании жизненно важных практических навыков. Центром внимания для воспитательной и коррекционно-развивающей работы является повседневная жизнь каждого ребёнка группы. И конечная цель всей моей работы – достижение максимально возможных положительных результатов в социально- бытовой адаптации детей.
Необходимым условием реализации знаний, полученных на занятиях, является создание атмосферы принятия, доверия и взаимопонимания между воспитателем и учеником. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые поймут и помогут. Только в этой атмосфере он может себя чувствовать уверенно и защищено, что является обязательным условием для его восприятия и понимания предлагаемого материала знаний.
Эмоциональный контакт с учеником накапливает опыт «проживания», переживания событий, который в последствии создаёт эффект длительного положительного взаимодействия между ребёнком и предметом обучения.
Занятия включают все педагогические методы. Они носят комбинированный характер (при истощении внимания гибко переключаю ученика на другой вид деятельности с учётом индивидуальных способностей). На занятиях, направленных на формирование навыков социальной адаптации, совместно прорабатываются и выполняются ситуации:
- приветствия;
- расставания;
- завтрака;
- общей игры и др.
При этом создаётся атмосфера активного взаимодействия между учениками.
Приобретённые детьми навыки общения и социально- трудовой адаптации неоднократно закрепляются на практике (сначала дети выполняют что-либо при моей поддержке, а потом пробуют это делать самостоятельно). Предлагаю родителям трудовую деятельность с ребёнком, соответствующую уровню его развития и индивидуальным способностям.
Отношение к трудовой деятельности ребёнка оценивается:
-«0-1» -полное нежелание трудиться.
-«2» показывает неприязненное отношение ребёнка к трудовым поручениям.
-«3-5»- достаточно прохладное отношение к труду.
-«6-8»- положительное отношение к труду, желание помочь другим.
-«9-10»- гиперлюбовь к труду.
Наших детей характеризуют оценки «6-8».
Особое внимание обращаю на:
- самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах;
- посильную помощь семье в уборке своей комнаты, квартиры.
- умение организовать свой досуг;
- умение ориентироваться в окружающей действительности;
- способность позаботиться о себе в отсутствии взрослых.
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость обучаемого от окружающих ( одновременно облегчает их деятельность), и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому формирование базовых, т.е. минимально необходимых жизненно-практических навыков становится предметом особой заботы в семье.
Опыт показал, что у детей группы «особый ребёнок» возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков:
- гигиена тела;
- приём пищи;
- пользование туалетом;
- правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработке;
- приготовление простейших блюд;
- одевание и раздевание;
- обувание и снятие обуви;
- поддержание порядка в помещении и его уборки;
- уход за комнатными растениями;
- уборка территории;
Формируя у ребёнка социально- бытовые навыки и умения, добиваюсь его положительного отношения к их освоению. Для этого использую разные средства:
- мягкое, доброжелательное, ободряющее общение в процессе предлагаемой деятельности;
- поощрение малейших успехов;
- игровые моменты;
- заинтересованность в использовании результатов деятельности.
По мере овладения теми или иными навыками самообслуживания формирую у подопечных привычки использовать их без помощи взрослых.
Любое проявление самостоятельности стимулирую, но одновременно с этим увеличиваю количество требований и поручений («Вымой!», «Принеси!», и т.д.)
Особенно хочу обратить внимание на то, что в формировании навыков самообслуживания соблюдается постепенность в плане сокращения оказываемой помощи, так и в плане усложнения самих навыков.
Например, обучая надевать носки, все действия с детьми выполняю сама, затем уже ребёнок учится подтягивать вверх уже натянутый на ступню носок, выполняя действие вместе с взрослым, а потом сам. После этого переходят к совместным действиям при натягивании носка на ступню и т.д.
Процесс обучения новым навыкам требует большого количества упражнений. На начальных этапах обучения упражнения осуществляются при активном участии взрослого. Эти этапы могут быть довольно продолжительными, но проявляя максимум терпения дают положительные результаты.
Обучение «особого» ребёнка элементарным навыкам самообслуживания формирует у него специальные знания, умения и навыки, необходимые для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, организацию собственного досуга, развитие социальных навыков поведения в общественных местах.
Данное направление обучения строится с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений даёт возможность воспитаннику приобрести как можно больше самостоятельности. Все занятия направлены на коррекцию личности ребёнка при практической подготовке к жизни и труду.
Реализация осуществляется на основе:
- практических работ;
- экскурсий;
- сюжетно-ролевых игр;
- бесед.
На занятиях широко использую:
- наглядные средства обучения;
- дидактический материал;
- модифицированные приёмы обучения для детей с ограниченными возможностями развития, например «рука в руку»;
- поэтапный анализ деятельности;
- обучение приёмам анализа по образцу;
- самооценка;
- использование пиктограмм и т.д.
Приёмы и формы обучения определяю с учётом способностей воспитанников (определяется индивидуальный маршрут развития и обучения).
Индивидуальные маршруты развития и обучения корректируются мною по мере продвижения воспитанника, ( или в безуспешности в продвижении). Согласовываются с родителями ребёнка.
Для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.
Список литературы:
1.Брайтман Алан ДЖ «Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам». М. 1997.
2.Баряева Л.Б. «Обучение сюжетно-ролевой игре с проблемами интеллектуального развития». СПб «Союз» 2001 г.
3.Катаева А.А., СтребелеваЕ.А.»Дидактические игры и упражнения».
4.Моржина Е.В. «Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома».
5.Мильман И.И. «Тело человека и уход за ним».
6.Количенко А.И. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007г.
7.Малер А.Р. «Ребёнок с ограниченными возможностями: книга для родителей». Москва 1996г.