Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация внеурочной деятельности с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья

Филиппович Галина Наумовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга 
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации.
Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочных, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы:
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
  • О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
  • № 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241.
  • О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
  • № 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357.
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  • Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03 255.
 
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ выполняет следующие функции:
  • образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;
  • креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • рекреационная – организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
  • функция социализации – освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;
  • функция самореализации – самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
Внеурочная деятельность в начальной школе организована по пяти направлениям:
  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное;
  • социальное.
Занятия могут проходить как индивидуальные, так и групповые. Часы внеурочной деятельности подразделяются на аудиторные и внеаудиторные. Для проведения занятий используются классные комнаты, предметные кабинеты, игровые зоны, библиотека, спортивный зал, спортивная площадка.
Программный материал реализуется по принципу возрастающей сложности с учетом возрастных, психологических способностей и возможностей обучающихся, при этом используются разнообразные педагогические технологии, методы, приемы, формы организации занятий. Часовая учебная нагрузка распределена согласно уровням реализации программ, с учетом сроков реализации, рекомендациям СанПиНа. Занятия проводятся согласно режиму, рекомендованному СанПиНами.
Контроль за реализацией внеурочной деятельности осуществляется в течение года: посещение занятий, проверка ведения журналов учета и посещаемости занятий, наличие рабочей программы и соответствие ей проведенных занятий.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
В 1-х классах нашей школы отводиться 8 часов на внеурочную деятельность. Это такие курсы как:
«Двигательное развитие»
«Предметно-практические действия»
«Ритмика»
«Игра и игрокоррекция»
«Разговоры о важном»
«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
«Развивающие экскурсии»
А также 2 часа работы с психологом (курс «Сенсорное развитие») и 3 часа работы с логопедом (курс «Альтернативная коммуникация»).
  1. Один из курсов внеурочно деятельности называется «Предметно-практические действия». Основные задачи реализации содержания: формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
  2. «Игра и игрокоррекция»
Программа ориентирована на индивидуальный подход и жестких рамок реализации, как и четкой тематики не имеет. Каждое занятие строится с учетом зоны ближайшего и актуального развития, а также с учетом пожелания и интересов каждого ребенка. Основной целью является обучение учащихся младших классов с умеренной степенью умственной отсталостью игре.
Основные задачи:
  • обучение предметно - манипулятивной деятельности;
  • формирование представлений о свойствах предметов;
  • стимулирование активности ребенка, направленной на самостоятельную познавательную деятельность;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей координации движений;
  • развитие и коррекция сенсорно-перцептивной сферы;
  • активизация зоны ближайшего развития;
  • развитие навыков общения
  • -развитие навыков конструктивного взаимодействия;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • формирование навыков сюжетно-ролевой игры;
  • развитие игрового мотива деятельности.
  1. «Развивающие экскурсии»
Целью данных курсов является коррекция и развитие всех сторон личности учащихся с умеренной умственной отсталостью на основе ознакомления с родным городом, осуществляя таким образом, интеграцию детей в общество. Дать им возможность почувствовать себя полноценным членом общества, вносящим свой посильный вклад. У учащихся с умеренной умственной отсталостью знания о городе крайне скудны. Учащиеся плохо знают основные исторические и архитектурные памятники города. Одним из основных направлений коррекционной работы с учащимися с умеренной умственной отсталостью является воспитание юного петербуржца, что означает не только приобретение учащимися каких-либо определённых социально-бытовых навыков, но и развитие личности каждого ребёнка. Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают значительные трудности в овладении учебным материалом, ориентированием в условиях города, именно поэтому воспитание юного петербуржца проводится на основе реальных и виртуальных экскурсий, что реализуется в курсе «Развивающие экскурсии».
 
Внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.

 
Список литературы:
  1. Актуальные проблемы коррекционной педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018 – № 3 – С. 5 – 40
  2. Концепция Специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев [и др.] – М.:Просвещение, 2013 – 42 с.
  3. Примерная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с УО – Просвещение, 2015 – 478 с.
  4. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»