Учимся говорить с неговорящим ребёнком
Ребёнок не говорит. Родители в растерянности. Это еще одна проблема, а у родителей их и так достаточно. Смогут ли родители справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.
А что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребенка застает их врасплох. Кроме того, специалисты наблюдают сложные межличностные отношения в семьях, где воспитываются дети с такой патологией. Часто родители неадекватно относятся к речевым и двигательным дефектам ребёнка: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая свое общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребенка. Ни тот, ни другой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально оценить его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым нежеланием говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с врачом и логопедом - дефектологом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах воспитания и обучения больного ребенка, познакомят с системой его реабилитации.
В санатории ребенок получает медикаментозное лечение, квалифицированную логопедическую и психологическую помощь, лечебную физкультуру и массаж. Непосредственное участие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью даются домашние задания родителям, благодаря которым у родителей формируется правильное отношение к интеллектуальному и речевому дефекту ребенка, раскрываются пути его преодоления, создаются условия для полноценного общения с ним.
Работать по предложенной системе можно совместно с логопедом - дефектологом или самостоятельно. Все задания, предлагаются ребенку в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие .
Каждое занятие, с ребёнком направлено на постижение огромного мира. От занятия к занятию надо учиться лучше понимать ребенка и это, в свою очередь сделает общение с ним более полноценным и значимым. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Взрослые должны радоваться вместе с ребенком. Поощрять его. Хвалить за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относится к неудачам на занятии, помнить о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Чаще обращаться к тем играм, которые сложны для ребенка, добиваться, чтобы он играл в них с удовольствием, Однако, каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если ребёнок устал, отказывается от игры, надо остановиться, отвлечь его, а позже снова поставить перед ним ту же задачу.
Занятие № 1.
Задание 1.
Цель:формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.
Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:
Ладушки - ладушки,
Где были?
У бабушки!
Ладушки - ладошечки,
Звонкие хлопошечки.
Хлоп - хлоп!
Задание 2.
Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.
Задание 3.
Цель:развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.
С помощью сюрпризного момента (из «чудесного» мешочка, коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У -у - у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному произнесению
звукоподражания).
Если ребёнок охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал» (вместе с мишкой в гости к ребёнку пришел волк-волчок («у-у-у!»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» ребёнка, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
Варианты:аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у!») и паровозиком («у-у-у!»).
Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение слов и фраз ребенком и взрослым,
отраженная речь— речь, повторенная за взрослым, произвольная речь— самостоятельное речевое высказывание.
Занятие № 2.
Задание 1.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.
Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст
Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)
На головку сели гули моей дочке. ( кладет руки на голову малыша)
Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны)
Задание 2.
Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.
Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:
Где же кукла наша,
Найдем мы куклу Машу!
Вова к кукле подойдет,
Вова куколку найдет.
Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка)
Задание 3.
Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху,
Игра "Султанчики»(султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав ее к карандашу).
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
Занятие № 3.
Задание 1.
Цель:развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей
Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Хлоп-хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.
Усложнение:за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и Т.п.
Задание 2.
Цель:формировать произвольный ротовой выдох.
Игра «Шарик»: взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Задание 3.
Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение:
А. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?»). прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).
Б. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).
Усложнение(вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным заданием)
а)находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова куклы из под подушки и т.п.);
б)находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы. охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).
Литература:
1.Агранович А.Е. Времена года- СПб.: Детство-Пресс, 2002
2.Волкова Г.А. Диагностика нарушений речи у детей и организации логопедической работы.- СПб.: Детство- Пресс, 2000.
3.Нищева Н.В. Будем говорить правильно.-СПб.: Детство- Пресс, 2002
4.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /Под ред.Г.В.Чиркиной.-М.: Аркти, 2002
5.Воспитание детей в средней группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада . Москва «Просвещение» 1982.