Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Учимся говорить с неговорящим ребёнком

Ребёнок не говорит. Родители в растерянности. Это еще одна проблема, а у родителей их и так достаточно. Смогут ли родители  справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серь­езна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - ме­дицинского, логопедического, психолого-педагогического.

А что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребенка застает их врасплох. Кроме того, специалисты наблюдают сложные межличностные отношения в семьях, где воспитываются дети с такой патологией. Часто родители неадекватно относятся к речевым и двигательным дефектам ребёнка: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая свое общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребенка. Ни тот, ни дру­гой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него са­мого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально оце­нить его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым нежелани­ем говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с вра­чом и логопедом - дефектологом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах вос­питания и обучения больного ребенка, познакомят с системой его реабилитации.

В санатории ребенок получает медикаментозное лечение, квалифицированную логопеди­ческую и психологическую помощь, лечебную физкультуру и массаж. Непосредственное уча­стие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью даются домашние задания родителям, благодаря которым у родителей формиру­ется правильное отношение к интеллектуальному и речевому дефекту ребенка, раскрывают­ся пути его преодоления, создаются условия для полноценного общения с ним.

Работать по предложенной  системе можно совместно с логопедом - дефектологом или самостоятельно. Все задания, предлагаются ребенку в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхатель­ные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запо­миная звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие .

Каждое занятие, с ребёнком  направлено на постижение огромного мира. От занятия к занятию надо учиться лучше понимать ребенка и это, в свою очередь сделает общение с ним более полноценным и значимым. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Взрослые должны радоваться вместе с ребенком. Поощрять  его. Хвалить за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относится к неудачам на занятии, помнить  о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Чаще обращаться  к тем играм, которые сложны для ребенка, добиваться, чтобы он играл в них с удовольствием, Однако, каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если   ребёнок устал, отказывается  от игры, надо остановиться, отвлечь  его, а позже снова поставить перед ним ту же задачу.

Занятие № 1.

Задание  1.

Цель:формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со  взрослым  работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия сти­хотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки - ладушки,

Где были?

У бабушки!

Ладушки - ладошечки,

Звонкие хлопошечки. 

Хлоп - хлоп!

Задание  2.

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее ру­кой.

Задание 3.

Цель:развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента (из «чудесного» мешочка, коробочки, из-за шир­мы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрос­лый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам при­шел мишка. Он здоровается с тобой: «У -у - у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый по­буждает ребенка к произвольному или сопряженному  произнесению

звукоподражания).

Если  ребёнок  охотно  включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал» (вместе с мишкой в гости к ребёнку  пришел волк-волчок («у-у-у!»);  игрушки рас­полагаются  по правую и левую стороны от ребенка и  по очереди «зовут» ребёнка, он по­ворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).

Варианты:аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у!») и паровози­ком («у-у-у!»).

 Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение слов и фраз ребенком и взрослым,

отраженная речь— речь, повторенная за взрослым,           произвольная речь— самостоятельное речевое высказывание.

Занятие № 2.

Задание  1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст

Прилетели  гули-гули голубочки,     (машет руками)

На головку сели гули моей дочке.       ( кладет руки на голову малыша)

Ой! Шу, полетели!                                (разводит руки  ребенка в стороны)

Задание  2.

Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша,

Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет,

Вова куколку найдет.

Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка)

Задание  3.

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху,       

Игра "Султанчики»(султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав ее к  карандашу).

Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Занятие № 3.

Задание  1.

Цель:развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Хлоп-хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Усложнение:за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и Т.п.

Задание  2.

Цель:формировать произвольный ротовой выдох.

Игра «Шарик»: взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Задание 3.

Цельучить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение:

А. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?»). прослеживание движения игрушки в заданном на­правлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).

Б. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).

Усложнение(вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным задани­ем)

а)находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова куклы из под подушки и т.п.);

б)находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы. охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).

Литература:

  1.Агранович А.Е. Времена года- СПб.: Детство-Пресс, 2002

 2.Волкова Г.А. Диагностика нарушений речи у детей и организации                   логопедической  работы.- СПб.: Детство- Пресс, 2000.

 3.Нищева Н.В. Будем говорить правильно.-СПб.: Детство- Пресс, 2002

 4.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /Под ред.Г.В.Чиркиной.-М.: Аркти, 2002

 5.Воспитание детей в средней группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада . Москва «Просвещение» 1982.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»