Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Динамические паузы - элемент здоровьесберегающих
технологий в работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья

Вайман Дарья Вячеславовна,
учитель, ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
В настоящее время существует огромное количество педагогических технологий, позволяющих учителю строить уроки и занятия с целью достижения максимально возможного развития обучающихся. К настоящему моменту в зарубежной и отечественной педагогике существует огромное количество классификаций и определений понятия «педагогическая технология». Одно из определений Семушиной Л.Г.: педагогическая технология – «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей». Широкий спектр педагогических технологий включает в себя: здоровьесберегающие, игровые, проектные, кейс-технологии и многие другие.
На сегодняшний день все более востребованы такие педагогические технологии, которые, помимо педагогического эффекта, предполагают охрану здоровья обучающихся.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых условиях для обучения и воспитания. Вследствие особенностей психофизического развития у таких детей проявляется недостаточная сформированность предпосылок к овладению навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений, мотивация к познавательной деятельности снижена.  Чтобы учиться и развиваться, такому ребенку необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослого. Дети с  ОВЗ особенно нуждаются в систематической работе по сохранению и укреплению здоровья. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих образовательных технологий. Одной из отличительных особенностей этой образовательной технологии является наличие динамических пауз – кратковременных физических упражнений, организованных в процессе непосредственной образовательной деятельности и в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении.
Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. За короткое время удается снять общее и локальное утомление, повысить работоспособность, а главное, укрепить здоровье обучающегося.
Зрительная гимнастика обязательно должна быть включена в динамическую паузу, так как служит профилактикой нарушений зрения. К упражнениям зрительной гимнастики можно отнести:
- вертикальные движения глаз вверх-вниз;
- горизонтальное вправо-влево;
- вращение глазами по часовой стрелке и против;
- на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
При эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован,  проводятся минутки релаксации – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Дыхательные упражнения при регулярном проведении с детьми способствуют профилактике заболеваний органов дыхания, а также снятию мышечного напряжения. Дыхательные упражнения бываю статическими (выполняются в состоянии покоя) и динамические (с использованием элементов движения).
При планировании динамической паузы следует учитывать характер и условия проведения урока. Так, после письменных заданий, целесообразно включить  движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д. Подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность. Динамические паузы могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания. Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Использование здоровьесберегающих технологий, сочетающих умственную деятельность с физической активностью, приводит не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Литература:
  1. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, О.А. Ивашедкина. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015.
  2. Морозов В.О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы (теоретико-практические аспекты) . - 3-е изд., стер.. Монография / В.О. Морозов. - Москва : Флинта, 2020.
  3. Полтавцева Н., Стожарова М., Краснова Р., Гаврилова И. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни: ТЦ Сфера, 2013.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»