Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного образовательного

учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи

 Дмитриева Екатерина Сергеевна, учитель - логопед

ГБДОУ № 105 Невского района Санкт - Петербурга

Практика показывает, что количество детей с речевыми нарушениями год от года все увеличивается. Цифры говорят сами за себя: около 80 % детей, посещающих массовые ГБДОУ, имеют отклонения в речевом развитии. А вместе с тем, желание общаться, умение формулировать свои мысли, пользоваться в общении с окружающими правильной выразительной речью является важнейшим условием полноценного гармоничного развития личности ребёнка. Тяжелая речевая патология тормозит формирование у детей потенциально сохранных умственных способностей, препятствует нормальному функционированию речевого интеллекта. Имеющиеся у детей нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико – грамматического развития находят отражение в чтении и письме, а это, в свою очередь, препятствует овладению более сложным программным материалом. Ребёнок с речевыми нарушениями в школьном возрасте может подвергаться насмешкам со стороны сверстником, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм. 

Коррекцией речевого нарушения и развитием речемыслительной деятельности ребёнка в условиях детского сада компенсирующего вида занимается учитель – логопед в тесной связи с другими специалистами ГБДОУ и, конечно же, родителями. 

Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. А вместе с тем многие родители попросту не замечают у своего ребенка речевого нарушения, списывая подчас тяжелую речевую патологию на особенности детской речи.           Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно – образовательного процесса.

Основными задачами работы логопеда с родителями являются:

- Информировать родителей о состоянии речи дошкольника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.

- Стимулировать их обращение за логопедической помощью.

- Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с  ребёнком.

          В нашем ГБДОУ мы активно применяем следующие формы работы с родителями (см. Приложение 1):

1. Родительское собрание. Проводится 3 раза в год (в сентябре, январе, мае).

Главной задачей первого родительского собрания является познакомить родителей, пришедших из массового детского сада, со спецификой работы коррекционного образовательного учреждения. Логопед информирует родителей о том, что такое общее недоразвитие речи, о возможном влиянии речевого нарушения на дальнейшее развитие и обучение ребёнка.  Родителям сообщается о  том, какие специалисты  ГБДОУ будут работать с его ребёнком, о структуре занятий, об основных направлениях работы на занятиях, об огромной важности активного участия родителей в коррекции речевого нарушения у ребёнка. Важно уже на первом собрании постараться найти психологический контакт с родителями, установить деловые партнерские отношения. Уместным будет провести анкетирование с целью изучения семьи ребёнка, круга его интересов (см. Приложение 2).

Второе родительское собрание проводится  по окончании первого полугодия обучения. Его главной задачей является проведение промежуточных итогов коррекционно – образовательной  работы.

Заключительное родительское собрание проводится в мае. Возможно, провести его в виде «круглого стола». Цель: подвести итоги совместной работы, обсудить вопросы преемственности между ГБДОУ и школой.

В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся также консультации для родителей: индивидуальные и подгрупповые. 

На первых индивидуальных консультациях учитель – логопед:

- информирует родителей о результатах логопедического обследования;

- сообщает план коррекции речевого нарушения.

          На дальнейших индивидуальных консультациях в течение года учитель – логопед:

- сообщает родителям об успехах и трудностях их ребёнка, показывает, на что нужно обратить внимание дома;

- предупреждает о возможных осложнениях в процессе коррекции речевого нарушения;

- дает предварительный прогноз. 

          Несколько раз в год проводятся групповые консультации для родителей на различные актуальные темы (по их выбору). Примерный список тем составляется логопедом по результатам анкетирования в начале учебного года.

