Особенности формирования учебной деятельности учащихся
с ограниченными возможностми здоровья
Алексеева Жанна Викторовна
учитель ГБОУ СКШ№7 (VIII вид) Красносельского района СПб
Введение
Проблема учебной деяетльности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к "вечным" педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуалиьности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.
Особенно остро проблема формирования учебной деятельности встает, когда речь идет об образовании школьников с ограниченными возможностями здоровья ( в конкретном случае с нарушением в интеллектуальном развитии).
В силу своих специфических особенностей, которые отличают их от детей с нормальным уровнем развития, дети с ОВЗ испытывают многочисленные трудности в процессе обучения.
Для меня вопрос формирования учебной деятельности у детей с ОВЗ является актуальным, так как, работая в специальной (коррекционной) школе, я сталкиваюсь с теми трудностями, которые я перечислила в своей работе.
Недостаточность развития психических процессов, невозможность самостоятельно контролировать и планировать свою деятельность, неадекватная реакция на неуспех, неудачи, приводят к тому, что у школьников снижается интерес к учебе, выполнение заданий ствновится формальным.
Как учитель,я считаю важным для себя рассмотрение данного вопроса и направлений коррекционно-развивающей работы для успешного формирования учебной деятельности у детей с ОВЗ.
В работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы. Классификация С.С. Ляпидевского и М.С.Певзнер.
2. Формирование учебной деятельности как задача начального обучения школьников.
3. Проблемы обучения детей с ОВЗ
4. Разнообразие форм обучения детей с ОВЗ
5. Развитие целенаправленной деятельности у учащихся специальной (коррекционной) школы.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы VIII вида
Основной контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с легкой степенью умственной отсталости. В работе "Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития Б.П. Пузанов обращается к труду С.С.Ляпидевского "Клиника олигофрении", где дана клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушением интеллектуального развития.
При легких формах олигофрении, отмечает ученый, заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наиболее типичные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей с врожденными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора. Часты изменения в физическом состоянии и при некоторых формах наследственной олигофрении, связанных с нарушением обмена веществ. При нарушении белкового обмена отмечается деформация черепа, диспластическое телосложение, гиперкинезы, экземы. Специфичны внешние признаки и при нарушении функции желез внутренней секреции.
необходимо отметить, что признаки физического недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, особенно ранних. Так, например, имеют место нарушения соотношения между длиной туловища и конечностей, различные деформации черепа - брахицефалический (башенный), долихоцефалический (удлиненный) в переднезаднем направлении. При гидроцефалии бывают истонченные кости черепа, особенно теменные и лобные. Отмечаются неправильный рост зубов, врожденные деыекты в виде расщелины верхней губя или твердого и мягкого неба, деформация в строении ушной раковины и другие аномалии развития.
Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних оргшанов - нередки врожденный порок сердца и другие нарушения сердечно-сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыхания; наличие таких дефектов приводит к частым простудным заболеваниям и повторным пневмониям.
Двигательные нарушения встречаются в виде нерезко выраженных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений.
У большинства детей отмечается задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения.
У многих выявляются симптомы нарушения вегетативной нервной системы - повышенная потливость, сосудистая дистония, изменение дермографизма, нарушение диэнцефальной области - повышенная жажда и аппетит.
Нарушение психической деятельности составляют основу дефекта.
Патология психологическогго статуса связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. дети в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен.
своеобразие познавательной деятельности школьников с ОВЗ состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления.
Отмечается нарушение волевой сферы, расстройство эмоциональной сферы.
Существует классификация М.С.Певзнер, в основу которой положен клинико-патогенетический подход. Исходя из патогенеза М.С.Певзнер выделяет четыре формы олигофрении:
1. Основная форма характеризуется диффузным (достаточно равномерным), относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии изменении\й со стороны ликвообращения. Дети часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчетливо проявляется при необходимости установления сложных систем причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
2. От основной формы олигофрении заметно отличается олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Это быстровозбудимые, расторможенные, недисциплинированные дети с резко сниженной работоспособностью или крайне вялые и заторможенные, что вызвано нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
3. Среди детей, обучающихся в специальной школе, есть учащиеся, у которых наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также нарушенная речь. У таких детей отмечается апраксия губ и языка. При достаточной остроте слуха эти дети не различают близкие по характеру звуки, не могут выделить отдельных звуков из плавной речи, плохо дифференцируют сложные звуковые комплексы, то есть имеют стойкое нарушение фонематического фосприятия.
4. Последнюю группу составляют дети, у которых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчетливо выступает недоразвитие личности в целом. В этих случаях резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонностти. При исследовании выявляется грубое своеобразное нарушение моторики. - движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслужить.Движения плохо или почти не автоматизированны. Специфической особенностью таких детей является разрыв между произвольными и спонтанными движениями.
