Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир»
Ростовцева Екатерина Викторовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Тема: Время суток.учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: систематизировать имеющиеся у обучающихся представления о частях суток, их характерных особенностях и последовательности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить последовательность частей суток;
- формировать умения слушать, и понимать обращенную речь;
- продолжать формирование умений ориентироваться на плоскости, в пространстве, различать цвета;
- формировать графомоторные навыки.
- активизировать словарь по теме урока и развивать коммуникативную функцию речи, способами доступными ученику;
- развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятия;
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление;
- развивать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;
- воспитывать у учащихся стремление к установлению коммуникативных контактов с окружающими;
- формировать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие учеников и гостей.
- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуйте их, пожалуйста.
- Какое время года наступило? (зима) – прикрепляем снежинку на доску. Какой месяц (декабрь)? Какой день недели (вторник)? Какое число (7) – на доске карточки.
2. Подготовительный этап
- Прежде чем начнем, выполним артикуляционную гимнастику (улыбка, заборчик, трубочка).
- Молодцы!
- Утром, когда я шла на работу, возле школы, мне под ноги упала звездочка. Она рассказала одну интересную историю. Вчера в лесу, проснулся ёжик, умылся, почистил зубы и пришёл в школу. На небе сияли звёзды и луна, дверь в школу была закрыта, и в окнах не горел свет. Как вы думаете, почему? (на улице была ночь). Действительно, ёж перепутал утро и ночь. Чтобы такая история с нами не случилась, нам нужно закрепить понятия: утро, день, вечер и ночь и уметь их отличать.
А звездочка, упавшая с неба, будет наблюдать за нашей работой.
- Какого цвета звездочка? (показать - жёлтая)
- А в какое время суток мы видим звезды на небе? (ночью)
- Какое сейчас время суток? (утро)
Нашей гостье (звёздочка), наверное, не уютно днем? Посадим её на ночное небо (доска-черное небо), а в конце урока положим на подоконник и вечером она поднимется на небо.
- У вас на партах лежат карточки с цифрами. Разлижите их по порядку (цифры от 1 до 5) и переверните. У нас должно получиться слово.
- Возьмите указки. Покажем и назовем буквы (с, у, т, к, и)
- Какое слово у вас получилось (сутки).
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (время суток)
Воспитатель убирает карточки с цифрами и раскладывает карточки-цвета.
3. Основная часть
- Верно. Выполним речевую разминку.
Жил-был Шум. Звали его…
Шум, шум, шум (руки вперед, машем ладонями)
Шум ел…
Хрум, хрум, хрум (сжимаем-разжимаем пальцы)
Ел суп…
Хлюп, хлюп, хлюп (круговые движения кулаками)
Шёл шум…
Бум, бум, бум (кулаками по парте)
Хлопал так…
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопаем в ладони)
А топал так…
Топ, топ, топ (стучим ладонями по парте) – выполняем 2 раза.
- Молодцы!
- Ребята, какие части суток мы знаем? Назовите (утро, день, вечер, ночь).
- Верно, сутки состоят из частей.
- Давайте каждой части суток выберем цвет. Перед вами карточки с цветами. Я называю части суток, а вы подумайте, какой цвет подойдет к определенному времени суток, и покажите цвет (утро – желтый, день – оранжевый, вечер – синий, ночь – фиолетовый).
- Посчитайте, сколько частей суток? (на доску вывешивается таблица-схема).
Воспитатель убирает карточки-цвета и раздает геометрические фигуры и прищепки.
- А как же нам определить время суток? (по солнцу)
- Когда солнце просыпает, поднимает – это утро. Когда светит на небе – это день, вечером солнце садится. А ночью на небе что? (луна)
- Ребята, что лежит перед вами? (геометрические фигуры)
- Назовите их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник).
- Давайте посчитаем, сколько всего геометрических фигур? (5)
- Выберите геометрическую фигуру, которая похожа на солнце и прикрепите к ней лучики (прищепки). Кто быстрее справится с заданием?
Воспитатель убирает геометрические фигуры и раскладывает карточки с заданием «Занятия в разное время суток»
- Быстро и верно справились с заданием! Встаем на физминутку.
Физминутка «Ну где же ручки» (песня)
- Молодцы. Звездочке интересно узнать, что мы делаем в определенное время суток?
Просыпаем, умываемся, учимся, читаем и пр.
- Разложите картинки по порядку, чем мальчик занимается утром, днем, вечером, ночью (обучающиеся раскладывают на партах карточки).
- Чем же мы обычно занимается с утра? (просыпаемся, делаем зарядку, завтракаем)
Обучающиеся называют действия и прикрепляют свои карточки к таблице-схеме на доске.
Воспитатель раскладывает карточки «Предметы»
- Молодцы! Все верно распределили.
- А сейчас посмотрите, пожалуйста, на карточку, которая лежит перед вами. На ней изображены предметы. Возьмите указки. Покажем и назовем предметы.
- Подумайте, какие из этих предметов нам нужны днем? Возьмите ручку и заштрихуйте горизонтальными линиями.
- А какие предметы нужны ночью? Раскрасьте их (обведите).
- Подпишите карточки и положите на край парты.
4. Подведение итогов
- А теперь я предлагаю вам ребята и вам, дорогие гости, сыграть в игру «Верю-не верю».
- Слушайте внимательно. Я буду говорить фразы про разное время суток, если я говорю правильно – вы хлопаете, если нет – молчите.
Утром солнышко встает. +
Утром делаем зарядку. +
Утром люди ужинают. –
Утром мы умываемся. +
Днем в небе ярко светит луна. –
Днем люди обедают +
Днем на улице светят фонари. –
Заканчивается день и начинается утро. –
Вечером всегда темно. +
Вечером ребята идут в школу. –
Ночью люди обедают. –
Ночью все спят. +
- Молодцы! Ребята, что же такое время суток? Важно ли уметь их отличать? (да, чтобы соблюдать режим дня)
- Правильно! А про режим дня мы поговорим на следующем уроке.
- Как вы думаете, понравился звездочке урок? Вы справились со всеми заданиями? За ваши старания и находчивость звездочка награждает вас медальками!
- Что мы должны были сделать в конце урока? (положить звездочку на подоконник, чтобы вечером она поднялась на небо)
- Дорогие ребята и уважаемы гости, в завершении нашего урока М. и Г. расскажут стихотворение.
- Спасибо за урок!
Список литературы:
1. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, - 2011
2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Москва, - 2000
3. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта. Ж «Дефектология»-2006 -№5.
4. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Москва, - 2004