Организация внеурочной деятельности с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья
Филиппович Галина Наумовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации.учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочных, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы:
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
- О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
- № 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241.
- О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
- № 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357.
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03 255.
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;
- креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- рекреационная – организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
- функция социализации – освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;
- функция самореализации – самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
- контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- социальное.
Программный материал реализуется по принципу возрастающей сложности с учетом возрастных, психологических способностей и возможностей обучающихся, при этом используются разнообразные педагогические технологии, методы, приемы, формы организации занятий. Часовая учебная нагрузка распределена согласно уровням реализации программ, с учетом сроков реализации, рекомендациям СанПиНа. Занятия проводятся согласно режиму, рекомендованному СанПиНами.
Контроль за реализацией внеурочной деятельности осуществляется в течение года: посещение занятий, проверка ведения журналов учета и посещаемости занятий, наличие рабочей программы и соответствие ей проведенных занятий.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
В 1-х классах нашей школы отводиться 8 часов на внеурочную деятельность. Это такие курсы как:
«Двигательное развитие»
«Предметно-практические действия»
«Ритмика»
«Игра и игрокоррекция»
«Разговоры о важном»
«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
«Развивающие экскурсии»
А также 2 часа работы с психологом (курс «Сенсорное развитие») и 3 часа работы с логопедом (курс «Альтернативная коммуникация»).
- Один из курсов внеурочно деятельности называется «Предметно-практические действия». Основные задачи реализации содержания: формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
- «Игра и игрокоррекция»
Основные задачи:
- обучение предметно - манипулятивной деятельности;
- формирование представлений о свойствах предметов;
- стимулирование активности ребенка, направленной на самостоятельную познавательную деятельность;
- развитие мелкой моторики;
- развитие общей координации движений;
- развитие и коррекция сенсорно-перцептивной сферы;
- активизация зоны ближайшего развития;
- развитие навыков общения
- -развитие навыков конструктивного взаимодействия;
- развитие эмоциональной сферы;
- формирование навыков сюжетно-ролевой игры;
- развитие игрового мотива деятельности.
- «Развивающие экскурсии»
Внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.
Список литературы:
- Актуальные проблемы коррекционной педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018 – № 3 – С. 5 – 40
- Концепция Специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев [и др.] – М.:Просвещение, 2013 – 42 с.
- Примерная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с УО – Просвещение, 2015 – 478 с.
- Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с.