Эти дети некритичны, неадекватно оченивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, необидчивы.
Оприаясь на знания психолого-педагогических характеристик, учитель сможет правильно построить свою работу по формированию учебной деятельности.
Формирование учебной деятельности как задача начального обучения школьников.
Решение проблемы учебной деятельности школьников требует, как утверждает Г.Ф. Кумарина, прежде всего уточнения ее сути, то есть понятий ной определенности, подчеркивающей самостоятельность учащихся в присвоении, приобретении знаний. Сущность понятия "учебная деятельность" привлекает внимение к слову "учиться", олриентируя на уточнения смысловых истоков этого слова, состоящего из соединения слов "учить себя".
В сотруднипчестве школьника с учителем особого внимания требует отношение учителя к достаточной, индивидуально дозируемой мере самостоятельности, предоставляемой школьнику.
Структурная определенность учебной деятельности Н.Я.Чутко отмечается органическим соединением трех составляющих ее блоков:
1) информационно-ориентировочного;
2) операционно-исполнительского;
3) контрольно-коррекционного.
Назначение первой части учебной деятельности - вхождение ученика в конкретную учебную ситуацию, ее анализ и определение плана предстоящих учебных действий.
Осуществление продуманных и запланированных действий составляет вторую часть учебной деятельности, в ходе которой нельзя терять условия задачи не доведя решение до конца.
Проверка правильности осуществленных действий и исправление допущенных ошибок составляют третью часть учебной деятельности.
"Психолого педагогическо раскрытие учебной деяетльности показывает, что ее результат в конечном итоге - это личностные новообразования в ребенке: в его потребностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере" - сказал Л.С.Выготский.
Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Известно, то нормально развивающийся ребенок - это неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологических характеристик. Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной системы, познавательные эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях,поступках и действиях.
В личности как целостной системе одни звенья,структурные элементы,могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в зависимости от требовнаия действительности,задач, которые решает человек в конкретной ситуации. Личность человека есть результат сложного действия и взаимодействия многочисленных факторов.
Все вышесказанное относится в полной мере к личности нормально развивающегося ребенка. Но все это, за одним исключением, относится к личности ребенка с ОВЗ. И это исключение заключается в том,что биологический дефект развития (нарушение высших отделов коры головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т.д.) делает детей, объединенных одним диагнозом не менее индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени поражения, тяжести, локализации в коре головного мозга и других факторов) формирует личность школьника с ОВЗ более неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника.
Существенная сторона процесса обучения в специальной школе - мотивы учения. Они во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Мотивация учения может быть положительной, нейтральной, негативной или сложной, сочетающей в себе разные мотивы.
У учащихся вспомогательной школы доминируют нейтральные или отрицательные мотивы к процессу учения.
Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а так же активное участие школьников во внеклассной и внешкольной работе.
Чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью учащихся, необходимо хорошо представлять основные этапы овладения знаниями.
Первым этапом является восприятие. прежде всего, учащимся нужно сообщить то,что они будут изучать, поставить задачу и разъснить ее.
Нельзя приступать к знакомству с материалом, если учащиеся не осознают учебную задачу. Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся получат достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и поймут учебную задачу.
Второй этап - осмысливание учебного материала. Он заключается в выделении главной мысли, понятия, его основных признаков, уяснении характера поясняющего материала, изучении примеров и фактов. Этот этап можно сичтать пройденным, если учащиеся усвоили способы решения учебной задачи.
Третий этап - запоминание и закрепление. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно характер упражнений, самостоятельной репродуктивной работы. Теоретический материал, понятия, правлиа, доказательства повторяются в упражнениях разного вида. Этот этап в дидактике специальной школы имеет особое значение. На этом этапе учащиеся должны уметь использовать усвоенный теоретический материал для выполнения упражнений, решения задач, построения простейших умозаключений.
Четвертый этап заключается в применении знаний, умений и навыков в практической деятельности. Этот этап особенно важен для специальной школы, так как учащимся с ОВЗ очень сложно даже имеющие знания и сформированные умения и навыки адекватно использовать в новых условиях, а тем более в самостоятельной работе.
В специальной школе, как и в массовой, процесс обучения и воспитания един и неразделим и, в конечном счете, подчинен основной цели - подготовке выпускников к самостоятельной жизни и общественно полезному труду.
В специальной школе процесс обучения и воспитания реализуется своеобразно. Это своеобразие выражается в том, что в специальной школе в процессе обучения необходимо всемерно компенсировать последствия мозговых заболеваний, корригировать аномалии укмственного развития ребенка. Поэтому конкретные методы и приемы работы с детьми должны не только обеспечить сообщение определенной суммы общеобразовательных знаний и профессиональных умений и навыков в объеме, доступном усвоению учеником с ОВЗ, но и одновременно оказать коррегирующее влияние на ход умственного развития ребенка.
