Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного образовательного
учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи
Дмитриева Екатерина Сергеевна, учитель - логопед
ГБДОУ № 105 Невского района Санкт - Петербурга
Практика показывает, что количество детей с речевыми нарушениями год от года все увеличивается. Цифры говорят сами за себя: около 80 % детей, посещающих массовые ГБДОУ, имеют отклонения в речевом развитии. А вместе с тем, желание общаться, умение формулировать свои мысли, пользоваться в общении с окружающими правильной выразительной речью является важнейшим условием полноценного гармоничного развития личности ребёнка. Тяжелая речевая патология тормозит формирование у детей потенциально сохранных умственных способностей, препятствует нормальному функционированию речевого интеллекта. Имеющиеся у детей нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико – грамматического развития находят отражение в чтении и письме, а это, в свою очередь, препятствует овладению более сложным программным материалом. Ребёнок с речевыми нарушениями в школьном возрасте может подвергаться насмешкам со стороны сверстником, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм.
Коррекцией речевого нарушения и развитием речемыслительной деятельности ребёнка в условиях детского сада компенсирующего вида занимается учитель – логопед в тесной связи с другими специалистами ГБДОУ и, конечно же, родителями.
Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. А вместе с тем многие родители попросту не замечают у своего ребенка речевого нарушения, списывая подчас тяжелую речевую патологию на особенности детской речи. Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно – образовательного процесса.
Основными задачами работы логопеда с родителями являются:
- Информировать родителей о состоянии речи дошкольника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
- Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
- Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.
В нашем ГБДОУ мы активно применяем следующие формы работы с родителями (см. Приложение 1):
1. Родительское собрание. Проводится 3 раза в год (в сентябре, январе, мае).
Главной задачей первого родительского собрания является познакомить родителей, пришедших из массового детского сада, со спецификой работы коррекционного образовательного учреждения. Логопед информирует родителей о том, что такое общее недоразвитие речи, о возможном влиянии речевого нарушения на дальнейшее развитие и обучение ребёнка. Родителям сообщается о том, какие специалисты ГБДОУ будут работать с его ребёнком, о структуре занятий, об основных направлениях работы на занятиях, об огромной важности активного участия родителей в коррекции речевого нарушения у ребёнка. Важно уже на первом собрании постараться найти психологический контакт с родителями, установить деловые партнерские отношения. Уместным будет провести анкетирование с целью изучения семьи ребёнка, круга его интересов (см. Приложение 2).
Второе родительское собрание проводится по окончании первого полугодия обучения. Его главной задачей является проведение промежуточных итогов коррекционно – образовательной работы.
Заключительное родительское собрание проводится в мае. Возможно, провести его в виде «круглого стола». Цель: подвести итоги совместной работы, обсудить вопросы преемственности между ГБДОУ и школой.
В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся также консультации для родителей: индивидуальные и подгрупповые.
На первых индивидуальных консультациях учитель – логопед:
- информирует родителей о результатах логопедического обследования;
- сообщает план коррекции речевого нарушения.
На дальнейших индивидуальных консультациях в течение года учитель – логопед:
- сообщает родителям об успехах и трудностях их ребёнка, показывает, на что нужно обратить внимание дома;
- предупреждает о возможных осложнениях в процессе коррекции речевого нарушения;
- дает предварительный прогноз.
Несколько раз в год проводятся групповые консультации для родителей на различные актуальные темы (по их выбору). Примерный список тем составляется логопедом по результатам анкетирования в начале учебного года.
Нельзя ни сказать, о еще одной относительно новой форме работы – консультирование родителей с помощью сети интернет. В настоящее время практически в каждом доме, в каждой семье есть компьютер. Для современных молодых людей, к числу которых, безусловно, относятся и родители наших воспитанников, интернет является и средством общения, и источником информации. Зачастую ответы на вопросы, связанные с особенностями речевого развития ребёнка, наличием или отсутствием у него речевых нарушений, методами их коррекции и проч., родители ищут не в детских садах, а в социальных сетях. Поэтому очень важно, чтобы и там они могли получить квалифицированную помощь. В настоящее время существует множество логопедических сайтов, групп и сообществ логопедов в интернете.