          Нельзя ни сказать, о еще одной относительно новой форме работы – консультирование родителей с помощью сети интернет. В настоящее время практически в каждом доме, в каждой семье есть компьютер. Для современных молодых людей, к числу которых, безусловно, относятся и родители наших воспитанников, интернет является и средством общения, и источником информации. Зачастую ответы на вопросы, связанные с особенностями речевого развития ребёнка, наличием или отсутствием у него речевых нарушений, методами их коррекции и проч., родители ищут не в детских садах, а в социальных сетях.   Поэтому очень важно, чтобы и там они могли получить квалифицированную помощь. В настоящее время существует множество логопедических сайтов, групп и сообществ логопедов в интернете.

          Необходимой формой работы с родителями является проведение индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей. Они позволяют вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной работы с ребёнком дома, наглядно демонстрируют успехи ребёнка, выявляют трудности.

          В логопедическом уголке в раздевалке еженедельно обновляются материалы по изучаемым лексическим темам. В них в доступной для родителей форме даются рекомендации и предлагаются различные игры и упражнения для домашних занятий.

          Применяемые методы и формы работы с родителями показали свою высокую эффективность, позволяют достичь значительных положительных результатов в коррекции речевых нарушений у детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Перспективный план работы с родителями

 

№ п/п

Название мероприятия

Месяц

1

Родительское собрание.

1.Задачи коррекционно – образовательного процесса.

2. Формы и методы коррекционно – образовательной работы.

Сентябрь

2

Индивидуальные консультации для родителей по итогам обследования детей.

Октябрь

3

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома».

Ноябрь

4

Обследование детей в массовых садах. Информирование родителей о состоянии речи ребёнка, консультирование по вопросам зачисления в ГБДОУ компенсирующего вида.

Октябрь – ноябрь

5

Консультация для родителей «Основные этапы работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Декабрь

6

Индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей.

Индивидуальные консультации для родителей

Ноябрь – май

7

Родительское собрание.

Подведение итогов коррекционно - образовательной работы за I полугодие.

Январь

8

Консультация для родителей «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Март

9

Вводное родительское собрание для родителей, чьи дети были зачислены в ГБДОУ по итогам ТПМПК на следующий учебный год.

Апрель

10

«Круглый стол». «Подведение итогов совместной работы».

- Выступление родителей;

- Выступление педагогов группы (воспитателей, учителя-логопеда);

- Обсуждение вопросов преемственности работы ГБДОУ и школы.

Май

Приложение 2

 

Анкета

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, эту анкету. Она необходима нам, сотрудникам, работающим в ГБДОУ, для того, чтобы лучше узнать Вас и Вашего ребенка. Анкета поможет подобрать наиболее удобные для Вас формы работы, проводить занятия с ребёнком, учитывая круг его интересов.

 

1. Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________

2. Мать____________________________________________________________

ФИО, возраст, образование, должность

__________________________________________________________________

3. Отец____________________________________________________________

ФИО, возраст, образование, должность

__________________________________________________________________

4. Количество детей в семье__________________________________________

5. Кто из членов семьи больше внимания уделяет ребёнку, чаще занимается с ним_______________________________________________________________

6. Как часто Вы читает ребёнку, запишите названия его любимых книг______

__________________________________________________________________

7. Перечислите названия стихов, которые Ваш ребёнок знает наизусть______

__________________________________________________________________

8. В какие игры любит играть Ваш ребёнок_____________________________

__________________________________________________________________

9. Какие музеи, выставки, театры Вы посещали с ребёнком за последние полгода___________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. Испытываете ли Вы беспокойство по поводу состояния речи Вашего ребёнка____________________________________________________________

11. Испытывает ли Ваш ребёнок беспокойство из-за своего речевого нарушения_________________________________________________________

(не замечает, замечает, но не переживает, переживает)

12. Готовы ли Вы заниматься с ребёнком дома по заданию учителя – логопеда___________________________________________________________

13. Как много времени ежедневно Вы можете уделить для занятия с ребёнком__________________________________________________________

14. Какие темы Вы хотели бы обсудить со специалистами ГБДОУ__________

__________________________________________________________________

15. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить в ГБДОУ____

__________________________________________________________________

 

Спасибо!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»