Разнообразие форм обучения детей с ОВЗ.
Успешность формирования и коррекции недостатков учебной деятельности у школьников в конечном итоге зависит от технологических решений. Такие решения особенно связаны с известной в психологии сензитивностью - восприимчивостью, пластичностью психики к воздействиям окружающей среды. Высокая отзывчивость младших школьников, прежде всего к обучению и воспитанию, требует определенных условий этого процесса, который в системе коррекционно-развивающего обучения должен быть направлен на освобождение детей с ОВЗ от неуспешности в обучении и на укрепление их в учебном благополучии.
При индивидуальном или фронтально обучении всех категорий детей важно, чтобы учитель планировал урок грамотног, использовал адекватную методику, применял целесообразно сочетание словесных и наглядных средств. Не менн важным является и то,чтобы не только учитель, но и ученики активно работали. Для этогонужно заранее представить себе, каким образом можно хотя бы на небольшой срок заинтересовать учащихся тем, что происходит на занятии, как удержать их неустойчивое внимание на нужном материале.
Экспериментально доказано, отмечает В.Г. Петрова ("К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием"), что дети с ОВЗ значительно успешнее запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик.
Сколько-нибудь сложная умственная деятельность быстро утомляет их. Учащиеся стремятся тем или иным путем избавиться от нее - прекращают работу или выполняют ее, не учитывая всех предложенных условий, упрощает поставленную перед ним задачу. Существенное место должно занимать на уроке воспитание детей с ОВЗ умения адекватно реагировать на возникающие неудачи и трудности в учебных и повседневных ситуациях.
Важно научить учеников завершать начатую работу, проявляя определенные волевые усилия даже в тех случаях, когда не все сразу удается. Для всех детей с нарушенным интелектуальным развитием свойственно отсутствие критичности к полученному результату, удовлетворенность любым полученным ответом. Воспитать критическое отношение к своей деятельности - одно из важных направлений коррекционной работы.
Одним из значимых условий обучения является оказание ученику помощи. Помощь может предстать как образец для подражания. Другой вид помощи, когда она направлена на активизацию действий, на организацию познавательной деятельности ребенка. Тогда ее значение оказывается наиболее существенным, поскольку способствует коррекции мышления.
результаты наблюдений и многих проведенных различными авторами разноаспектных психологических исследований подтверждают положения, высказанные Л.С. Выготским, о соотношении обучения и развития детей. Они свидетельствуют о том, что обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида оказывает решающее влияние на продвижение учащихся с ОВЗ в общем развитии, на становление их личностных качеств, на подготовку к социальной и трудовой адаптации.
Владение учебной деятельностью - личное и личностное достояние школьника.
Полноценная учебная деятельность выводит школьника на самоизменение, самосовершенствование, открывая путь к "автодидактике - построению учащимися самих саебя в процессе самоизменения, в ходе учения".
Только учитель, который хорошо знает и понимает способности и возможности ученика, его проблемы и трудности, знает, как и чем можно ему помочь, не "сломает" его, не навредит здоровью. У такого учителя не вырастет ребенок, ненавидящий школу и учебу.
Педагог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры с целью предупреждения нежелательных явлений, которые возникают во время критических периодов развития.
Если во время таких кризисов у ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо осуществить систему определенных медицинских и коррекционно-воспитательных воздействий.
В заключении хочется отметить связь проблемы формирования, диагностики и коррекции недостатков учебной деятельности у школьников с уровнем развития произвольности и саморегуляции, не соответствующим у многих из них нормативным требованиям. Это, начиная с первых шагов учения, вызывает характерные трудности учащихся, проявляющиеся, прежде всего, в неумении организовать свое внимание, деятельность в соответствиис поставленной учебной задачей, удержать в ходе деятельности поставленную цель, в отстутствии каких-либо навыков планирования и контроля.
Если учитель не поможет ребенку преодолеть это, то с первых же шагов школьной жизни ученик встретится с тррудностями, неудачами, которые постепенно погасят его желание получать занния.
Литература:
1. М.М.Безруких, С.П. Ефимова. Ребенок идет в школу: проблемы психологическоц адаптации. - М.,1989
2. Л.С.Выготский. Вопросы детской психологии - СПб, 1997
3. Дефектология/И.В.Белякова, В.Г.Петрова. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием - 1995
4. Дефектология/ Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова - М.,1996
5. Коррекционная педагогика в начальном образовании под редакцией Г.Ф.Кумариной. - М.,2001
6. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития . Под редакцией Б.П.Пузанова - 2001
7. Хрестоматия/обучение и воспитание детей группы риска - М.,1996
8. Л.М.Шипицина, Е.С. Иванов. Нарушение повдения учеников вспомогательной школы. - Уэллс, Великобритания, 1992
9. Л.М.Шипицына. Необучаемый ребенок в семье и обществе - СПб, 2002