Необходимой формой работы с родителями является проведение индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей. Они позволяют вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной работы с ребёнком дома, наглядно демонстрируют успехи ребёнка, выявляют трудности.
В логопедическом уголке в раздевалке еженедельно обновляются материалы по изучаемым лексическим темам. В них в доступной для родителей форме даются рекомендации и предлагаются различные игры и упражнения для домашних занятий.
Применяемые методы и формы работы с родителями показали свою высокую эффективность, позволяют достичь значительных положительных результатов в коррекции речевых нарушений у детей.
Приложение 1
Перспективный план работы с родителями
№ п/п |
Название мероприятия |
Месяц |
1 |
Родительское собрание. 1.Задачи коррекционно – образовательного процесса. 2. Формы и методы коррекционно – образовательной работы. |
Сентябрь |
2 |
Индивидуальные консультации для родителей по итогам обследования детей. |
Октябрь |
3 |
Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома». |
Ноябрь |
4 |
Обследование детей в массовых садах. Информирование родителей о состоянии речи ребёнка, консультирование по вопросам зачисления в ГБДОУ компенсирующего вида. |
Октябрь – ноябрь |
5 |
Консультация для родителей «Основные этапы работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи». |
Декабрь |
6 |
Индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей. Индивидуальные консультации для родителей |
Ноябрь – май |
7 |
Родительское собрание. Подведение итогов коррекционно - образовательной работы за I полугодие. |
Январь |
8 |
Консультация для родителей «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». |
Март |
9 |
Вводное родительское собрание для родителей, чьи дети были зачислены в ГБДОУ по итогам ТПМПК на следующий учебный год. |
Апрель |
10 |
«Круглый стол». «Подведение итогов совместной работы». - Выступление родителей; - Выступление педагогов группы (воспитателей, учителя-логопеда); - Обсуждение вопросов преемственности работы ГБДОУ и школы. |
Май |
Приложение 2
Анкета
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, эту анкету. Она необходима нам, сотрудникам, работающим в ГБДОУ, для того, чтобы лучше узнать Вас и Вашего ребенка. Анкета поможет подобрать наиболее удобные для Вас формы работы, проводить занятия с ребёнком, учитывая круг его интересов.
1. Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________
2. Мать____________________________________________________________
ФИО, возраст, образование, должность
__________________________________________________________________
3. Отец____________________________________________________________
ФИО, возраст, образование, должность
__________________________________________________________________
4. Количество детей в семье__________________________________________
5. Кто из членов семьи больше внимания уделяет ребёнку, чаще занимается с ним_______________________________________________________________
6. Как часто Вы читает ребёнку, запишите названия его любимых книг______
__________________________________________________________________
7. Перечислите названия стихов, которые Ваш ребёнок знает наизусть______
__________________________________________________________________
8. В какие игры любит играть Ваш ребёнок_____________________________
__________________________________________________________________
9. Какие музеи, выставки, театры Вы посещали с ребёнком за последние полгода___________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Испытываете ли Вы беспокойство по поводу состояния речи Вашего ребёнка____________________________________________________________
11. Испытывает ли Ваш ребёнок беспокойство из-за своего речевого нарушения_________________________________________________________
(не замечает, замечает, но не переживает, переживает)
12. Готовы ли Вы заниматься с ребёнком дома по заданию учителя – логопеда___________________________________________________________
13. Как много времени ежедневно Вы можете уделить для занятия с ребёнком__________________________________________________________
14. Какие темы Вы хотели бы обсудить со специалистами ГБДОУ__________
__________________________________________________________________
15. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить в ГБДОУ____
__________________________________________________________________
Спасибо!